Научно-исследовательская деятельность как средство повышения качества образовательного процесса


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1,91 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Не существует сколько-нибудь
достоверных тестов на одаренность,
кроме тех, которые проявляются в результате
активного участия
хотя бы в самой маленькой поисковой
исследовательской работе.
А.Н. Колмогоров

Слайд № 2

В настоящее время при переходе на новые
стандарты меняются цели основного и среднего
(полного) образования. Одна из главных задач,
стоящих перед нами, учителями, в условиях
модернизации образования — вооружить учащихся
осознанными, прочными знаниями, развивая их
самостоятельное мышление.

В условиях развития новых технологий возрос
спрос на людей, обладающих нестандартным
мышлением, умеющих ставить и решать новые задачи.
Поэтому в практике работы современной школы все
большее распространение приобретает
исследовательская деятельность учащихся как
образовательная технология, направленная на
приобщение учащихся к активным формам получения
знаний.

Научно-исследовательская деятельность
является:

  • мощным средством, позволяющим увлечь новое
    поколение по самому продуктивному пути развития
    и совершенствования;
  • одним из методов повышения интереса и
    соответственно качества образовательного
    процесса.

Исследовательской деятельностью

называют
один из видов творческой деятельности учащихся,
которая характеризуется рядом особенностей:

  1. Исследовательская деятельность связана с
    решением учащимися творческой задачи с заранее
    неизвестным решением. Этим она отличается от
    проектной деятельности, которая предполагает
    четкое прогнозирование результата и ясное
    представление о конечном продукте деятельности.
  2. Несмотря на то, что исследовательская
    деятельность является самостоятельным
    творческим процессом приобретения новых знаний,
    она обязательно должна проходить под
    руководством специалиста, т.к. её целью является
    уяснение сущности явления, достижение истины.

Вовлеченность ученика в исследовательскую
деятельность, способствует развитию
удовлетворенности собой и своим результатом
обеспечивает переживание осмысленности,
значимости происходящего, является основой для
его дальнейшего самосовершенствования и
самореализации. Одна из задач моей работы –
применение знаний, полученных на уроке на
практике. Для того, чтобы жить, работать и
соответствовать новым условиям, мне
представляется весьма важным аспектом
методической работы в школе: формирование
исследовательской культуры каждого ученика.



В отличие от олимпиад

исследовательская
деятельность учащихся имеет ряд важных
особенностей:

Исследовательской деятельностью могут успешно
заниматься не только отличники (а может быть,
даже и совсем не они): ученик выбирает тему,
вызывающую у него наибольший интерес, и с
увлечением тратит на нее свое свободное время.

Теория и практика образования показывают, что
исследовательская деятельность в процессе
обучения закладывает основу для дальнейшего
самоопределения и саморазвития личности, т.к. эта
деятельность основана на естественном
стремлении каждого человека с момента рождения к
самостоятельному изучению окружающего мира.

В последние годы вопросы теории и практики
исследовательской деятельности разрабатывались
и разрабатываются многими исследователями:

В своих работах А.Н.Леонтьев, В.В.Давыдов, М.Н.
Скаткин, Т.И. Шамова, А.М. Фридман приводят ясные
доводы, что исследовательская деятельность
имеет значительные преимущества перед проектной
в силу того, что последняя детерминирована
предсказуемостью, человек, разрабатывающий и
реализующий проект, не просто ищет нечто новое,
он решает реальную проблему. В отличие от
проектирования исследовательская деятельность
изначально более свободна, практически не
регламентирована какими-либо внешними
установками, поэтому она значительно более
гибкая, в ней больше места для импровизации.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что
тема исследовательской деятельности в
образовательном процессе является актуальной.
Исходя из актуальности были выделены следующие
параметры:

Объект исследования:

учащиеся 5-9 классов.

Предмет исследования:

организация
исследовательской деятельности школьников.

Цель работы

: определить влияние
научно-исследовательской деятельности как
средства повышения качества образовательного
процесса.

Опытно-экспериментальная работа проходила на
базе санаторной школы-интерната с. Виахту.

Функционирование в режиме санаторного типа
оздоровительного образовательного учреждения
позволяет нам решать данную проблему, сочетая
принципы комплексного развития,
дифференцированного и исследовательского
обучения, когда есть реальные возможности для
проявления детьми своих исследовательских
способностей и возможностей.

В ученической среде в настоящий момент четко
прослеживается повышение интереса к
исследовательской деятельности, а этому, в свою
очередь, активно способствуют создаваемые на
базе школ научные общества учащихся (НОУ).

Для достижения выше обозначенных целей и задач
на базе санаторной школы-интерната с. Виахту было
создано школьное научное общество учащихся
“Кафедра интеллектуального развития”. За
теоретическую основу организации работы
учащихся в научном обществе взяты труды ведущих
ученых России, работающих в этом направлении -
Богоявленской Д.Б. и Савенкова А.И.

Слайд № 3.

В нашей школе научное общество
учащихся существует с 2008 года, и основу его
составляют учащиеся, тематика исследований
которых связана с различными школьными
предметами. Кафедра поделена на 5 секций: секция
искусства, естественных, общественных,
филологических, естественно-математических
наук. Деятельность школьного научного общества
учащихся выстраивается в соответствии с этими
направлениями. Каждую секцию возглавляет
опытный учитель-предметник. Ученик может
выбирать в какой секции он будет плодотворно
работать, творить, создавать. Слайд № 4.

Любое научное общество учащихся ставит своей
целью создание необходимых условий для развития
интеллектуальных, творческих и физических
способностей детей и подростков в условиях
общеобразовательной школы. Данная работа
предусматривает осуществление
личностно-ориентированного подхода через
индивидуализацию и дифференциацию учебного
материала к детям в учебно-воспитательном
процессе.

Слайд № 5.

Цели школьного научного общества
учащихся органично совпадают с интересами
учеников. Это:

  • выявление у учащихся способностей к
    оригинальному, нестандартному решению
    творческих задач;
  • привлечение учеников к исследовательской
    деятельности и развитие их творческих
    способностей;
  • формирование аналитического и критического
    мышления учащихся в процессе творческого поиска
    и выполнения исследований;
  • содействие в профессиональной ориентации;
  • развитие у учеников целеустремленности и
    системности в деятельности;
  • самоутверждение учащихся благодаря достижению
    поставленной цели и публикации полученных
    полезных результатов.

Школьное научное общество на своих заседаниях
дает оценку текущему состоянию
исследовательской деятельности учащихся в
учебном заведении, принимает решения об
обобщении опыта выполнения ученических
исследовательских работ и использовании их
результатов в учебно-воспитательном процессе, а
также направление наиболее значимых работ на
областные и всероссийские конкурсы.

Слайд № 6.

Важным этапом в осмыслении первых
успешных шагов в работе является участие юных
исследователей в школьных конференциях по
защите избранных тем, проводимых, например, в
рамках фестиваля. В марте нынешнего учебного
года в нашей школе был проведен III Межшкольный
районный фестиваль “Дни Науки и Творчества” при
методической поддержке Сахалинского
государственного университета (кафедры теории и
методики обучения и воспитания).

В фестивале очное участие приняли учащиеся и
педагоги Средней школы № 6 и школы с. Мгачи;
заочное участие – ученики и учителя школы с. Хоэ.
По итогам конференций в рамках фестиваля “Дни
науки и творчества” кафедрой теории и методики
обучения и воспитания было принято решение
наградить лучших участников дипломами
Сахалинского государственного университета.

Слайд № 7.



На подобные фестивали и
конференции представляются такие
исследовательские работы учащихся как:

- реферат (творческая работа, написанная
на основе нескольких источников, предполагающая
выполнение задачи сбора и представления
максимально полной информации по избранной
теме);

- учебное исследование (его главной целью
является развитие личности, а не получение
объективно нового результата, приобретение
учащимися функционального навыка исследования
как универсального способа освоения
действительности, активизация личностной
позиции учащихся);

- проект (творческая работа связанна с
планированием, достижением и описанием
определенного результата — построением
установки, нахождением какого-либо объекта и
т.д.). Слайд № 8 (Формы представления
материала
).

Слайды № 9, 10, 11.

Организовывая подобные конференции, педагогам
следует помнить, что существует несколько
вариантов защиты исследовательской работы.
Наиболее распространенными являются
классическая и творческая
модели защиты.

Слайд № 12. Классическая модель защиты


основывается на устном выступлении с
непременным отражением главных
исследовательских аспектов разработки темы:

  • актуальность и новизна исследования;
  • характеристика использованных источников и
    литературы;
  • характеристика основных научных подходов к
    решению проблемы;
  • обоснование выбора методов исследования;
  • основные выводы по содержанию работы.

Творческая

модель защиты предполагает:

  • оформление стенда с документами и
    иллюстративными материалами по заявленной теме,
    их комментарий;
  • демонстрация видеозаписей, слайдов,
    прослушивание аудиозаписей, подготовленных в
    процессе исследования;
  • оригинальное представление фрагмента
    основной части исследования;
  • выводы по работе.

Слайд № 13 и 14 (

Наши достижения).

После завершения конференций учащиеся
заполняют листы самооценки и проводится семинар
«Итоги исследовательской практики».
Результаты самооценки учащихся последней
конференции представлены вашему вниманию: Слайд
№ 15

Проводя анализ работы научного общества
учащихся и исследовательской деятельности
учащихся в целом, можно отметить положительную
динамику в повышении мотивации к обучению.
Результаты анкетирования учащихся: Слайд № 16



Таким образом, научно-исследовательская
деятельность приводит к повышению мотивации и
соответственно повышению качества образования,
что говорит об эффективности работы научного
общества учащихся в данном направлении. Помимо
осознания полученных результатов исследования
учащиеся приобретают следующие компетенции:

  • умения работать с литературой;
  • умения проводить анализ, синтез, сравнение,
    обобщать и делать соответствующие выводы,
    моделировать;
  • умения творчески мыслить и творчески подходить
    к решению поставленной цели и задачи, что создает
    предпосылки для развития креативности;
  • умения правильно оформлять работу;
  • навыки использования таких эмпирических
    методов исследования как: наблюдение, беседа,
    анкетирование, изучение документов и опыта (сбор
    необходимой информации), эксперимент,
    демонстрация опыта;
  • речевые навыки;
  • опыт отстаивания своей точки зрения;
  • ведения дискуссии.

Анализируя результативность работы учащихся в
технологии учебного исследования, можно сделать
следующие выводы: усвоение алгоритма научного
исследования способствует формированию
научного мировоззрения учащихся; значительно
расширяется круг у учащихся в предметных
областях; вооружает учащихся универсальными
способами учебной деятельности, дает импульс к
саморазвитию, способности к анализу,
целеполаганию, организации, контролю и
самооценке; формирует социальный опыт учащихся в
труде и общении. Научно-исследовательская
деятельность учащихся является наиболее
эффективным средством углубления и расширения
приобретённых знаний, умений, навыков и
способствует выведению их на более высокий
уровень усвоения. Поэтому важно, чтобы тот
инструментарий, которым овладевают юные
исследователи, не лежал “мертвым” грузом, а
активно использовался и самими учащимися, и их
преподавателями как во внеучебном, так в учебном
процессе.

Подводя итоги можно сделать вывод о том, что
организация научно-исследовательской
деятельности педагогов и учащихся способствует
развитию социально-активной личности субъектов
образовательного процесса. В учебном заведении
создается новая образовательная среда, что
является важнейшим фактором развития школы. В
ходе исследования мы выявили и экспериментально
проверили эффективность педагогических условий
способствующих активизации познавательной
деятельности учащихся санаторной
школы-интерната с. Виахту.

Исходя из полученных результатов исследования,
мы выделили ряд методических рекомендаций:

  • Современный подход к реализации потенциалов
    исследовательской деятельности учеников должен
    строиться на принципах
    личностно-ориентированного образования;
  • На этапе, когда учащиеся начинают работать над
    исследовательскими проектами, очень важен
    адекватный выбор темы;
  • Учитель должен “использовать различные
    стратегии обучения, проявляя уважение к
    индивидуальности ученика”, задания
    распределять по учащимся на основе учёта их
    индивидуальных особенностей;
  • Взаимодействие учителя с учеником должно быть
    направлено на оптимальное развитие
    способностей, иметь характер помощи, поддержки,
    не быть директивным;
  • Учитель должен стремиться к интеллектуальному
    самосовершенствованию, охотно работать над
    пополнением собственных знаний, быть готовым
    учиться у других и заниматься самообразованием и
    саморазвитием.

Список используемой литературы

  • Арцев М.Н. Учебно-исследовательская работа
    учащихся // Завуч. — 2005. №6. — с.4-29.
  • Батан Л.Ф. Развитие познавательной активности в
    адаптивной технологии обучения: Курс лекций. -
    Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2002.
  • Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать. — М.:
    Просвещение, 1991.
  • Веденеева Т.Е., Воинова М.И. Организационная
    форма презентации результатов
    проектно-исследовательской деятельности
    учащихся // Дидакт. – 2003. № 6 – с.53.
  • Границкая А.С. Научить думать и действовать. — М.:
    Просвещение, 1991.
  • Костюкова Н.К. Научно-исследовательская работа
    учащихся // Математика в школе. 1999. — №5.
  • Кушко А.В. Научно-практические семинары в
    системе методической работы школы по теме
    “Организация научно-исследовательской
    деятельности учащихся” // Практика
    административной работы в школе. – М: Сентябрь –
    2002. №1. – с. 38 – 42.
  • Леонтович А.В. Об основных понятиях концепции
    развития исследовательской и практической
    деятельности учащихся // Исследовательская
    деятельность школьников. – 2003. — № 4.
  • Нархинова Э.П. Исследовательская деятельность
    учащихся средней школы. Метод. пособие. — Улан-Удэ:
    Изд-во Бурятского гос.университета, 2006.- 40 с.
  • Развитие исследовательской деятельности
    учащихся. Методический сборник. — М.: Народное
    образование, 2001. – 272 с.
  • Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных
    способностей школьника. – Ярославль: Академия
    развития, 1997.
  • Чечель И. Д. Управление исследовательской
    деятельностью педагога и учащегося в
    современной школе. — М.: Сентябрь, 1998.



  • Следующий: