Наследие Д. С. Лихачева в градостроительстве


Величие народа не измеряется его
численностью,
Как величие человека не измеряется его ростом;
Единственной мерой служит его умственное
развитие и
Его нравственный уровень.

В.Гюго.

Наследие великого учёного, общественного
деятеля, филолога, историка, академика Академии
Наук, профессора Ленинградского Унверситета (1946
– 1953)

Дмитрия Сергеевича Лихачёва огромно. За свою
богатую творческую жизнь он написал более
полутора тысяч работ. Д.С.Лихачёв искренне
переживал за культуру России, состояние храмов,
церквей, парков и садов… Его интересовала судьба
города, развитие города, характерные
отличительные черты. Дмитрий Сергеевич говорил:
“ За всю свою жизнь он хорошо знал только три
города: Петербург, Петроград и Ленинград”.
Д.С.Лихачёв поднимал вопрос по поводу
современной архитектуры. Специалист по
древнерусской литературе, Лихачёв прекрасно
ориентировался в различных областях культуры и
искусства. В статье “Заметки об архитектуре”
автор высказывается о современных архитектурных
сооружениях, что значимость зданиям придаётся
самим временем, событиями, связанными с теми или
иными постройками, судьбами людей, строителями,
возводившими здания. Дмитрий Сергеевич пишет,
что “мы должны узнавать назначение здания по его
архитектурным формам. Мы должны сразу видеть, что
перед нами вокзал, а не больница, не гостиница, не
школа, не жилой дом. Но помимо назначения здания
мы должны ясно ощущать вход, подъезд, лестничную
клетку. Вместе с тем фасад не должен быть
однообразным. Однообразие окон утомляет не
менее, чем однообразие улицы, дороги. Районы
должны быть разные, разнообразные,
разноэтажные”.[1] Важным аспектом Дмитрий
Сергеевич считал архитектуру первых этажей. Ей
уделяется мало внимания, и это связано с
непониманием значения деталей в архитектуре.
Проектировщик, чертёжник видит план здания с
уровня среднего этажа. А в действительности на
дом смотрит прохожий и, прежде всего, с уровня
своих глаз. Человек может пройти мимо дома, не
обратив внимания на второй и третий этажи; но его
взгляд привлекают витрины магазинов, красочно и
ярко оформленные, входные двери, лестницы. И
сегодня нас радует, что оформлению и
благоустройству вокруг зданий уделяют
достаточно внимания, пусть пока ещё только в
центре нашего города.

Современные дома обычно называют “коробками”.
Лихачёв говорил, что это неправильно – они
чемоданы, старинного скучного фасона, все
одинаковые. И в самом деле, “новоделы” присущи
всем городам. Любой город имеет новостройки,
похожие одна на другую, как сёстры –
“близняшки”. Неслучайно герой фильма Э.Рязанова
“Ирония судьбы или с лёгким паром” Андрей
Мягков в чужом городе приехал на ту же улицу, в
тот же дом, в такую же квартиру. Что говорить, и
сейчас в каждом городе есть улица В.И.Ленина,
улица Советская, улица Кирова. Одно время была
проведена работа по переименованию улиц, но в
разных городах подошли к этому вопросу по –
разному. В некоторых городах можно было видеть
таблички с новыми названиями, а рядом висели
таблички со старыми названиями улиц. Это удобно,
ориентироваться среди переименованных улиц
трудно даже коренному жителю, не говоря уже о
приезжем. Но, с другой стороны, в нашем бюджете
столько прорех, что возникает вопрос: неужели так
необходимо было заниматься переименованием
площадей и улиц. Не проще ли было бы направить эти
средства на благоустройство этих же улиц? В
настоящее время мы видим работу, которая ведётся
в рамках юбилея нашего города. Задействованы
многие ведомства, работа которых направлена на
то, чтобы Астрахань стала ещё краше, чище,
привлекательнее. Отрадно, что молодое
подрастающее поколение активно участвует в
реализации таких важных задач.

Это не просто слова. Студенты Астраханского
инженерно-строительного института кафедры
Архитектуры и Дизайна ежегодно выполняют
проекты по благоустройству жилых микрорайонов,
набережных, парков и скверов. Вот и Дмитрий
Сергеевич при огромной занятости занимался
вопросами ландшафта, парков и садов Петербурга и
его окрестностей. Он считал, что природа думает
за нас; природа – это деревья, птицы, травы. Они
создают красоту для нас – людей. И наша прямая
обязанность – хранить и приумножать всё то, что
создано ею (природою). В своём исследовании “О
садах” Дмитрий Сергеевич приходит к выводу:

“… сад – это прежде всего своеобразная форма
синтеза различных искусств, связанная с великими
стилями, развивающимися параллельно с развитием
философии, литературы (особенно поэзии ), с
эстетическими формами быта, с живописью,
архитектурой, музыкой. Для восприятия сада
необходимо полное погружение в культуру времени
сада. Правильное восприятие сада как
произведения искусства требует в современных
условиях серьёзных познаний в области истории
искусств и истории быта”.[2]

Говоря о садах Московской Руси, Д.С.Лихачёв
отмечал, что во все времена сады в Москве и
московской области были не только для красоты, но
в первую очередь для пользы: от них получали
плоды и ягоды. Наряду с плодовыми деревьями и
кустарниками, в садах разводились цветы и
душистые травы. Помимо плодовых деревьев,
выращивались декоративные, для красоты: кедры,
пихты и др. На Руси стремились, чтобы в садах были
не только плодоносящие деревья, но чтобы вся
произрастающая растительность была более или
менее экзотической. Очень много усилий делалось,
чтобы посадить виноград просто для любования
(для государя съедобный виноград к столу
привозился из Астрахани). И это потому, что
виноградное дерево считалось райским, как и
яблоня. А в Астрахани разведением элитных сортов
винограда занимался Варваций, известный как
строитель каналов. В садах устраивалось большое
число различных построек для отдыха — терема,
“шатры”, “шатрики”, беседки и пр.,
продумывались красота оград, устройство ворот,
фонтанов. Московские сады имели “зелёные
кабинеты”, террасы,смотрильни.

Сады огораживались высокими изгородями, в
которых прорезались окошки для обзора
окружающей местности.

В садах создавались пруды с высоким уровнем
воды, насыпались искусственные островки, сады
населяли редкими поющими птицами; по водоёму
пускали целые флотилии – модели настоящих
кораблей малого размера, а в прудах разводили
карпов, ершей, ручных щук, которые под звон
колокольчика приплывали к берегу.

Следует особо заметить, что сады являлись
местом обучения царских детей.

Нетрудно увидеть, какое значение придавалось
садам, паркам, зелёным зонам.

От садов в царское время переместимся в наш
город, и более подробно ознакомимся с проектами
студентов инженерно – строительного института
кафедры

Архитектуры и Дизайна.



Проект планировки исторической парковой зоны в
районе 17 – ой пристани г.Астрахани выполнили
студенты Качуровский А.О., Джуманов С.М.

Парк расположен в центральной части
г.Астрахани, включая здания речного вокзала,
гостиниц “Лотос”, “Турист”, кафе, банка и
отделения связи, Лебединого озера, планетария,
беседок, консульства Ирана, автомобильную
стоянку.

На данном участке парк сформировался в конце 30 -
х годов прошлого века.

На различных частях парка предусмотрены
интересные сооружения: фонтан, музей Петра
Первого, памятник Петру Первому, детская
площадка, ротонда, места для встреч посетителей.
Предусмотрено благоустройственное
оборудование: скамьи, ограждения, мусорные
корзины, парковое освещение – все это
способствует комфортности и безопасности
посетителей.

Настоящая зона принадлежит центру города, в
данный момент парк находится в запущенном
состоянии. Самое важное то, что этот парк устроен
в XIX – м веке и обладает богатой историей,
ценности которой необходимо подчеркнуть с
помощью реконструкции. Дмитрий Сергеевич считал,
что очень важно хранить прошлое. Хранить все
парки – необходимо! И наша смена, подрастающее
поколение, понимает это, хочется в это верить.
Зелёные зоны — это живой, динамичный материал,
поскольку они меняют цвет, фактуру, окраску и
форму во все времена года.



Другая особенность состоит в том, что
произведения зелёной “архитектуры” создаются с
расчетом на восприятие их в движении. Общее
впечатление от парка складывается как следствие
наслоения впечатлений от отдельных пейзажей.

Парковая композиция “раскрывается”
постепенно.

Живые изгороди являются прекрасным средством
защиты от ветра, пыли, шума, используются для
ограждения и создания линейных и объёмных форм в
парковом ландшафте. Продолжительность жизни
некоторых живых изгородей измеряется
столетиями.



Группы деревьев в данном парковом пейзаже
предназначены для создания плавного перехода от
одних аллейных посадок к другим. Различные формы
и высота деревьев и кустарников создают большие
композиционные возможности: шаровидную,
конусообразную, округлую и т.д. Живая изгородь
или группа кустарников служат фоном для цветов,
подчёркивая их красочность. Для этого кустарнику
придают искусственную декоративную форму путём
стрижки. Это важный приём озеленения, с помощью
которого отдельно растущим кустарникам можно
придавать разнообразные геометрические формы.
Это значительно разнообразит и обогащает
озеленяемую территорию.

Максимальное обогащение паркового ансамбля
разнообразными сменяющими друг друга пейзажами,
обеспечивающими разнообразие впечатлений,
несомненно, будет оказывать положительное
влияние на общее поднятие жизненного тонуса
людей.

Проекты планировок жилых микрорайонов
г.Астрахани. Основные задачи проекта: создание
пространственной композиции жилого района в
системе города с индивидуальным архитектурным
обликом; организация системы культурно –
бытового обслуживания населения района; решение
внешних и внутренних транспортных связей с
четкой дифференциацией улично – дорожной сети,
обеспечивающей надёжность и безопасность
движения пешеходов и транспорта.

Проектируемый жилой микрорайон располагается
в системе жилой застройки г.Астрахани на
территории Советского района. Существующий
микрорайон имеет фрагментарную застройку,
архитектурную ценность представляют постройки
50-х годов по ул.Б.Хмельницкого. Улицы
Б.Хмельницкого и Боевая являются магистральными,
городского значения. Пересечение этих улиц -
сложный транспортный узел, где скапливается
большое количество людей и транспорта, что ведёт
к образованию аварийных ситуаций.

Для защиты микрорайона от шума вдоль улицы
Боевой предусмотрена санитарно-защитная зона,
ширина её составляет 50 м. 9-ти этажные дома вдоль
улицы также служат для микрорайона защищающим
экраном. На улице Бакинской запроектирован
культурно-развлекательный центр, место, где
будет скапливаться наибольшее количество людей;
при этом людские потоки распределяются по
пешеходным направлениям в парковую зону. В
микрорайоне предусматриваются два детских сада,
школа, предприятия обслуживания и торговли. Все
дворы оборудованы хозяйственными площадками,
площадками для детей и взрослых, запроектированы
площадки для спортивных игр.

Этот проект — один из вариантов разработки
микрорайона. Возвращаясь к Д.С.Лихачёву,
вспоминаем его принципы “демократической
архитектуры”. Он говорил: “Архитектор, берясь за
черчение нового здания, за его планировку, должен
прежде всего представлять себе, понравится или
не понравится это здание тем, кто будет в нём
жить. Он должен уважать мнение простых горожан.
Он строит здание не для архитекторов, а для
жильцов и для горожан”.[3] Проект универсального
строительного комплекса .

Он отвечает требованиям стандартов;
предусмотрены здание заводоуправления,
технические здания, лаборатории, складские
помещения, различные цеха, здания ТЭЦ и
подстанции, насосные, резервуары для воды. Весь
комплекс озеленён. Архитектура зданий отлична от
жилых помещений, имеет своеобразный фасад.

Подводя итоги сказанному, проанализировав
статьи Д.С.Лихачёва, хочется отметить, что перед
нами стоит сложная, важная, но вместе с тем
интересная задача. Как сохранить образ города в
современных условиях? Как поддержать парки в их
первозданном состоянии, обновляя, не нарушая
старых зелёных насаждений в современных
условиях разрастания населения, транспорта,
промышленности и т.д.?

Красота, чистота улиц, района, города, где мы
живём, зависит, в первую очередь, от нас самих. И
неважно, кто мы по профессии – градостроители,
архитекторы, дворники, учителя…Мы все найдем,
чему поучиться у этого человека!

Список используемой литературы

  1. Д.С.Лихачёв Русская культура. М., 2000, — Заметки об
    архитектуре, с.185.
  2. Д.С.Лихачёв. Избранные работы в 3 – х томах, т.3, Л.,
    1987, — О садах, с.476.
  3. Д.С.Лихачев. Русская культура М., 2000,-
    Градостроительные заветы Петра Великого, с. 178.



Следующий: