Научно-исследовательская деятельность как основа развития творческих способностей учащихся при обучении химии

Как сделать так, чтоб удалось:
Всему ребенка научить,
В душе талант его открыть
Способности и творчество развить.

Перед современной школой стоят новые цели:
развитие творческих способностей,
самостоятельности, инициативы, стремления
ребенка к самореализации.

Один из путей достижения этой цели –
организация индивидуального образования.
Существенную роль в этом играет проектная
деятельность.

Приобщение детей к ранней
научно-исследовательской, поисковой
деятельности является одной из форм обучения в
современной школе, позволяющей наиболее полно
определять и развивать как интеллектуальные, так
и потенциальные творческие способности, причем
индивидуально у каждого ребенка.

Научная деятельность помогает формировать
творческую личность, стимулирует “поисковую
активность”, упорство детей в достижении
поставленной цели. На новом этапе обучения и
развития у школьников появляется потребность
поделиться своими поисками, научными открытиями.

Проектная деятельность формирует социальный
опыт учащихся в труде и общении, способствует
интеллектуальному росту школьников, расширяет
кругозор как в области своего предмета, так и в
окружающей действительности, дает возможность
лучше раскрыть собственный потенциал.

Сегодняшний старшеклассник – это завтрашний
студент. Поэтому навыки исследовательской
деятельности, полученные в школе, могут
сослужить добрую службу тем, кто захочет
серьезно заниматься наукой в вузе.

На протяжении пяти лет я являюсь научным
руководителем, курирующим
научно-исследовательские работы по химии и
экологии .За эти годы появились свои наработки и
подходы к развитию у детей навыков ведения
исследовательской работы. Прежде всего, своей
главной задачей в начале года считаю выявление
школьников, которые бы хотели участвовать в
исследовательской работе. Ни для кого не секрет,
что далеко не все учащиеся, склонные к
научно-исследовательской работе, всегда
проявляют сами инициативу к участию в подобной
деятельности. Поэтому для выявления интересов
детей и их намерений, я провожу анкетирование,
беседу, где подробно раскрываю суть предстоящей
деятельности.

Эту работу я начинаю с первых уроков химии.
Например, в теме: “Что изучает химия? Каков путь
изучения этого предмета?”, можно предложить для
исследования вопрос: зачем нужно изучать химию?
Создается, как бы, мини педагогическая
мастерская, где каждый ученик делится своим
жизненным опытом, знаниями, которые складываются
в совместную научную копилку. Каждой паре
учащихся предлагаю научно-популярную литературу
по вопросам прикладной химии, через 10 минут эта
“копилка” пополняется дополнительными
сведениями. То есть мы совместно подходим к
осознанию значимости данной науки и можем
оценить высказывание нашего знаменитого
соотечественника М.В.Ломоносова: “Широко
распростирает химия руки свои в дела
человеческие”. И так, шаг за шагом, от собирания
фактов к обобщению, мы осваиваем основные
химические понятия и законы. К 9 классу багаж
знаний уже достаточен, чтобы перейти к освоению
нового этапа научно-исследовательской
деятельности. Ежегодно образуется группа
учащихся, которых серьезно увлекает прикладная
химия, экология, которые желают продолжить
исследовательскую работу в этих направлениях.

С этой целью с 2006 года мною ведутся занятия,
позволяющие сформировать личность, обладающую
элементарными навыками самостоятельной
научно-исследовательской работы. Есть
положительные результаты. Мои ученики активно
участвуют в городских олимпиадах,
научно-практических конференциях. Лауреатами
Всероссийского конкурса “Национальное
Достояние России” стали: Чупина Ирина (2008г.),
Карагодский Виталий (2009г.), Губа Татьяна и Чнаваян
Мариам (2010г). Участниками фестиваля
исследовательских и творческих работ учащихся
“Портфолио” являются Пивнев Михаил и
Карагодский Виталий (2009г.), Мусатова Ксения,
Карагодский Виталий, Чнаваян Мариам(2010г.)..
Победителями краевого конкурса (III место)
научно-прикладных и исследовательских проектов
по охране водных ресурсов края стали Чупина
Ирина (2008г.),Мусатова Ксения (2010г). Победители
конкурса исследовательских проектов при СКИБИИТ
“Бизнес в молодежном предпринимательстве” -
Ткач Екатерина и Карагодский Виталий (2008г.).
“Сегодня школьник-завтра бизнесмен”- Ткач
Ектерина, Карагодский Виталий, Пивнев Михаил
(2009г.). Участник краевой научно-практической
конференции “Эврика” при Малой академии наук
учащихся Кубани – Карагодский Виталий (2008г.)
(Антропогенное воздействие на экосистему
“Городское водохранилище”).Лауреаты
Всероссийского молодежного форума по проблемам
культурного наследия, экологии и безопасности
жизнедеятельности “ЮНЭКО – 2009” -Карагодский
Виталий, Пивнев Михаил, Чнаваян Мариам Лауреаты
муниципального этапа гогодской
научно-практической конференции “паруса
науки”- Пивнев Михаил, Карагодский Виталий,
Мусатова Ксения (2009г.)…Победитель зонального
этапа краевой научно – практической конференции
“Эврика” Малой академии наук учащихся
Кубани(2010г.) –Пивнев Михаил. Лауреаты
Всероссийского конкурса “Первые шаги в науке” -
Сагатдинова Карина и Мчедлишвили Майя.
Победители муниципального этапа краевой
научно-практической конференции Малой
сельскохозяйственной академии учащихся –
Сагатдинова Карина и Мусатова Ксения (2010 г.)
Лауреаты Всероссийского заочного конкурса
“Познание и творчество” Общероссийской Малой
академии наук “Интеллект будущего” — Мусатова
Ксения,Курова Аминат, Стрижак Нина в номинации
“Химия”, Чнаваян Мариам, Хитрова Ксения, Пивнев
Михаил, победитель Ш место – Карагодский Виталий
в номинации “Анатомия” (2010 г.).



Работы учащихся отличаются четким логическим
изложением, высокой степенью научности,
убедительностью рассуждений, оригинальностью
мышления, достоверностью результатов. В чем
причина такого успеха ребят? Прежде всего, в
умении логически мыслить, работать с
литературой, в глубоком знании курса химии,
целеустремленности.

Приобщаясь к научно-исследовательской работе,
школьники проявляют интерес к науке, поиску,
эксперименту. Участие в научно-практических
конференциях приучает их к собранности,
воспитывает волю, чувство ответственности.

Исследовательская деятельность целесообразна
в учебно-воспитательном процессе только тогда,
когда ученики достаточно свободно могут
ориентироваться в определенной системе знаний,
что повышает долю их самостоятельности.

Исследовательский подход учащихся не следует
отождествлять с научным исследованием ученых.
Ребята в основном не выявляют новых научных
мыслей, но познают, усваивают, “переоткрывают”
их для себя.

Занимаясь научно-исследовательской работой,
ученики самостоятельно выбирают тематическое
направление, готовятся теоретически. Составляют
доклад по теме, изучают методику
научно-исследовательской работы. Проводя
экспериментальную работу, учащиеся ведут журнал
наблюдений, анализируют результат.

Одним из самых ответственных и важных моментов
исследовательской работы является выбор темы
исследования каждым учащимся. Я предлагаю
примерный перечень тем для исследования. При
определении тематики ученических исследований
необходимо учитывать следующие критерии:

1) актуальность темы, недостаточность ее
изученности и важность в практическом отношении;

2) соответствие интересам
учащегося-исследователя;

3) реальная выполнимость;

4) возможность более глубокого осмысления общих
закономерностей процессов, изучаемых избранной
наукой;

5) обеспеченность необходимым количеством
различных источников.

После завершения оформления работы я пишу
рецензию на нее и сосредоточиваю свое внимание
на подготовке ребят к защите исследования.

Таким образом, использование метода проектов
способствует формированию у школьников новых
знаний, которые направлены на развитие умений
сопоставлять, анализировать, выбирать нужную
информацию.

Проектная деятельность — это серьезная и
целенаправленная деятельность учителя и
ученика.

Правильно организованная педагогом работа
позволяет учащимся овладеть элементарными
навыками самостоятельной исследовательской
деятельности.

Методическая поддержка учителя помогает
ученикам в организации исследовательского
эксперимента, подготовке выступлений на
различных научно-практических конференциях и
конкурсах. Как показывает личный опыт работы,
исследовательские проекты приносит детям
радость поиска и находок, чувство уверенности в
своих силах, помогает увидеть мир науки своими
глазами.

Приложение




Следующий: