Научно-практическая конференция Нобелевские лауреаты! Кто они: гении, патриоты или обычные люди?

Вид мероприятия: конференция.

Мотивация темы и формы проведения мероприятия:


проводится с целью оптимизации и активности
учащихся, развития познавательного интереса.

Продолжительность

: 1 час.

Цели мероприятия

.

Дидактические

: используя нестандартную
форму мероприятия; выработать навыки
самостоятельной работы с дополнительной
литературой, навыков постановки экспериментов,
самостоятельных суждений.

Воспитательные

: воспитание
любознательности, наблюдательности,
внимательности, изобретательности, развитие
навыков культуры общения; воспитание
патриотизма; формирование материалистического
мировоззрения, нравственных качеств личности
(доброжелательность, тактичность,
добросовестность); воспитание творческой
инициативы.

Развивающие

: побуждение учащихся к
познавательной деятельности; развитие
логического мышления; реализация межпредметных
связей курсов биологии, химии, физики, истории и
др.; развитие сообразительности, расширение
кругозора.

Междисциплинарные связи

: физика, химия,
биология, история, математика, информатика,
литература

Учебное оборудование

:

1. На доске в центре плакаты со словами.


“… человек желает знать, и,
когда у него прекратится это желание, он
перестанет быть человеком”.

Ф. Нансен.

Польза, которую учёный как
таковой приносит нации, измеряется количеством
новых знаний, которыми он её обогащает.

Максвелл

2. Портреты.

  • Мария Склодовская-Кюри, Вильгельм Рентген,
    Андрей Дмитриевич Сахаров, Михаил Александрович
    Шолохов.
  • Остальные портреты показывают через ПК.
    (Горбачев М.С., Мечников И.И., Муассан А.)

3. Физические приборы (индукционная катушка,
магнит, гальванометр, газоразрядные трубки,
высоковольтный разрядник).

5. Оборудование: мультимедийный проектор,
компьютер.

6. Музыкальное сопровождение:

  • Бетховен “Лунная соната”,
  • Раймонд Паулс “Блюз”.

7. Демонстрации.

  • Опыты Фарадея с индукционной катушкой, магнитом
    и гальванометром
  • Презентация для конференции.
  • Опережающее задания обучающимся

    : учащиеся
    готовят “портфолио” ученого.

    Критерии и методы диагностики уровня
    готовности обучающихся к занятию: активность
    учащихся в подготовке к конференции.

    Критерии и методы диагностики эффективности
    занятия

    : рефлексия, активность участников
    конференции.

    Хронокарта мероприятия.

  • Рассказ о жизни и деятельности А. Нобеля (10 мин.).
  • Выступления учащихся от имени нобелевских
    лауреатов (48 мин.).
  • Подведение итогов (2 мин.).
  • План мероприятия.

  • Рассказ о жизни и деятельности А. Нобеля.
  • Выступления учащихся от имени нобелевских
    лауреатов.
  • Подведение итогов.
  • Учитель:

    Рассказ о жизни и деятельности
    Нобеля А. сопровождается показом презентации. (Приложение 1). Приложение

    Сегодня мы поговорим о жизни и деятельности
    учёных, о том какими они были, о лауреатах
    Нобелевской премии, их работа – это чудовищные
    эпопеи в смысле затрат времени и энергии. Это
    грандиозно и красиво. Мы вам представим
    небольшой этюд из жизни английского физика
    Майкла Фарадея, того самого М. Фарадея, который
    дал жизнь всем электродвигателям,
    динамо-машинам, генераторам, открыв в 1931 году
    явление электромагнитной индукции.

    Инсценировка опыта Фараде.я

    Фарадей: Превратить магнетизм в
    электричество. (Встаёт со стула, подходит к
    окну. Задумчиво продолжает)

    Как тихо в лаборатории. Лето. Все разъехались в
    отпуск. Я остался один. Самое время поработать.
    Надо написать обзорную статью по истории
    электромагнетизма в журнал “Философские
    анналы”, проделать все опыты, которые привели к
    пониманию магнетизма, осуществить смелую мысль:
    два месяца тому назад профессор Дэви и учёный
    Уильям Волластон говорили об интересном
    эксперименте, в котором можно заставить
    вращаться проволоку с током под действием
    магнита.

    Ведущий первый:

    После настойчивых и
    многочисленных попыток Фарадей осуществил этот
    эксперимент.

    Ведущий второй:

    Люди, которые создавали
    науку, всегда вызывали у нас чувство восхищения
    своей дерзновенностью, смелостью мысли,
    бескорыстной жаждой познания. Какие они были?
    Знаете ли вы? Или навсегда они вошли в вашу душу
    скупыми строчками из учебника: такой-то великий
    сделал то-то, жил, умер тогда-то?

    Ведущий первый:

    Всё запутано в наш оглушающий век.
    Разбираться в истории будем,
    Что важнее всего на земле?

    Все: Человек.

    Ведущий второй:

    Кто же они, те люди,
    деятельность которых связана с невиданными
    достижениями в современной науке и глубоким
    проникновением в тайны живой и неживой природы?
    Где они работали? В чём суть сделанных ими
    открытий?

    Ведущий первый:

    Ответ на эти вопросы можно
    получить, ознакомившись с лауреатами
    Нобелевский премии – это…

    Ведущий второй:

    Вильгельм Конрад Рентген.

    Ведущий первый:

    Мария Склодовская-Кюри.

    Ведущий второй:

    Сахаров Андрей Дмитриевич.

    Ведущий первый:

    Горбачев Михаил Сергеевич.

    Ведущий первый:

    Мечников Илья Ильич.

    Ведущий второй:

    Анри Муассан.

    Ведущий первый:

    Шолохов Михаил
    Александрович.

    Ведущий второй:

    Последние 300 лет в истории
    человечества по праву можно считать периодом
    небывалого расцвета науки, который в наши дни
    привёл к подлинной научно-технической революции.
    Труды учёных были оценены различными медалями и
    наградами, далеко шагнувшими за сотню.

    Ведущий первый:

    Среди множества отличий
    выделяется, однако, премия, ставшая символом
    высшего достижения в области науки, – это
    международная премия, учреждённая в конце
    прошлого века шведским инженером,
    промышленником, создавшим динамит Альфредом
    Нобелем. Всё это отражено в его завещании.

    Ведущий второй:

    Завещание Альфреда Бернхарда
    Нобеля (сокращенный вариант).

    “Я, нижеподписавшийся, Альфред Бернхард
    Нобель, обдумав и решив, настоящим объявляю мое
    завещание по поводу имущества, нажитого мною к
    моменту смерти.

    Все остающееся после меня реализуемое
    имущество необходимо распределить следующим
    образом: капитал мои душеприказчики должны
    перевести в ценные бумаги, создав фонд, проценты
    с которого будут выдаваться в виде премии тем,
    кто в течение предшествующего года принес
    наибольшую премию человечеству. Указанные
    проценты следует разделить на пять равных
    частей, которые предназначаются: первая часть
    тому, кто сделал наиболее важное открытие или
    изобретение в области физики, вторая – тому, кто
    совершил крупное открытие или
    усовершенствование в области химии, третья –
    тому, кто добился выдающихся успехов в области
    физиологии или медицине, четвертая – создавшему
    наиболее значительное литературное
    произведение, отражающее человеческие идеалы,
    пятая – тому, кто внесет весомый вклад в
    сплочение народов.

    Париж, 27 ноября 1895 г. Альфред Бернхард
    Нобель.

    Ведущий первый:

    Первая среди физиков
    Нобелевская премия была присуждена в 1901 году
    Вильгельму Рентгену. (Сообщения об учёных
    ведутся как бы от лица самих учёных. Учащиеся
    одеты в костюмы магистров).

    Рентген:

    Я, Рентген Вильгельм Конрад –
    немецкий физик-экспериментатор,
    член-корреспондент Берлинской Академии наук.

    Мои научные исследования относятся к
    электромагнетизму, физике кристаллов, оптике,
    молекулярной физике. Главное моё открытие – это
    открытие X-лучей, позднее названных
    рентгеновскими. 8 ноября 1895 года я случайно
    заметил, как холодным зеленоватым светом сияют
    кристаллы одной из солей. Это свечение я видел не
    раз, разбуженное солнцем. Но за окном была ночь.
    Недавно пробило четверть двенадцатого, и
    последний солнечный луч давно уже покинул
    засыпавший Вюрцбург. Может мираж? Устал! Вот и
    разрядную трубку, прикрытую чёрным колпаком,
    забыл выключить. Щелчок рубильника – и свечения
    как не бывало. Не единой искорки не осталось.
    Неужели трубка при прохождение тока высокого
    напряжения стала источником дотоле неизвестных
    “икс-лучей”, породивших волшебный свет? (Во
    время выступления демонстрируется опыт,
    позволивший обнаружить “икс-лучи”)

    Ведущий второй:

    12 ноября 1901года. Присудить
    нобелевскую премию года по физике Вильгельму
    Конраду Рентгену за открытие лучей, которые
    носят его имя.

    Ведущий первый:

    Слава, от которой Рентген
    бежал всю жизнь, нашла его после смерти. Первый в
    мире памятник Рентгену был установлен в
    Санкт-Петербурге.

    Звучит музыка: Бетховен “К Элизе”.

    Ведущий второй:

    Образцом беззаветного
    служения делу науки может являться жизнь
    замечательных людей Марии и Пьера Кюри. Итак,
    заслушаем доклад Марии Склодовской-Кюри и Пьера
    Кюри.

    Мария Склодовская-Кюри:

    Я, Мария
    Склодовская-Кюри родилась в 1867 году 7 ноября в
    Варшаве в семье учителя Владислава Склодовского.
    Здесь же в Варшаве окончила гимназию с золотой
    медалью. В 16 лет начинаю давать уроки, а затем
    самостоятельно занимаюсь в лаборатории музея
    промышленности и сельского хозяйства.

    В 1891 году уезжаю в Париж к своей сестре Броне и
    становлюсь студенткой Сорбонны. Благодаря своим
    незаурядным способностям и трудолюбию, получаю
    два диплома – по физике и математике.

    В 1895 году после бракосочетания с Пьером Кюри,
    сыном доктора Кюри, работаю в лаборатории Пьера
    Кюри в Институте физике.

    Ведущий первый:

    В 1896 году к Пьеру Кюри пришёл
    его друг французский физик Анри Беккерель,
    случайно открывший излучение радиоактивных
    элементов, и между ними состоялся такой разговор:

    Анри Беккерель:

    Я уже проверил несколько
    флуоресцирующих веществ, и только уран …

    Мария Склодовская-Кюри:

    Вы проверили, друг
    мой, очень незначительное число таких веществ.
    Здесь нужны опыты в огромных масштабах, нужно
    проверить сотни минералов и их соединений.

    Анри Беккерель:

    Но у меня нет для этого ни
    времени, ни средств.

    Мария Склодовская-Кюри:

    Вы не будете
    возражать, если я займусь этими опытами?

    Анри Беккерель:

    Я буду только счастлив!

    Ведущий первый:

    12 ноября 1903 года присудить
    Нобелевскую премию Пьеру и Марии
    Склодовской-Кюри за изучение явления
    радиоактивности.

    Ведущий второй:

    7 ноября 1911 года присудить
    Нобелевскую премию года по химии Марии
    Склодовской-Кюри в знак признания её вклада в
    развитие химии, который она внесла открытием
    элементов радия и полония, за её эксперименты с
    этими элементами.

    Ведущий первый:

    Мария и Пьер Кюри, работая на
    благо науки и человечества, не подозревали, какую
    трагедию принесёт их открытие.

    Ведущий второй:

    (читает стихотворение И. Г.
    Эренбурга “Дождь в Нагасаки”)
    :

    Дождь в Нагасаки бродит, разбужен, рассержен,
    Куклу слепую девочка в ужасе держит.
    Дождь этот лишний деревья ему не рады,
    Вишня в цвету, цветы уже начали падать,
    Дождь этот с пеплом, в нём тихой смерти заправка.
    Кукла ослепла, ослепнет девочка завтра,
    Будет отравой доска для детского гроба,
    Будет приправой тоска и долгая злоба,
    Злоба – как дождь, нельзя от неё укрыться,
    Рыбы сходят с ума, наземь падают птицы.
    Голуби скоро начнут, как вороны каркать,
    Будут кусаться, и выть молчальники-карпы,
    Будут врезаться в людей цветы полевые.
    Воздух вопьётся в грудь, сердце высосет, выест.
    Злобу не в силах терпеть, как дождь, Нагасаки.
    Мы не дадим умереть тебе, Нагасаки!
    Дети в далёких, в зелёных и тихих скверах, –
    Здесь не о вере, не с верой, не против веры,
    Здесь о другом – о простой человеческой жизни.
    Дождь перейдёт, на вишни он больше не брызнет.



    (Во время чтения стихотворения на экран
    проецируется видео сюжет: атомный взрыв и его
    последствия).

    Ведущий первый:

    Есть даты и есть даты-символы.
    Теперь и август 1945 года – это не просто
    календарная дата, это символ наполненных
    глубочайшей значимости событий, смысл которых
    каждое последующее поколение будет открывать
    для себя заново.

    Ведущий второй:

    Атомная бомба была сброшена
    на японские города американской авиацией, а вот
    «Отцом» советской водородной бомбы был
    Андрей Дмитриевич Сахаров. Он изобрел ее, считая,
    что тем самым укрепит могущество своей Родины, и
    никто никогда не посмеет напасть на нее.

    Ведущий

    первый: Однако свою почетную
    награду — Нобелевскую премию — он получил не за
    научные достижения, а за общественную,
    гражданскую деятельность, как выдающийся
    защитник прав и свобод человека в 1975 году. Именно
    поэтому его ожидали тяжкие испытания, а имя его
    стало бессмертным.

    Сахаров А. Д.

    : Я родился в 1921 году. Процветание
    Родины я мыслил как счастливую, полную смысла
    жизнь, свободу материальную и духовную, мир и
    безопасность для всех людей на Земле, независимо
    от их расы, национальности, пола, возраста и
    социального положения. Я первым поднял свой
    голос против ввода советских войск в Афганистан.
    Как гражданин я чувствовал ответственность за
    происходящие трагические события. Встав в 60-е
    годы в ряды борцов за мир, прогресс и права
    человека, я был отправлен в ссылку на долгие семь
    лет. И, несмотря на это, я утверждаю, что главное -
    это человек, надо первой заботой государства и
    общества сделать интересы человека.

    Ведущий второй

    : Родина Сахарова, увы,
    объявила наймитом западных революционеров,
    преследовала, лишала заслуженных наград. Но
    Великий Гражданин не дрогнул, потому что
    мужество было главной чертой его личности.
    Судьба Сахарова дает веру в человеческую
    личность, в гражданское мужество, в то, что и один
    человек может выстоять в противоборстве со злом.

    Ведущий первый:

    В борьбу за мир и
    благосостояние советского народа вступил
    Горбачев Михаил Сергеевич, глава государства 80-х
    годов.

    Горбачев М.С.:

    Я родился в 1931 году в станице
    Привольной Ставропольского края. Школьником
    работал помощником комбайнера, а в 18 лет был
    награжден орденом Трудового Красного Знамени,
    вступил в ряды КПСС. Затем окончил юридический
    факультет МГУ и сельскохозяйственный институт. В
    1980 году вошел в состав Политбюро, после смерти
    Черненко К.У. занял пост Генерального Секретаря
    ЦК КПСС. Тогда уже обществу требовался молодой,
    динамичный лидер, способный придать новый
    импульс развития. Мне досталась трудная роль
    реформатора, но я бросил вызов сложившейся
    структуре власти. Распад СССР в 1991 году заставил
    меня уйти в отставку, но до сих пор я веду
    активную общественно-политическую деятельность,
    возглавляю Фонд, занимающийся научными
    исследованиями и благотворительностью.

    Ведущий второй:

    В 1989 году Горбачев М.С. был
    удостоен высочайшей наградой: Премией мира.

    Ведущий первый:

    Многие ученые противостояли
    беззаконию, мракобесию, деспотизму царского
    режима. Выступал против реакционной политики в
    области просвещения, осуществляемой царским
    правительством и правой профессурой великий
    русский биолог и патолог Мечников И.И.

    Ведущий первый:

    Выйдя в отставку, он
    организовал в Одессе частную лабораторию, затем
    первую русскую бактериологическую станцию для
    борьбы с инфекционными заболеваниями.

    Мечников И.И.:

    Я, Мечников И.И., родился в 1845
    году на Украине. Я являюсь основоположником
    эволюционной эмбриологии, сравнительной
    патологии, микробиологии и иммунологии. С 1883 года
    член-корреспондент Петербурской Академии наук, а
    с 1902 года – ее почетный член. Я исследовал
    способность особых блуждающих клеток –
    фагоцитозов – захватывать и “пожирать”
    инородные тела. В 1883 году мною было открыто
    явление фагоцитоза, тем самым положил начало
    изучению защитных свойств крови. Мои
    многочисленные работы по бактериологии
    посвящены вопросам эпидемиологии холеры,
    брюшного тифа, туберкулеза и других инфекционных
    заболеваний. В 1887 году я покинул Россию и
    переехал в Париж, где мне предоставили
    лабораторию в созданном Л. Пастером институте.
    Прожив до конца своих дней в Париже, я не порывал
    связи с Россией.

    Личинка морской звезды прокалывается шипом
    розы, поверхность которого загрязнена неживыми
    частицами и бактериями. Вокруг раны собираются
    фагоциты. Они прикрепляются к бактериям,
    обволакивая и поглощая их и образуя
    внутриклеточное тельце – фагосому. Из лизосом в
    фагосому попадают гидролитические ферменты,
    переваривающие частицу. В зависимости от её типа,
    а также особенностей фагоцита, переваривание
    может быть полным или неполным.

    Ведущий второй:

    1908 год. Мечникову Илье Ильичу
    была присуждена Нобелевская премия за создание
    теории иммунитета, которая в своих основных
    чертах сохранилась и до нашего времени.

    Ведущий первый:

    Немало ученых готовы были
    заплатить своей жизнью и здоровьем за то, чтобы
    разгадать тайны науки и заставить открытие
    работать на благо человечества. История немало
    знает таких случаев.

    Ведущий второй:

    Так, например, погибли,
    отравленные фтором, член ирландской Академии
    наук Томас Нокс, французский химик Джером Никлес.
    Потеряли здоровье Гей-Люссак, Дэви.

    Ведущий первый:

    Нелегко было получить фтор в
    чистом виде, хотя о его существовании
    догадывались очень давно. Впервые он был получен
    в 1866 году французский химик Анри Муассан.

    Анри Муассан:

    Фтор – это слабо окрашенный
    светло-желтый газ. Дерево, ткань, резина
    немедленно вспыхивают и сгорают в атмосфере
    фтора. Он разъедает стекло и металлы. Фтор
    заставляет гореть воду, взрывается при
    соприкосновении со снегом. Небезразличен этот
    газ из живой ткани: съедает кожу и ногти,
    разрушает легкие, делает глаза незрячими. Когда я
    его получил и докладывал об этом в Парижской
    Академии наук, то один глаз мой был закрыт черной
    повязкой и, несмотря на это, я считаю получение
    фтора важным открытием, ведь он является
    необходимым элементом живых организмов: эмаль
    зубов содержит 0,02 % фтора, он входит в состав
    костей и волос. Кроме этого, если со фтором
    реагирует магний, то фторид магния испаряется и
    может создать реактивную тягу.

    Ведущий второй:

    Это открытие не могло
    остаться без внимания, и вскоре было решено
    присудить Анри Муассану Нобелевскую премию за
    создание технологии получения фтора в чистом
    виде.

    Ведущий первый:

    Мужество, патриотизм,
    беззаветное служение науки и своему народу,
    стремление отдать свою жизнь за мир и
    процветание своей Родины – это олицетворение
    России, ее менталитета. А вот душа русского
    человека прекрасным образом раскрывается в
    произведениях великого писателя Михаила
    Александровича Шолохова, лауреата Нобелевской
    премии в области литературы.

    Шолохов М.А.:

    Я, Шолохов Михаил Александрович,
    родился в 1905 году. Окончил церковно-приходскую
    школу и четыре класса гимназии. Участвовал в
    Гражданской войне, служил в продотряде, а в конце
    1922 года переехал в Москву, где принял участие в
    работе литературной группы “Молодая гвардия”. В
    1924 году появляются мои рассказы, а с1928 года я
    начинаю писать “Тихий Дон” и “Поднятую
    целину”. Во время Великой Отечественной войны
    являюсь военным корреспондентом “Правды”. Мой
    рассказ “Судьба человека”, написанный после
    войны, стал заметным явлением искусства.

    Ведущий первый:

    В 1965 году Шолохов
    Михаил Александрович стал нобелевским лауреатом
    в области литературы.

    Ведущий второй:

    Шло время, но не оскудел
    человеческий ум. И в наши дни учёные получают
    Нобелевские премии. Нобелевская премия по
    биологии и медицине была присуждена Павлову И.,
    по литературе премию получили Бунин И., Пастернак
    Б., Солженицын А., Бродский И., по экономике –
    Канторович Л., по физике – Черенков П., Франк И.,
    Тамм И., Ландау Л., Басов Н., Прохоров А., Капица П. В
    2000 году Нобелевской премии был удостоен Жорес
    Иванович Алферов, благодаря которому мы теперь
    слушаем компакт-диски, используем новые
    сверхбыстрые модели компьютеров и сотовые
    телефоны. Герберту Кремеру и Джеку Килби
    присуждена премия за создание основ современной
    информационной технологии, т.е. за разработку
    интегральных микросхем и микроэлектронных
    элементов из которых создаются детали
    современных разнообразнейших электронных
    устройств. В октябре 2003 года получили
    Нобелевскую премию учёные-физики академики:
    Виталий Лазаревич Гинзбург и Алексей Алексеевич
    Абрикосов, за сверхпроводимость
    высокотемпературных материалов и
    сверхтекучесть.

    Ведущий первый:

    Прав ли был Прометей,
    Давший людям огонь?
    От пещер, от каменьев и лука,
    От костра мы шагнули вперёд далеко –
    Нас вела за собою наука.
    И сегодня стоим пред проблемой проблем,
    Проступившей так чётко и явственно
    Видно, время настало задуматься всем
    Над вопросом:
    Что важнее всего на земле?
    Все: человек!

    Учитель:

    Пути научного поиска отнюдь не
    усыпаны розами, это трудные тропы, зачастую
    извилистые и крутые; на этих тропах
    человек-исследователь преодолевает не только
    сопротивление “материала” – природы, на них
    сталкиваются научные идеи, стили работы, да и
    просто человеческие характеры.

    Мне бы всё же хотелось подчеркнуть известную
    мысль Эйнштейна о том, что самая прекрасная и
    глубокая эмоция, какую мы испытываем,- это
    ощущение тайны. Эйнштейн писал: “Кому эта эмоция
    чужда, кто утратил способность удивляться и
    замирать в священном трепете, того можно считать
    мертвецом”…

    Литература

    1. Чолаков В. Нобелевские лауреаты. — Москва: Мир,
    1987.

    2. Власов П. Беседы о рентгеновских лучах. –
    Москва: Молодая гвардия, 1977.

    3. Кюри Е., Мария Кюри. – Москва: Атомиздат, 1979.

    4. Ланина И.Я. Не уроком единым. Развитие
    интереса к физике. – Москва: Просвещение, 1991.

    5. Журнал “Физика в школе № 3”, 1994.

    6. Журнал “Физика в школе № 4”, 2001.

    7. Кокин Л. Полпроцента удачи. Издательство
    “Советская Россия” Москва, 1976.

    Презентация

    Приложение 1




    Следующий: