Научно-методическая разработка Опыт использования и перспективы развития проектной технологии в преподавании физики


Моё педагогическое кредо:

Каждый ребёнок
талантлив. Нужно только создать условия для
проявления его способностей, а не
преломлять их через призму стандартов.

Возникает вопрос: как?

Детство ребенка — не период подготовки
к будущей жизни, а полноценная жизнь.

Следовательно,
образование должно базироваться не на тех
знаниях, которые когда-нибудь в будущем ему
пригодятся, а на том, что остро необходимо
ребенку сегодня, на проблемах его реальной жизни.
Значит, каждый ребёнок, как и любой гражданин
России, должен владеть целым набором компетенций
(пирамида компетенций), если мы действительно
хотим остаться на высоких мировых позициях. Этот
арсенал самореализации нужен для того, чтобы мы и
наши дети могли творить, изменять, делать лучше
окружающий нас мир.

Выход:

в строительстве данной пирамиды
конкретно на уроках физики и вне урока помогает
метод проектов –педагогическая технология,
ориентированная не на интеграцию фактических
знаний, а на их применение и приобретение новых.

Эпоха Возрождения проектов в
современной российской школе началась в 80-е годы
XX века. Что понимается под проектом? Проект (см.
“Словарь иностранных слов”, “Словарь русского
языка” С.И.Ожегов) — < брошенный вперед>

1) технические документы – чертежи,
расчеты, макеты вновь создаваемых зданий,
сооружений, машин, приборов и т.д.;

2) предварительный текст какого-либо
документа и т.п.;



3) замысел, план.

Такое толкование значения данного
слова близко к общетехническому значению.
Нетрудно предположить, что результатом работы
над проектом должен явиться какой-либо
материальный объект, возможно, алгоритм
действий, план, необходимая документация, смета,
чертежи и т.д.

Поэтому, применяя данное толкование
слова, проектом можно считать творческую работу
учащихся по созданию какого-либо макета, проекта
закона, разработку сценария, решение задачи,
выполнение схемы, чертежа, составление текста
документа.

Проект – это буквально “брошенный
вперед”, т.е. прототип, прообраз какого-либо
объекта, вида деятельности, а проектирование
превращается в процесс создания проекта. Проект
создает то, чего нет, он требует иного качества.
Для его осуществления необходима идея,
совокупность целей и задач, которые необходимо
решить в определенный промежуток времени.

Метод проектов – путь замысла или
способ планирования.

Метод проектов – это описание
взаимосогласованных действий педагога и
ученика, при которых ученик получает те или иные
знания и умения при разработке проекта.

Метод проектов – это система обучения,
в которой знания и умения учащиеся приобретают в
процессе планирования и выполнения постепенно
усложняющихся практических заданий – проектов.

Под методом проектов в дидактике
понимают совокупность учебно-познавательных
приемов, которые позволяют учащимся приобретать
знания и умения в процессе самостоятельного
выполнения определенных заданий с практической
направленностью с обязательной презентацией
результатов. Результат проделанной работы
должен быть оформлен тем или иным образом (это
может быть газета, проект закона, творческая
презентация, сценарий, альбом, книга и др.).

Сегодня проекты являются
распространенной формой продуктивной и
общественно-значимой деятельности людей в самых
различных сферах. География проектов
разнообразна: проект по благоустройству
территории, проект оказания помощи детям
инвалидам, проект проведения праздника и т.д.

В данной работе определены
методические и организационные условия
внедрения и развития метода учебных проектов в
образовательный процесс через обобщение опыта
проектной деятельности учителя физики гимназии.



Прежде чем говорить о проектной
технологии в преподавании физики, я выяснила
условия использования метода проектов в
гимназии на уроках физики и во внеурочной
деятельности.

Условия использования метода проектов

  1. Организационные:

5% учебного времени
исследовательская деятельность; проектная
деятельность может включаться в
календарно-тематическое планирование предмета и
школьный компонент ОУ

  • Содержательные:
  • перенос акцента с “усвоения
    знаний” на “формирование компетентности”.

    БУП гимназии – приоритеты: начальная
    школа – образовательные области “искусство” и
    “филология”, 5-7 классы – образовательные
    области “Искусство” и “филология”, 8-9 классы –
    предпрофильная подготовка – “филология”,
    “информационная культура”, “ВНД”, “ТРИЗ”,

    10-11 классы – профильные на основе ИУП.

    Проект

    – 1) новый продукт, 2) деятельность ,
    3)самостоятельное познавательное исследование.

    В основе проектной деятельности:

  • развитие познавательных навыков учащихся,
  • умений самостоятельно конструировать свои
    знания,
  • ориентироваться в информационном пространстве,
  • развитие критического и творческого мышления,
  • умения увидеть, сформулировать и решить
    проблему.
  • Основополагающий вопрос проекта

    – вопрос, на
    который невозможно списать ответ, т.к.

    • не имеет однозначного правильного ответа;
    • возникает снова и снова на протяжении обучения;
    • побуждает задавать новые важные вопросы;
    • намеренно провоцирует учащихся и поддерживает
      интерес.

    Например, проект

    Путешествие
    команды “Эйдос” по следам Жюля Верна
    Приложение 1. Основополагающий
    вопрос:
    подтвердить (или опровергнуть)
    возможность путешествия вокруг света за 80 дней.

    Основные требования к использованию
    метода проектов

    1.Наличие значимой в
    исследовательском, творческом плане
    проблемы/задачи

    2.Практическая, теоретическая,
    познавательная значимость предполагаемых
    результатов

    3.Самостоятельная деятельность
    учащихся.

    4.Определение конечных целей
    совместных/индивидуальных проектов;

    5.Определение базовых знаний из
    различных областей, необходимых для работы над
    проектом.

    6.Структурирование содержательной
    части проекта (с указанием поэтапных
    результатов).

    7.Использование исследовательских
    методов:

    • определение проблемы, вытекающих из нее задач
      исследования;
    • выдвижение гипотезы их решения, обсуждение
      методов исследования;
    • оформление конечных результатов;
    • анализ полученных данных;
    • подведение итогов, корректировка, выводы


    Самодельный
    прибор для измерения широты

    (по Ж.Верну)

    Приложение 2

    1. Типы проектов по физике по характеру
      взаимодействия.
    • Внутри одного класса, внутри одного предмета;
      “Движение без трения” – 8 класс.
    • Внутри одного класса, в нескольких предметах;
      “На перекрёстке наук” – 2006г, 8 класс
    • Между классами одного уровня, внутри одного или
      нескольких предметов “За страницами учебника” -
      11 класс, 2007г.
    • Между классами разного уровня, внутри одного
      или нескольких предметов; — Проект “Физическая
      валентинка”, “Физический портрет класса”, -
      9-11кл, 2008г.
    • Между школами, внутри одного или нескольких
      предметов. – Ярославский телекоммуникационный
      проект “Интернет-олимпиада” — 2008, 10-е кл
      “Динамо” (Приложение 3),
      11 кл – “Эйдос” — (Приложение
      4
      )

    1. Типы проектов по способу преобладающей
      деятельности
    • Исследовательские – “Горячие источники
      Северобайкальска как гарант сейсмической
      безопасности” — Сталидзан А. – 2005г., “Юрта – часы
      – центр мироздания” — Гонцова Виктория, Рындевич
      Никита- 2006г.

    • Познавательные –“Зрительные иллюзии” — 2007
    • Творческие – “Физическая валентинка”,
      “Видеоролик каждому учителю!” — 2008
    • Игровые – “Ключи от Белого паруса” — 2006г
    • Практико-ориентированные – “Инженер-
      энергетик”, “Учитель физики”, “Клипмейкер” -
      Моя профессиональная карьера – 2007, “Источники
      электроэнергии для частного дома в условиях
      Северобайкальска”, Бухольцев Александр – 7б
      класс, Ханхасаев Максим – 8а класс – III место в
      секции “Технические устройства, транспорт и
      авиация” — апрель 2005 года г.Москва

    Проектная деятельность – способ
    воспитания активной гражданской позиции,
    социальной активности. (Из интервью к.т.н. Кольги
    В. о работе гимназистов – руководитель
    Бухольцева О.В.)

    Педагогические результаты проекта
    “На перекрестке наук”:

    наблюдается заметное
    повышение мотивированности обучения; возрастает
    роль самостоятельных исследований и
    размышлений; происходит изменение
    индивидуальных стратегий учебной деятельности и
    переход от заучивания формулировок к поиску
    проверяемых фактов через постановку вопросов,
    выдвижению предположений, их подтверждение или
    опровержение.

    В качестве критериев успеха на данном
    этапе можно считать эмоциональное состояние
    учащихся на уроках, оценки и общую успеваемость
    класса, способность каждого ученика действовать
    осмысленно.

    Мини-проекты “Физическая валентинка”
    и “Презентация кабинета физики” — 2008г

    (сделаны
    видеоролики, в смотре кабинетов кабинет физики
    занял 1 место)

    Проекты (учебные и социальные)

  • “Шар-путешественник” — воздухоплавание (ТРИЗ)
    – 7 класс
  • “Движение без трения” — магнитное поле (ТРИЗ) –
    8 класс
  • “Памятники БАМа” — 2004 (5 подпроектов) – 10 класс
  • “По волнам наук под белым парусом” — 2005 (8
    подпроектов) – 5-9 классы
  • “На перекрёстке наук” — 2006 (13 подпроектов) – 8
    класс
  • “За страницами учебника” — проекты профильной
    группы – 2007 (21 подпроект) – 10 классы
  • “Каждому учителю видеоролик” — 2008 – 11 класс
  • “Презентация кабинета физики” — 2008 – 11 класс
  • “Физическая валентинка” и “Физический
    портрет класса”- 2008 – 9-11 классы
  • Путешествие по книгам Жюля Верна – 2008
    (творческие задания, экспериментальное задание,
    проект) и др. 10-11 классы “С Динамо за две недели
    вокруг света” — Приложение
    5
    .
  • Выход

  • Всероссийская научно-практическая конференция
    “Шаг в будущее”
  • Всероссийский конкурс юношеских
    исследовательских работ им. Вернадского
  • Всероссийский форум “Одаренные дети”, секция
    “Юные Кулибины”
  • Городской конкурс “Моя профессиональная
    карьера”
  • Городской конкурс “Моё Отечество”
  • Гимназическая конференция “За страницами
    учебника”
  • Интернет-олимпиады по физике
  • Уроки-конференции, общественный смотр знаний
  • Результаты анкетирования “Рост
    мотивации к изучению предмета”

    : гимназисты
    имеют устойчивый интерес к предмету “Физика”,
    осознают значимость предмета для своего
    личностного и интеллектуального развития и
    необходимость применения полученных знаний в
    дальнейшей профессиональной деятельности.

    Подтверждение результатов
    анкетирования


    За два года 42% выпускников гимназии
    сдавали физику в формате ЕГЭ, из них 48% — учащиеся
    социально-гуманитарного и филологического
    профилей. ГИА в 2008 году сдавало 15% от общего
    количества выпускников основной школы.

    ВЫВОДЫ: э

    тот метод позволяет ребятам
    приобрести коммуникативные навыки общения,
    практические умения, возможность использования
    широких человеческих контактов и знакомство с
    различными точками зрения. Учащиеся овладевают
    умениями использовать исследовательские методы
    получения информации по предмету. Метод проектов
    помогает формировать у школьников критическое и
    творческое мышление.

    Если ученик сумеет справиться с
    работой над учебным проектом, можно надеяться,
    что в настоящей взрослой жизни он окажется более
    приспособленным: сумеет спланировать
    собственную деятельность, ориентироваться в
    разнообразных ситуациях, совместно работать с
    различными людьми, т.е. адаптироваться к
    меняющимся условиям.

    Данный опыт может быть использован в
    любом классе начиная с 7-го, когда ребята начинают
    знакомиться с предметом физика. Цели, задачи,
    тема проекта должны формулироваться с учетом
    возрастных особенностей детей. Учащиеся
    начинают применять законы физики в жизни. Приложение 6.

    За этим методом будущее, недаром он
    отнесен к технологиям ХХI века,
    предусматривающим, прежде всего, умение
    адаптироваться к стремительно изменяющимся
    условиям жизни человека в постиндустриального
    общества. Нужно учить именно тому, что может
    пригодиться, тогда наши выпускники смогут
    достойно представлять достижения российского
    образования.

    В последнее время в список социальных
    потребностей попали следующие необходимые
    сегодня качества личности: владение
    универсальными способами деятельности, владение
    коммуникативными навыками, навыками
    коллективного труда, владение специфическими
    навыками учебного труда (способность к
    самообразованию), нормы и эталоны социальной
    жизнедеятельности (воспитанность). Если ученик
    будет обладать указанными свойствами, то он
    будет, с большей долей вероятности, реализован в
    современном обществе.

    Заключение

    Русский мыслитель Д.И. Писарев в
    работе «Наша университетская наука» в 1863 г.
    писал о системе образования того времени:
    «Различные предметы не связываются в общий
    цикл знаний, не поддерживают друг друга, а стоят
    каждый сам по себе, стараясь вытеснить своего
    соседа… Каждый предмет бывает то победителем, то
    побежденным, история их бесконечных раздоров
    составляет историю умственной жизни каждого
    гимназиста; мозг ученика — вечное поле
    сражения». Метод проектов объединяет учителей,
    учеников и родителей, а главный результат
    проектной деятельности осознание того, что мир
    представляет собой не совокупность
    разрозненных, независимых друг от друга событий,
    а разнообразные и многочисленные проявления
    одного целого.

    Список литературы

    1. Колеченко А.К.. Энциклопедия
    педагогических технологий. – СПб., 2001.

    2. Ожегов С.И.. Словарь русского
    языка. /Под редакцией Н.Ю.Шведовой/ — М., 1990.

    3. Цели, содержание и организация
    предпрофильной подготовки в выпускных классах
    основной школы. – М., 2003.

    4. Школьное планирование /Журнал
    для школьных администраторов/ — М., 2006, №4.

    5. Реализация компетентностного
    подхода посредством технологии метода проектов
    /Фестиваль педагогических идей/ — Матвеева Ирина
    Альбертовна



    6. Проектная деятельность как
    направление личностно-ориентированного
    обучения /Фестиваль педагогических идей/ -
    Глухова Светлана Витальевна и др.




    Следующий: