Научно-исследовательская работа Рюрик – первый русский князь



Введение

“Стоит жить, чтоб в землю врезать след
поглубже, позаметней…”

Мусса Джалиль

Что такое человек? Какое место он занимает в
истории? История — движение времени. Мне кажется,
что все мы, простые и выдающиеся, пишем историю
своей страны.



Я хочу рассказать о интересном человеке,
который оставил свой след в древнейшей истории.
Волею судьбы он становится первым русским
князем, основателем государства русского, хоть и
сам не был русского происхождения. В своей работе
я систематизировал знания о происхождение
Рюрика, о его деятельности.

Цель:

познакомить участников фестиваля с
жизнью первого русского князя.

Задачи исследования:

  • Изучить биографию Рюрика.
  • Рассказать о деятельности русского князя.
  • Доказать что Рюрик действительно является
    исторической личностью.
  • Начало летописи

    Согласно древнерусскому летописному
    своду XII века “Повесть временных лет” в 862 году
    варяг Рюрик с братьями по приглашению таких
    племён как чудь, ильменьские словене был призван
    княжить в Новгород. Это событие, с которого
    традиционно отсчитывается начало
    государственности восточных славян, в
    историографии получило условное название
    “Призвание варяг”. Летописец назвал причиной
    приглашения междоусобицу, охватившую жившие на
    новгородских землях славянские и финно-угорские
    племена. Рюрик пришёл со всем своим родом,
    называемым Русь этническая принадлежность
    которого прод олжает дискутироваться. Летопись
    сообщает, как после смерти братьев власть
    сосредоточилась в руках старшего из них, Рюрика:

    “…И пришли, и сел старший, Рюрик, в
    Новгороде, а другой, Синеус, – на Белоозере, а
    третий, Трувор, – в Изборске. И от тех варягов
    прозвалась Русская земля. Новгородцы же – те
    люди от варяжского рода, а прежде были словене.
    Через два же года умерли Синеус и брат его Трувор.
    И принял всю власть один Рюрик, и стал раздавать
    мужам своим города – тому Полоцк, этому
    Ростов, другому Белоозеро. Варяги в этих городах
    – находники, а коренное население в
    Новгороде – словене, в Полоцке – кривичи, в
    Ростове – меря, в Белоозере – весь, в Муроме –
    мурома, и над теми всеми властвовал Рюрик.”

    По летописи можно заметить расширение
    подвластных Рюрику земель. Его власть
    простиралась на Новгород, а также на
    западно-двинских кривичей (город Полоцк) на
    западе, финно-угорские племена мери (город
    Ростов) и мурома (город Муром) на востоке. В
    поздней Никоновской летописи (1-я половина XVI
    века) сообщается о смуте в Новгороде, жители
    которого были недовольны правлением Рюрика.
    Событие отнесено к 864 году, то есть когда по
    Ипатьевской летописи Рюрик основал Новгород.
    Чтобы подавить смуту, Рюрик убил некого Вадима
    Храброго, о котором известно только то, что
    сказано в Никоновской летописи:

    “В лето 6372 … оскорбишася Новгородци,
    глаголюще: „яко быти нам рабом, и много зла
    всячески пострадати от Рюрика и от рода его“.
    Того же лета убил Рюрик Вадима Храброго, и иных
    многих изби Новгородцев съветников его”



    Историки связывают сообщение
    Никоновской летописи о восстании новгородцев с
    более поздними событиями XI века при Ярославе
    Мудром. Более ранние, чем Никоновская, летописи
    ничего не говорят о Вадиме Храбром и смуте
    новгородцев против Рюрика, тем более, что и сам
    Новгород был построен, согласно археологической
    датировке, уже после смерти Рюрика вблизи его
    укреплённой резиденции (городища). В 879 году,
    согласно летописи, Рюрик умирает, оставив
    малолетнего сына Игоря под опекой своего
    военачальника и, возможно, родственника Олега.
    Автор < <Задонщины>>, поэтического творения
    конца XIV века, прославляет Рюрика как первого
    русского князя:

    “Той бо вещий Боян, воскладая свои
    златыя персты на живыя струны, пояше славу
    русскыим князем: первому князю Рюрику, Игорю
    Рюриковичу и Святославу Ярославичу, Ярославу
    Володимеровичу…”

    Древнерусские летописи начали
    составляться 150—200 лет спустя после смерти
    Рюрика на основе каких-то устных преданий,
    византийских хроник и немногих существующих
    документов. Поэтому в историографии сложились
    разные точки зрения на летописную версию
    призвания варягов. В XVIII — первой половине XIX
    преобладало мнение о скандинавском или финском
    происхождении князя Рюрика, позднее
    предлагалась гипотеза о его Помарянском
    происхождении.


    Происхождение Рюрика

    Вокруг родоначальника первой
    княжеской династии Руси существует много версий,
    вплоть до попыток доказать его легендарность.
    Легендарность Рюрика порождается отсутствием
    сведений о его происхождении: откуда он пришёл на
    княжение и к какому народу-племени принадлежал.
    Тема родины Рюрика тесно связана с этимологией
    слов Русь и русы. Существуют несколько версий
    происхождения Рюрика, из которых основными
    являются норманнская и западно-славянская.




    Норманнская версия

    Имя ruRikr на фрагменте рунического камня
    U413, использованного для постройки церкви
    Норрсунде (Norrsunda), Уппланд, Швеция. Исходя из того,
    что в русских летописях Рюрик назван варягом, а
    варяги-русь по различным источникам
    ассоциируются с норманнами или шведами,
    сторонники норманской концепции считают Рюрика,
    как и всю его дружину, варягами-викингами, из
    Скандинавии.


    Западнославянская версия

    Альтернативой норманской версии является
    версия о происхождении Рюрика из среды поморских
    западных славян. “Повесть временных лет” прямо
    говорит о том, что Рюрик, будучи варягом, не
    являлся при этом ни норманном, ни шведом, ни
    англом, ни готландцем.

    Продолжение статьи




    Следующий: