Научно-исследовательская работа по развитию творческих способностей учащихся


В настоящее время много говорят и пишут о
проблеме одаренности детей, о сложной
психологической подготовке таких детей для
обучения в школе, о многообразии и
индивидуальности методов психологической
работы с одаренными детьми.

Есть два подхода к проблеме одаренных детей:
первый предполагает работу с “элитой”, т.е.
специально отобранными учащимися,
характеризующимися уже развитыми повышенными
способностями (так называемые высокоодаренные
дети); второй исходит из представлений о резервах
одаренности, по природе заложенных в каждом
ребенке.

Учитывая многообразие и своеобразие феномена
одаренности, прежде всего необходимо определить:

  1. с каким типом одаренности мы имеем дело
    (интеллектуальная, творческая, лидерская)
  2. в какой форме проявления мы ожидаем увидеть
    одаренность (явная, возрастная, скрытая)
  3. какие задачи являются приоритетными в этой
    работе: обучающие, развивающие, развитие
    недостаточно развитых способностей,
    психологическая поддержка и даже помощь.

В соответствии с исходными позициями
существует 2 основных подхода к обучению и
развитию одаренных детей:

  1. дидактико-психологический, сочетающий высокий
    уровень предметного обучения с психологическими
    уроками развития способностей и личности
    учащегося
  2. дидактический, когда творческое обучение
    строится в направлении расширения и углубления
    учебного материала;

В нашем лицее №1 работа с одаренными детьми,
стремящимися совершенствовать свои знания в
области физики, начинается с того, что создается
научное общество учащихся, в которое входят
лицеисты 8-11 классов. Ребятам предлагается план
занятий научного общества, который
корректируется предложениями учащихся. Это дает
возможность выявить интересы и склонности детей
к поисковой деятельности с учетом
профессиональной ориентации лицеистов. Вместе с
учащимися выбирается темп
научно-исследовательской и реферативной работы,
уясняется сущность научной проблемы, уточняются
параметры темы, даются рекомендации литературы и
структура работы.

В течение нескольких занятий формируется
четкое представление об изучаемой проблеме,
формируется собственная точка зрения на данную
проблему, обсуждается библиографический обзор и
рассматривается собственная концепция.

Таким образом, работа НОУ по физике происходит
по следующим этапам:

Этапы подготовки научно-исследовательской
и реферативной работы НОУ

1. Выбор темы

2. Установочная консультация

  • уяснение сущности научной проблемы;
  • уточнение параметров темы;
  • рекомендации литературы;
  • рекомендации относительно предполагаемой
    структуры работы.

3. Изучение литературы:

  • формирование четкого представления о проблеме;
  • формирование собственной точки зрения на
    проблему;
  • выступление с библиографическим обзором;
  • самостоятельный анализ источников;
  • предложение своей концепции.

4. Составление текста работы

  • составление компактного текста со всеми
    важными смысловыми оттенками;
  • изложение и систематизация изученных
    материалов;
  • предложение своей концепции.

5. Подготовка выступления

  • выбор стиля, сочетающего принципы научности и
    доступности;
  • заинтересовывающая манера изложения;
  • структура доклада – краткий план или тезисы,
    научное обоснование проблемы, историография
    вопроса, собственная концепция, заключение;
  • подготовка оппонентов.

Результатом этой работы является развитие
способностей к собственным суждениям и
поступкам, к самоанализу и творчеству,
самостоятельному, новому видению мира.

Лучшие работы лицеистов ежегодно
заслушиваются на научно-практических
конференциях студентов, аспирантов и молодых
ученых, проходящих в Комсомольском-на-Амуре
Государственном педагогическом университете, на
которых ребятам, как правило, присуждают
призовые места, происходит награждение
грамотами и рекомендательными письмами для
поступления в вуз.

Развитие творческих способностей учащихся в
лицее №1 происходит не только на заседаниях НОУ
по физике, но и в урочное время на
уроках-исследованиях.

Предметом ученического исследования является
“переоткрытие” уже открытого в науке. Вместе с
тем для ученика выполнение исследовательского
задания является познанием еще непознанного.
Можно выделить следующие структурные элементы
исследовательской деятельности учащихся на
уроках физики: накопление фактов, выдвижение
гипотезы, постановка эксперимента, обоснование
практического применения данного физического
явления, создание теории.

Задания исследовательского характера вызывают
усиленный интерес у учащихся, что приводит к
глубокому и прочному усвоению материала,
развитию творческих способностей ребят.

Необходимость активизировать умственную
деятельность учащихся и развивать их творчество
и самостоятельность привела к использованию
практических работ в качестве источника новых
знаний. Итогом работы на уроке становятся выводы,
самостоятельно полученные школьниками как ответ
на проблемный вопрос учителя.

Приведу пример конкретного урока, построенного
по инициативе членов НОУ физиков, целиком
посвященный исследовательской деятельности
учащихся, используемой на уроке в качестве
источника новых знаний.



Урок проведен в 8 классе по теме
“Последовательное соединение проводников”.
Членами НОУ физиков, учащихся этого класса, были
разработаны технические карты, в которые входили
задания: “С помощью приборов, лежащих на столах,
сконструировать электрическую цепь с
использованием последовательного соединения
проводников, которую можно было бы применить на
различных предприятиях города или в быту”. Класс
был разбит на 5 команд по 4 человека, у каждой
команды – свое название: “Электроны”,
“Аккумуляторы”, “220V”, “Реостат”, “Омовцы”.
Члены НОУ физиков этого класса являлись
экспертной группой, целью работы которой было:
выявить лучший проект технического устройства с
обоснованием его применения на практике. Ими же
была разработана таблица для записи результатов:


название
команды

фамилия
коман-
дира

ориги-
нальность
конструк-
ции

качество
сборки
цепи

качество
оформле-
ния
схемы

сумма
баллов



призовые
места

“Великолепная
четверка”
“220 V”
“Омовцы”
“Реостат”
“Аккумуляторы”

В каждой группе выбраны командир, конструктор,
эксперт и технический секретарь, у каждого –
свои обязанности. На работу групп дается 20 минут,
в течение которых эксперты знакомятся с
особенностями конструкций, иногда подсказывают
возможные варианты работы.

Выполнение задания оценивается следующим
образом: сделан эскизный проект – 1 балл,
объяснена работа устройства – 5 баллов,
изготовлен прибор – 1 балл, дано объяснение – 5
баллов, указаны технические возможности прибора
– 5 баллов, за каждый предложенный иной способ
изготовления установки – 3 балла.



После 20 минутной работы групп происходит
защита конструкторского проекта, демонстрация
его действия, после чего оглашаются оценки,
распределяются места, награждаются победители.

Таким образом, развитие
научно-исследовательской деятельности учащихся
во внеурочное время и разработка
организационно-методических рекомендаций по ее
внедрению в учебный процесс является одним из
важных условий интеллектуальной подготовки
выпускников инновационных образовательных
учреждений. Управление этой работой
предполагает переход учащихся от
эмоционально-чувствительного к рефлекторному
отражению мира.

Таким образом, для эффективного осуществления
научно-исследовательской деятельности учащихся
необходимо:

  • Применение методик и педагогических
    технологий, формирующих исследовательские
    навыки.
  • Организация научно-исследовательской работы
    учащихся на всех ступенях образования в форме
    лицейского НОУ
  • Участие учащихся в научно-методической работе
    совместно с учителями над
    научно-исследовательскими образовательными
    проектами.



Следующий: