Научно-практическая конференция Физика в моей жизни

Обновление школы в условиях перехода к
обществу, использующему информационные
технологии, включает в себя развитие у школьника
таких качеств, как способность самостоятельно
решать познавательные, гражданские,
общественные и другие проблемы. Задачей школы
является учебная, проектная и созидательная
деятельность и достижение в ней успеха.

Под проектом понимается самостоятельная
творческая завершенная работа, выполненная
учащимися под руководством учителя, то есть
деятельность учащихся от идеи до завершения
проекта. Работа над проектом в творческом
коллективе дает возможность учащимся
объединиться по интересам. Частично работа может
выполняться с помощью родителей. Ученик, работая
над проектом, учится приобретать знания
самостоятельно, развивает коммуникативные
навыки и умения. Работая в разнообразных группах
и исполняя разные социальные роли (лидеры,
исполнители), он овладевает умениями
исследовательской работы: собирает
исследовательскую информацию, учится
анализировать факты, делает выводы и заключения.

В начале учебного года ученики получают список
заданий конструкторского и исследовательского
характера, которые они могут выполнять на выбор
по своему желанию в течение учебного года. Время
и продолжительность выполнения задания ученики
также определяют индивидуально. В классе также
вывешивается план работы над конструкторским
заданием и исследовательским заданием. Кроме
того, предлагается и форма представления
результатов (но ученики могут вносить свои
коррективы). Важным этапом этой работы я считаю
подведение итогов. Представление проектов можно
организовать в виде научно – практической
конференции в конце полугодия или четверти. Эти
уроки имеют очень важное методическое значение
как повышение мотивации к изучаемому предмету.

В качестве примера предлагаю конспект научно –
практической конференции “Физика в моей жизни”.

Для подготовки и проведения данного урока
разбиваю класс на творческие группы:

  • докладчики (ученики, представляющие свои
    проекты);
  • оппоненты (ученики, которые будут давать
    рецензию представленных работ);
  • дизайнеры (ребята отвечают за оформление
    аудитории, придумывают эмблему конференции,
    готовят “костюмы” выступающим);
  • библиографы (ученики представляют стенд “это
    интересно”, “а знаете ли вы…”, “в свободную
    минуту”, то есть представляют литературу по
    рассматриваемым темам, которой можно
    воспользоваться в библиотеке школы);
  • представители СМИ (ученики, которые будут
    оформлять газету или делать “передачу” по
    итогам проведения конференции);
  • ведущие (2 или 1 человек, готовят программу
    конференции).

Социальные роли учеников на других
конференциях могут меняться.

Роль учителя на этом уроке сводится к
организационной работе. Кроме того, считаю
важным аспектом этого мероприятия, приглашение
на конференцию в качестве гостей родителей и
классного наставника. Это повышает
ответственность детей на презентации своих
работ.



ХОД КОНФЕРЕНЦИИ

Ведущий 1. Уважаемые участники конференции,
и наши гости! Мы рады приветствовать вас в этом
зале! Через несколько минут вы сможете
прослушать доклады об интересных, практически
важных конструкциях. Предлагаем следующий план
работы:

1. Выступления докладчиков.
2. Мнения оппонентов.
3. Сообщение библиографа.
4. Подведение итогов конференции.

Ведущий 2. В работе на конференции вам
поможет выданная программа, где вы можете
отметить свое мнение о сегодняшней конференции. (Рефлексия
каждого участника и гостя, которая подразумевает
самооценку работы на данном уроке и оценку
эмоционального состояния).

Ведущий 1.

Самолеты летят сквозь тучи,
Мчатся по морю корабли.
Как до этих вещей могучих
Домечтаться люди смогли?

Ведущий 2.

Ток по проволоке струится,
Спутник мчится по небесам.
Человеку стоит дивиться
Человеческим чудесам…

Ведущий 1. Сегодня Вашему вниманию будут
представлены действующие модели динамометров,
фонтанов и птичьих поилок.

Ведущий 2.

Чтобы мерить силу дома
Где же взять мне динамометр?

Выступают два докладчика с представлением
действующих моделей динамометров.

Ведущий 1.

Нет, трудного я спрашивать не буду:
Где применяются сообщающиеся сосуды?

Выступают два докладчика с представлением
действующих моделей фонтанов.

Ведущий 2.

Пьет водичку кура Ряба,
Пьет водичку петушок.
Как устроена поилка,
Расскажи-ка нам дружок.

Выступают два докладчика с представлением
действующих моделей птичьих поилок.

Ведущий 1. А теперь предоставляется слово
оппонентам.

У каждого оппонента есть оценочный лист:

  1. Название проекта:
  2. Фамилия и имя ученика:
  3. Критерии оценки:
    • актуальность темы
    • источники информации
    • качество разработки идеи
    • оригинальность и творческий подход
    • оформление работы (чертеж и внешний вид
      продукта)
    • защита проекта
  4. Итоговая оценка

Ведущий 2. Очень много нового и интересного
мы узнаем на уроках физики, но есть еще тайны, о
которых можно узнать “за страницами учебника”.
О чем умолчали учебники? Предоставим слово
нашему библиографу.

Ведущий 1. Предоставляется слово гостям
конференции и классному наставнику.

Учитель. (Заключительное слово или
подведение итогов проведенной конференции) Мы не
будем останавливаться на достигнутом, и
продолжим эту работу. Ваше мнение я прошу
выразить в выданных вам программках, чтобы
учесть его при подготовке следующей конференции.




Следующий: