Научное общество любителей физики


Цель урока — обобщение и повторение
темы: «Электрический ток»

1. Класс предварительно разбивается на научные
лаборатории. Каждой научной лаборатории дается
определенное домашнее задание.

  • Лаборатория экспериментальной физики -
    домашний эксперимент.
  • Лаборатория теоретической физики — задания для
    проверки знаний формул и физических понятий,
    вывода формул (см. приложение 1)
  • Лаборатория решения задач — качественные,
    расчетные, количественные и графические задания
    по данной теме
  • Лаборатория практики — задания о практическом
    применении данной темы в быту и технике.

В каждой группе выбирается главный научный
сотрудник, который осуществляет связь группы с
учителем по вопросам подготовки.

2. В начале урока определяются цели и задачи
заседания «Научного общества любителей
физики». Учитель проводит инструктаж по
проведению урока.

1. Главный специалист лаборатории
экспериментальной физики проводит эксперимент:

Оборудование:

  • лимон (соленый огурец)
  • медный провод
  • железный гвоздь

Из данного оборудования собрать источник тока.
Соединить с гальванометром. Убедиться, что
источник тока работает. Объяснить, почему?
(Каждая лаборатория обсуждает ответ на вопрос и
записывает ответ на листке наблюдений, отдает на
проверку в лабораторию экспериментальной
физики)

2. Лаборатории теоретической физики и решения
задач раздают задания.

А) рассмотреть перечень задач для подготовки к
контрольной работе: выбрать те задания, которые
вызывают затруднения. (Эти задания лаборатория
решения задач разбирает на доске)

Б) Заполнить таблицу формул. Учащиеся вписывают
в таблицу все формулы, которые изучали в теме:
«Электрический ток», сдают на проверку в
лабораторию теоретической физики.



В) Созвездие формул. Из предложенных формул
вывести формулу мощности.

Г) Главный специалист лаборатории
теоретической физики выясняет, как в группах
учащиеся знают определения понятий, оценивает в
ведомости своей группы.

3. Лаборатория практики представляет газету
«Моя электрическая квартира». Задает вопросы:
Почему нельзя включать в сеть одновременно
приборы с большой суммарной мощностью?

Какова должна быть суммарная мощность приборов
для нашей квартиры? Почему?



Лаборатории обсуждают ответы на вопросы, сдают
в лабораторию практики.

Проводят опрос: «Практическое применение
данной темы в быту и технике». Учащиеся
записывают свои примеры и сдают их на проверку в
лабораторию практики.

4. Учитель проводит эксперимент: для этого
необходимо следующее оборудование

  • Гальванический элемент (пальчиковая батарейка)
  • Два куска провода
  • Ножницы
  • Клейкая лента
  • Картофелина

Два куска провода с помощью клейкой ленты
подсоединить к батарейке. Свободные концы
воткнуть в картофелину.

РЕЗУЛЬТАТ: около одного конца провода
картофелина позеленеет. Зеленый цвет показывает,
что этот провод подключен к отрицательному плюсу
батарейки.

Обсуждают эксперимент в группах и устно
отвечают:

ПОЧЕМУ ТАК ПРОИСХОДИТ?

5. Анализ работы в целом. Главные специалисты
сдают свои ведомости учителю — научному
руководителю. Подведение итогов работы.



Обсуждение вопросов:

  • Какая часть заданий вызвала затруднения?
  • Что необходимо более детально повторить, на что
    обратить внимание?

6. Домашнее задание:

Учащимся в соответствии с итогами своей работы
на занятии задать себе работу на дом;

Для тех учащихся, кто сомневается в своих силах,
учитель задает сам:

  • повторить параграфы 8 — 20 (учебник С.В. Громов,
    Н.А. Родина «Физика -8″
  • решить задачи:
    • качественные: № 39
    • расчетные: № 44, № 68
    • графические: № 59



Следующий: