Научно-практическая конференция Реактивное движение деловая игра

ЦЕЛИ:

  1. Развить мышление учащихся путём
    самостоятельной работы с книгой, дополнительной
    литературой.
  2. Содействовать:
  3. а) экологическому воспитанию школьников,
    обратив внимание на проблемы загрязнения
    атмосферы Земли;
    б) патриотическому воспитании, познакомив с
    работами отечественных учёных и вкладом в
    освоение космоса русских космонавтов.

Оформление. (В зале расставлены
столы для работы в группах. )

Плакаты: многоступенчатая ракета;
реактивное движение; космический корабль
“Восток”; К.Э.Циолковский. Жизнь и деятельность
учёного; Ю.А.Гагарин.

Демонстрации:

  • сегнерово колесо;
  • полёт ракеты.

Выставка книг.

Человечество не останется вечно на Земле,
но, в погоне за светом и пространством, сначала
робко проникнет за пределы атмосферы, а затем
завоюет себе всё околоземное пространство.
(К.Э.
Циолковский)

Презентация.

Вступительное слово учителя:

- Наша конференция посвящена практическому
применению закона сохранения импульса, решению
проблемы освоения космоса – вечной мечты
человека. Мы её проводим в форме деловой игры.
Ваша задача сегодня – внимательно слушать
выступающих, участвовать в прениях, оценивать
ответы и информационные сообщения,
подготовленные вами самостоятельно с
использованием учебников физики и
дополнительной литературы. Конференцию проводят
учащиеся 10 класса.

Ведущий 1: Мы начинаем конференцию,
посвящённую проблемам освоения космоса. Здесь
присутствуют специалисты, причастные к решению
этой проблемы, — это группа теоретиков и
экспериментаторов, а также историков,
космонавтов и экологов.

Ведущий 2: (Звучит музыка Paul Maureat
-Careless Wispher).

Человек давно мечтал о небе, о небесных телах.
Мечтали люди о том, чтобы когда-нибудь побывать
на небесных телах. Впервые фантастическое
описание посещения Луны даёт Иоганн Кеплер в
книге “Сон”. В XIX веке космическое путешествие
описал Жюль Верн в романе “Из пушки на Луну”.

Ведущий 1: Солнце, Луна, звёзды –
вечный источник, вдохновляющий поэтов.

Небесный свод, горящий славой звёздной,
Таинственно глядит из глубины.
И мы плывём пылающею бездной,
Со всех сторон огнём окружены.
(Ф.Тютчев)

Ведущий 2: Звёздное небо – великая
книга природы. Перед тем, кто сумеет её прочесть,
раскроются несметные сокровища окружающего нас
космоса.

Ведущий 1:

Открылась бездна, звёзд полна,
Звездам числа нет, бездне – дна.
Так я, в сей бездне углублён,
Теряюсь, мыслью утомлён.
(М.В. Ломоносов)

Ведущий 2: Конференция уже начала свою
работу. Слово предоставляется группе историков.

Группа историков:

1. Рассказывает о жизни и деятельности Н.И.
Кибальчича – революционера-народника. (Приложение 1)

2. Рассказывает о “Космической философии” К.Э.
Циолковского – основоположника научной
космонавтики. (Приложение 2)

3. С.П. Королев — Главный конструктор первых
ракетно-космических систем. (Приложение
3)

Вопросы к группе историков:

1. Что вы знаете о детстве С.П. Королева?

2. Какую цель ставил перед собой С.П. Королев?

3. С.П. Королев строил ракеты и летал на них?

4. Расскажите о его работе, направленной на
пользу человечества?

5. В его жизни были тяжёлые испытания?

6. В каком году С.П. Королев и при каких
обстоятельствах был назначен главным
конструктором?

7. С какого года было положено начало
космической эры?

8. Каков же весь жизненный путь С.П.Королева? (Приложение 4)

Ведущий 1: Готовится к выступлению
группа теоретиков вместе с экспериментаторами.

Группа теоретиков:

1. Даёт определение реактивному движению,
приводит примеры его проявления в повседневной
жизни.

2. Объясняет устройство ракеты как системы двух
тел.

- Выводит формулу для определения скорости
ракеты.

- Исследует зависимость скорости ракеты от
массы оболочки, топлива, объясняют, что по мере
сгорания баки с отработанным горючим становятся
ненужным балластом и для сообщения им ускорения
расходуется топливо. Поэтому по мере опустошения
баков конструкции, которые уже не нужны,
необходимо сбрасывать.

- В заключении делают вывод о необходимости
создания многоступенчатой ракеты.

- Выводят формулу для скорости ракеты после
сбрасывания очередной ступени.

Группа экспериментаторов:

1. Показывает опыты, доказывающие возможность
реактивного движения. (Сегнерово колесо, полёт
обычного детского шара под действием воздуха,
выходящего наружу.)

2. На компьютере представляют модель запуска
ракеты.

3. Анализируют опыты и делают выводы.

Ведущий 2: Слово предоставляется
группе космонавтов. Это они проводят серьёзные
научные исследования в космосе.

Группа космонавтов:

1. Рассказывает об этапах освоения космоса.

2. О истоках Российской космонавтики.

3. О первом космонавте Ю.А. Гагарине, о первом
человеке, вышедшем в открытый космос и его
впечатлениях об этом.

4. О новых двигателях.

5. Искусственные спутники.

Журналисты:

1. Сообщают о современных достижениях
космонавтики;

- достижениях русской космонавтики.

2. Рассказывают о спутниках связи, научных
исследованиях, опубликованных на страницах
газет и журналов.

3. Знакомят с выставкой библиотечных книг по
теме конференции.

Ведущий 1: Конференцию завершает
выступление экологов.

Экологи:

- Рассказывают о космическом мусоре, который
становиться серьёзной проблемой в околоземном
пространстве;

- экологической безопасности;

- юридическом содержании принципа
экологической безопасности.

- предлагают принять конкретные меры по
уменьшению озоновой дыры, по утилизации
космического мусора.

Ведущий 2: Конференция окончена. Мы
надеемся, что наша конференция будет для вас
полезной и доступной, вы узнали сегодня о новом
виде движения – реактивном, об успехах
отечественной космонавтики, о достижениях
отечественной науки и техники. До следующей
встречи.

Учитель: Спасибо всем, кто принял
участие в подготовке сегодняшней конференции. Я
думаю, вы внимательно слушали и анализировали,
представленную информацию о реактивном движении
и сумеете распознать его среди других видов
движения, понимаете, что именно закон сохранения
импульса позволяет теоретически рассчитывать и
оценивать скорость – ракеты, которая зависит от
отношения массы тела к массе оболочки.

Вы ознакомились с этапами освоения космоса,
увидели значение научного вклада именно русских
учёных и космонавтов, отметили успехи
современной науки и её экологические проблемы.

Я предлагаю вам сделать соответствующие
выводы, оценить каждого из выступающих на
конференции. И поэтому домашнее задание будет
таким: написать отзыв-рецензию на сегодняшнюю
конференцию.

Учитель объявляет оценки учащимся.

Литература

1. Впереди своего века: Труды К.Э.Циолковского.
М., 1970.

2. Баландин Р. Разум Вселенной // Техника
молодежи. 1992. № 1-2.

3. Попович П. Р., Лесников В. С. Не могло быть
иначе!: Космическая хроника. – М.: Молодая
гвардия, 1980. – 205 с.

4. Уманский С. П. Космонавтика сегодня и завтра:
книга для учащихся. – М.: Просвещение, 1986. – 175 с.

5. Академик С.П.Королев. Ученый. Инженер. Человек:
Творческий портрет по воспоминаниям
современников: Сб. статей / Под ред.А.Ю.Ишлинского.
- М., 1986.

6. Пионеры ракетной техники: Кибальчич,
Циолковский, Цандер, Кондратюк: Научные труды. -
М., 1959.

7. Космонавтика СССР: Сб. / Сост. Л.Н.Гильберг,
А.А.Еременко; Гл. ред. Ю.А.Мозжорин. — М., 1986.

8. Романов А. Королев. — М., “Молодая гвардия”,
ЖЗЛ, 1996.

Следующий: