Настольные игры по физике


Предлагаемые игры способствуют ненавязчивому
запоминанию физических величин, единиц их
измерения и формул для их вычисления. Они
помогают как детям с задержками в развитии
(которым объективно трудно усвоить материал), так
и способным детям (которым просто скучно
выполнять рутинную работу по заучиванию формул).
Конечно, игры не могут заменить решения задач –
наилучшего способа выучивания формул. Данные
игры идеальны для малокомплектной школы. Они
могут использоваться также учителями в классе
для работы в группах, родителями и детьми – дома.
Лучше всего – играть под музыку, так как под
музыку ребята меньше шумят и отвлекаются на
непродуктивные споры, к тому же под музыку
создается ощущение праздника, которое в
дальнейшем ребята связывают с уроками физики.

Перечень игр: лото; карты; домино; соты.

Описание игр.

Физическое лото.

Правила аналогичны игре в лото. В игре
используются карты трех типов: с обозначениями
физических величин; с единицами их измерения и с
формулами для их вычисления.

Вместо бочонков у ведущего находится набор
малых карточек с написанными на них названиями
физических величин (например: скорость, время,
плотность, работа, сила Архимеда
и др.). Надписи
на карточках трех цветов: красные, зеленые и
голубые. Если выпадает карточка с синей надписью,
то закрывается обозначение соответствующей
величины на карте величин. Если с красной – то
формула на карте с формулами. Если с зеленой –
единица измерения данной величины на карте с
единицами измерения.

На рис.1 приведены четыре карты с обозначениями
физических величин размером 3 на 5 клеток для 7
класса. В каждом столбике объединены тематически
связанные величины (кинематика,
масса-объем-плотность, силы-импульс,
работа-мощность-кпд, энергия). Конечно, возможны
разные варианты размещения величин на картах.

Рис. 1

Самым слабым детям для начала раздается по
одной карте каждого вида, на которых в каждом
столбце заполнена только одна клетка. В
дальнейшем количество карт постепенно доводится
до двух – трех каждого вида, у которых в каждом
столбце заполнены уже 2-3 клетки.

Физические карты.

На картах в центре крупно написаны синим цветом
обозначения физических величин, красным –
формулы, зеленым – единицы измерения. В левом
верхнем углу каждой карты написано то же, что и в
центре, но в уменьшенном виде. Несколько карт
показаны на рис. 2. В карты могут играть до 7
человек. Но лучше, если игроков 4 — 5 человек. В
самом начале лучше играть с картами, открытыми
для всех игроков.

Рис. 2

Варианты игры:



Первый вариант. Все карты раздаются на
руки игрокам. Игроки из имеющихся у них карт
выбирают и кладут в центр стола (парт) либо
величину и ее единицу измерения, либо величину и
формулу, либо величину + формулу + единицу
измерения, либо формулу и единицу измерения
одной величины, либо (к этому учащиеся приходят
сами, спрашивая: “А можно?…”) две формулы одной
величины, и еще единицу измерения, и еще саму
величину – кому как повезет. Запрещено только за
один прием выбрасывать две одинаковые карты.
После того как все освободились от “лишних
карт”, игроки начинают по очереди тянуть по
одной карте друг у друга, выбрасывая по
вышеуказанному правилу вновь пришедшую карту,
если получается. Проигрывает тот, кто остался с
картами на руках.

Второй вариант. В этом варианте игрокам
надо брать взятки. Выигрывает тот, кто взял
больше карт. Сначала всем игрокам раздается
каждому столько карт, сколько игроков, и на стол
надписями вверх кладется столько карт, сколько
играющих. Затем по очереди игроки берут взятки (и
кладут их рядом с собой): величиной можно взять
формулу или единицу измерения, единицей
измерения можно взять величину или формулу,
формулой можно взять величину или единицу
измерения. В дальнейшем можно разрешать брать не
одну, а более карт, и сделать взятки разнобразнее.
Если игроку нечем брать взятку или все карты
взяты предыдущими игроками, то он кладет свою
карту. Когда карт на руках не осталось, опять
каждому раздаются карты. И так, пока в колоде не
останется ни одной карты.

Физическое домино.

В качестве костяшек домино используются
картонные карточки, разделенные на два поля, на
одном из которых написаны обозначения величин и
знак =, а на другом – формула для вычисления
какой-либо физической величины (не обязательно
той, что написана на другом поле). Игра ведется по
правилам обычного домино.

В первом варианте игры присоединять карточки к
тем, что положены на стол, можно с любой стороны
(это целесообразно, пока дети совсем не знают
формул). Во втором варианте присоединять можно
только с двух сторон – так, как на рис.3. Возможны
и промежуточные варианты. Побеждает тот, кто
избавился от всех своих карточек.



Рис. 3

Соты

Представляют собой правильные шестиугольники,
в углах которых написаны обозначения величин,
формулы для их вычисления и единицы их измерения.
В одной точке для соседних карточек сходятся:
величина, формула и единица измерения (см. рис.4).
Цель игры состоит в том, чтобы сложить из этих
шестиугольников “соты” наибольшего размера.
Желательно использовать весь комплект
шестиугольников. Можно замостить ими площадки
любой формы: вытянутые в длину, в ширину,
извилистые, парту целиком – как получится у
ребенка.



Рис. 4




Следующий: