Наука и образование XVIII века, 7-й класс

Цели и задачи урока:

  • Раскрыть XVIII век, как время становления
    российской науки;
  • Формирование ЗУН учащихся систематизировать
    материал в таблицу и анализировать полученные
    данные, выделяя причинно-следственные связи;
    решать проблемные задания;
  • Воспитание патриотизма, формирование у детей
    стремления к получению новых знаний и
    качественного образования.

Оборудование: учебник «История
России» А.А. Данилов, Л.Г. Косулина; мультимедиа, презентация, карточки с таблицей,
тестовый материал для учащихся, карточки
красного и зеленого цвета.

Предварительная подготовка: трое
учащихся по желанию готовят сообщение от первого
лица — М. Ломоносов, В. Беринг, И. Кулибин
(элементы исторического костюма).

Ход занятия

I. Инициация.

Постановка проблемы и настрой учащихся на
активное сотрудничество.

Презентация

< Слайд 1>

- Сегодня мы с вами познакомимся с «Наукой и
образованием XVIII века», этот период называют
временем становления российской науки. Так ли
это? Чтобы ответить на данный вопрос, необходимо
решить следующие задания: < слайд 2>

1. Какой вклад в мировую науку внесли
отечественные учёные?

2. Какова роль образования в развитии нашей
страны?

II. Академия наук.

- Итак, начнём! < Слайд 3>

В 1725 году состоялось открытие Академии наук.
Указ о её создании был подписан ещё при жизни
Петра Великого в 1724г. Значительные средства были
отпущены государством на нужды академии. В её
составе действовали не только обсерватория,
физическая и химические лаборатории, но и
ботанический сад, музей, библиотека, типография.

- Ребята, а чем занимаются в обсерватории? (Если
вопрос вызывает трудности, обращаемся к словарю
на стр. 221.)

Академия была не только научным, но и учебным
центром, где готовили первых отечественных
учёных. Одним из них был М.В. Ломоносов. < Слайд 4>

Представьте, что он сегодня перед нами, и
внимательно послушайте. (Сообщение учащегося: < приложение 1>)

Учительские вопросы: Почему М.В. Ломоносова
называют учёным-энциклопедистом, а не просто
химиком или астрофизиком?

Вывод: Следовательно, в России появился центр
науки и образования, где не только развивают
научные знания, но и готовят учёных.

III. Естественные науки.

Своё развитие в России получили и естественные
науки. < Слайд 5>

Давайте вместе выделим, используя текст
учебника, какие новшества появились в ряде наук
приведенных на слайде:

  • Ботаника — Ботанический сад.
  • Зоология — Анатомический атлас.
  • География — Атлас Российской империи.
  • Геология — карты месторождений.
  • Астрономия — наблюдения за звездами в
    обсерватории.
  • Физика — открытие кинетической теории газов.
  • Химия — в лабораториях создают краски, клей,
    фильтры.

Учительские вопросы: Как вы думаете, чему
соответствовали эти знания?

Вывод: Естественные науки соответствовали
потребностям человека.

IV. Гуманитарные науки.

В данный период стали популярными многие
ученые и изобретатели. Для того чтобы нам было
удобнее работать, давайте заполним следующую
таблицу. Анализируя её, нам будет не сложно
справиться с проблемным заданием урока. (Таблицы
раздать учащимся) < Слайд 6>


Ученые и изобретатели Научные открытия и изобретения Значение научных открытий и
изобретений

- Историческая мысль представлена трудами М.В.
Ломоносова и Василия Никитича Татищева. < Слайд 7> Его «История России»- 5-ти томный труд
научного освещения истории нашей страны.

Учительские вопросы: как вы думаете, что
побуждало их к этой деятельности?

Вывод: Следовательно, в XVIII веке активно
формируется национальное самосознание, людей
заинтересовало их прошлое. (Заносим данные в
таблицу)

V. Академические экспедиции.

Научные знания добывают не только в
лаборатории, за столом в архиве. Страна велика и
для изучения ее территории и богатств академия
направляет научные экспедиции. Были описаны
Камчатка и Курильские острова, сухопутный путь в
Индию, Сибирь разделили на Западную и Восточную.
Давайте послушаем выдающегося первооткрывателя
данной эпохи Витуса Беринга. Представим, что он
перед нами. < Слайд 8>

(Сообщение учащегося: < приложение 2>)

Учительские вопросы: Что было открыто Витусом
Берингом?

Вывод: Открытые земли Америки отошли к России,
началось их освоение. (Заносим данные в таблицу)

VI. Выдающиеся техники и изобретатели.

Следующее направление в науке — техника.
Давайте послушаем одного из самых известных
изобретателей — Ивана Петровича Кулибина.
< Слайд 9> (Сообщение учащегося:< приложение 3>, данные заносим в таблицу). Далее выполнить
необходимо самостоятельную работу над пунктом
учебника стр. 218, работа по аналогии. Кто выполнит
задание поднимите карточку зеленого цвета, она
лежит у вас на столе, а у кого задание вызовет
затруднение — поднимите карточку красного
цвета, и мы придем вам на помощь.

По окончании работы все ребята поднимают
зеленые карточки. Формулируем вывод.

Вывод: XVIII век стал временем прорыва в
научно-техническую мысль России.

VII. Система образования

А теперь посмотрим, что стало в XVIII веке с
системой образования. < Слайд 10> Сравните две
системы: XVII и XVIII века.


XVII век XVIIIвек
Домашнее обучение Домашнее обучение
Училище Школа общеобразовательная
Гимназия
Профессиональные училища
Университет
Академия

Учительские вопросы: Что вы видите различного?

Вывод: Расширение системы образования.

VII. Заключение. Рефлексия.

Вот теперь мы можем вернуться к нашему
проблемному заданию. < Слайд 11>

Действительно ли XVIII век — время становления
российской науки. Ответ на предложенные вопросы,
опираясь на материалы вашей таблицы.

1. Какой вклад в мировую науку внесли
отечественные учёные?

2. Какова роль образования в развитии нашей
страны?

3. Вы познакомились с выдающимися личностями,
какие чувства вы испытываете по отношению к ним?

Вывод: XVIII век стал временем создания и развития
основ российской науки и значительного
расширения системы образования.

Тесты. Оценка деятельности
учащихся. < Приложение 4>

Рекомендуемое домашнее задание: п. 30 и
дополнительно ознакомиться с электронной
энциклопедией России. < Слайд 12>

Поурочное планирование составила Фучкина
О.С. — учитель истории МОУ CОШ № 21 с. Архиповского
Буденновского района Ставропольского края

Презентация

Следующий: