Научно-практическая конференция Благодарное человечество чтит своих гениев. 8-й класс


Цели:

  • повышение познавательных интересов учащихся к
    математике и физике через знания истории
    развития этих наук;
  • вкладе ученых и их важнейших открытиях;
  • развитие самостоятельной исследовательской
    деятельности школьников;
  • привитие навыков публичных выступлений.

Время: 2 часа.

Место проведения: школьный актовый
зал.

Оформление:

На сцене портреты ученых – физиков и
математиков, плакат: “Величие человека – в его
способности мыслить”. Б. Паскаль, трибуна, столы
для ученого совета (жюри); план проведения
конференции; перед сценой выставки: докладов и
рефератов учащихся, научно-художественной
литературы по истории физики и математики.

Конференция проходит в 3 этапа.

1. Подготовка к конференции: Учащиеся 8 классов
за три месяца до начала конференции получают
задание о подготовке докладов об ученых:
математиках и физиках, знакомятся с требованиями
по подготовке и оформлению докладов, в ходе
подготовки докладов получают консультации
учителей — научных руководителей. 10 лучших
докладов учителя отбирают для выступлений на
конференции, остальные – для выставки.

2. Проведение конференции.

3. подведение итогов конференции.

Программа конференции:



1. Открытие конференции

– учитель физики.

Человек стремился понять окружающие его
природные явления с тех пор, как стал разумным
существом. Однако еще 7-8 тыс. лет назад ни о какой
науке не было и речи. Все время отнимали заботы о
пропитании, одежде и жилище, защите от врагов и
зверей. Мышление было сосредоточено на
выполнении повседневных дел, отвлекаться не было
времени. Познание природы ограничивалось в
основном обобщением житейского опыта.

Если на первобытнообщинном этапе развития
общества царил ручной труд без применения
механизмов и производительность труда была
крайне низкой, то в эпоху рабовладельческого
общества она возросла. Выделились группы людей,
свободных от повседневных забот о выживании.
Появившееся свободное время люди стали уделять
размышлениям об устройстве окружающего мира. Их
интересовали, например, такие вопросы: “Хорошо
ли, что люди делятся на рабов и свободных?”,
“Почему огонь поднимается кверху, а камень
падает вниз?”. В Древней Греции таких людей
называли философами (в переводе – любители
мудрости). А физику до недавнего времени называли
натурфилософией.

В течение прошедших тысячелетий поколения
ученых накапливали и систематизировали знания о
неживой природе, вошедшие в современную физику.

Чтобы правильно воспринимать накопленные
человечеством знания, необходимо познакомиться
с принятыми науке способами приобретения этих
знаний. Без знания истории становления наук, без
знания вклада конкретных ученых невозможно до
конца познать такие науки как математика и
физика.

Затем учитель представляет председателя
научного совета и его членов(5 лучших учеников по
математике и физике из11 класса), знакомит с
программой конференции.

2. Защита докладов:

1. Фалес – 624-547 г. До н. э.

2. Пифагор – 570-496 г. До н. э.

3. Архимед – 287-217 г. До н. э.

4. Гипатия – 370-412 г.

5. Виет – 1540-1603 г.

6. Декарт – 1596 – 1650 г.

7. Паскаль – 1623-1662 г.

8. Ньютон – 1643-1727 г.

9. Ломоносов – 1711 – 1765 г.

10. Энштейн – 1879-1955 г.

После каждого доклада по три вопроса викторины
(необходимое время научному совету для
обсуждения и оценивания докладов). Критерии
оценки докладов: оформление, качество (раскрытие
темы доклада), ораторское искусство, глубина
знания материала по теме доклада. В течение
конференции каждый член ученого совета ведет
протокол, затем оформляется итоговый протокол
конференции.

Викторина:

1. Кто доказал, что атом можно уподобить
микроскопической, солнечной системе с планетами
– электронами, обращающимися вокруг Солнца –
тяжелого положительного заряженного ядра?

Английский философ Эрнест Резерфорд.



2. Какой ученый после Великой Отечественной
войны активно включился в борьбу за мир, за
запрещение атомного оружия. Большую роль он
сыграл в налаживании международного
сотрудничества ученых в вопросах мирного
пользования атомной энергии, путь к овладению
которой был проложен его научными трудами.

Датский философ Нильс Бор.

3. Какой ученый в 1609 году построил телескоп с 3-х
кратным увеличение5м, а вскоре телескоп с
увеличением в 32 раза, при помощи которого он
открыл горы на Луне, фазы Венеры, спутники
Юпитера, пятна на поверхности Солнца и его
собственное вращение, обнаружил много новых
звезд?

Итальянский философ и астроном Галилео
Галилей.

4. Как назывался прибор, выполнявший все четыре
арифметических действия, который был создан в 1673
году немецким физиком и математиком Готфридом
Вильгельмом Лейбницем?

Арифмометр

, калькулятор, роботрон.

5. Кто из великих русских писателей занимался
составлением арифметических задач?

Лермонтов, Грибоедов, Л. Толстой.

6. Кто сказал, что “математика является самой
древней из всех наук, вместе с тем остается
всегда молодой”?

Ломоносов, Келдыш, Жуковский.

7. Химики всего мира чтят его как выдающего
классика своей науки. Физики же, со своей стороны
тоже внесли важный вклад об увековечении его
имени. О каком ученом идет речь?

Дмитрий Иванович Менделеев.

8. Сиракузский царь Герон после победоносной
войны захотел пожертвовать в честь победы богам
золотой венец и дал для этой цели золотых дел
мастеру по весу количество золота. Получив от
мастера готовый венец, царь стал подозревать
мастера в утайке некоторого количества золота. К
какому ученому обратился Сиракузский царь и как
он доказал?

Архимед.

9. Судом инквизиции ему был вынесен смертельный
приговор. Он стоял в окружении солдат
католической гвардии, одетый в монашескую рясу. В
руках он держал зажженную свечу. Слова приговора
слушал спокойно. Ну, вот чтение заканчивается,
палач вырывает из рук осужденного свечу и гасит
ее. Это в знак того, что он – “еретик”,
выступивший против религии приговаривается к
смертной казни сожжением. О каком ученом идет
речь?

Джордано Бруно.

10. С именем какого ученого связана привычная
для нас прямоугольная система координат?

Карл Фридрих Гаусс, Рене Декарт, Пифагор,
Франсуа Виет.

11. Он прожил 20 лет, всего пять из них занимался
математикой. Математические работы,
обессмертившие его имя, занимают чуть более 60
страниц. В 15 лет он открыл математику и с тех пор,
по словам преподавателей, “был одержим демоном
математики”. Ему было неполных 18 лет, когда была
опубликована его первая работа. Труды этого
ученого содержали проблемы о разрешимости
алгебраических уравнений в радикалах. Погиб он
после тяжелого ранения, полученного на дуэли.
Назовите этого ученого.

Виет, Абель, Галуа, Эйлер, Пифагор.

12. Уже у индийцев были названия очень больших
чисел. Но в Европе долго не знали названий
узловых чисел, следующих за тысячей. Число 999999
европейские математики еще могли прочесть, а
дальше считать они не умели. В 14 веке
венецианский купец совершил неслыханное
путешествие: пройдя северным побережьем Черного
моря, он пересек Волгу, азиатские степи и Великим
шелковым путем добрался до Китая. Там он видел
много вещей, о которых не знали европейцы: полеты
пороховых ракет, книгопечатание, изготовление
фарфора.

Когда он возвратился в Венецию, его рассказам
не было конца, и чаще всего встречалось слово
“миллионе” — большая тысяча. Так он назвал
тысячу тысяч. Недоверчивые купцы прозвали его
Миллионе. Кто привез в Европу слово “миллион”?

Колумб, Веспуччи, Никитин, Марко Поло,
Ал-Хорезми.

13. ”Физика – это высокое наслаждение”. Кому
принадлежат эти слова?

Л. Ландау

14. Родина Торричелли?



Италия

15. Первый русский академик?

Ломоносов.

16. Когда правитель Египта спросил этого
древнегреческого ученого, нельзя ли сделать
геометрию проще, тот ответил, что “в науке нет
царского пути”. Кого спросил правитель?

Фалес, Пифагор, Евклид, Архимед.

17. Какой ученый сумел измерить высоту пирамиды
в Египте, сопоставив ее величину с размерами
тени?

Фалес,

Пифагор, Евклид.

18. Гениальный математик и физик Максвелл учился
плохо, особенно по арифметике, пока не началось
изучение этого предмета. Он быстро стал лучшим
учеником своей школы. Назовите раздел
математики, сыгравший такую роль в жизни нашего
героя.

Алгебра, геометрия, тригонометрия,
математический анализ.

19. Итальянский ученый, который первым измерил
атмосферное давление?

Торричелли

20. О каком русском ученом наш великий поэт А. С.
Пушкин сказал, что он создал первый в России
университет, что “он, лучше сказать, сам был
первым русским университетом”?

М. В. Ломоносов

21. “Эврика! Эврика! Я нашел”. Кому принадлежат
эти слова.

Олаф Ремер

22. Наш герой работал преподавателем математики
в Пизанском университете, а весь начальный курс
этой науки он “подслушал”, стоя за дверью
соседнего дома. Позже он изобрел множество
механизмов, от циркуля и счетной линейки до
машины, которая поднимала воду на поля. Но больше
всего прославила его одна фраза, сказанная им
перед судом инквизиции. Благодаря ней, по
выражению А. Штекли, ученый “сумел победить на
коленях”. Назовите имя ученого и знаменитую
фразу.

Галилей; “А все-таки она вертится”

23. Любимая фраза Евклида?

“Что и требовалось доказать”.

24. По мнению Л. Толстого, каждый человек подобен
дроби. Числитель дроби – это то, что человек
собой представляет. А что представляет собой
знаменатель этой дроби?

Это то, что он о себе думает.

25. “Ничего не существует кроме атомов и пустого
пространства”. Кому принадлежат эти строки?

Исаак Ньютон.

26. Про него сказали: “Он остановил Солнце и
сдвинул Землю”. О ком идет речь?

Генри Кавендиш.

27. Кого называют “мучеником Астрономии”.

Джордано Бруно.

28. Замечательный советский ученый, основатель
института прикладной математики АН СССР. Вместе
с С. П. Королевым стал одним из инициаторов работ
по освоению космоса. Разработал эффективные
способы расчета самолета на флаттер (колебания,
приводящие к гибели) и методы балансировки,
предотвращающие гибель машины.

Мстислав Всеволодович Келдыш.

29. Кто из великих математиков был олимпийским
чемпионом по боксу, и свои бои всегда кончал
блестящим нокаутом.

Пифагор.

30. Кто экспериментально доказал существование
электромагнитных волн.

Генрих Рудольф Герц

3. Закрытие конференции:

Подведение итогов — председатель жюри,

Вручение дипломов и сертификатов – учитель
математики.

Литература.

  1. Энциклопедия для детей. Физика. М. , Аванта, т. 16,
    2001 г. ; т. 16, 2003 г.
  2. Физика (приложение к газете “ Первое
    сентября”), №45 1999г. , №44, №45 2004 г.
  3. В. Воскобойников. Жизнь замечательных детей.
    Путеводная звезда (Школьная роман-газета), №9, №11
    2004 г.
  4. Математика (приложение к газете “Первое
    сентября”), №17, 19, 21 2006г.
  5. Ф. М. Дягилев. Из истории физики и жизни ее
    творцов: Кн. Для учащихся. – М. ; Просвещение, 1986.



Следующий: