Население и хозяйство страны в XVII веке

Цель урока: На основе полученных ранее знаний показать учащимся уровень развития хозяйства и торговли; выяснить последствия смуты и дать объективную необходимость реформ в XVII в.; их закономерность проведения.

Задачи урока:

  •  Образовательные: определить последствия смуты и необходимость реформ.
  •  Воспитательные: привить чувство гордости за своё отечество и воспитание чувства уважения к истории своего народа.
  •  Развивающие: формирование и развитие речи учащихся; мыслительных способностей; формирование навыков работы с текстом учебника и извлечения от туда необходимой информации.

Оборудование: учебник, проектор, карточки, атлас, проектная доска.

Основные понятия темы:

  •  Бобыли
  •  Барщина
  •  Оброк
  •  Мануфактура
  •  Всероссийский рынок

Ход урока

План:

  1. Последствия смуты
  2. Восстановление сельского хозяйства
  3. Новые черты в экономике
  4. Формирование всероссийского рынка

Повторение д/з

Здравствуйте, ребята. Сегодня на нашем уроке присутствует много гостей, давайте их поприветствуем. Молодцы! Пожалуйста, садитесь.

Сегодня мы переходим к изучению новой темы – это Население и хозяйство страны в XVII в. Давайте подумаем чему будет посвящена эта тема. (Слайд № 1, приложение).

Прежде чем перейти к изучению нового материала, давайте повторим предыдущую тему. Посмотрите на экран и подумайте, о каких событиях написаны следующие строки (Слайд № 2, приложение).

Молодцы! А теперь выполните задания на карточках (они лежат на столах обучающихся) соедините стрелочками события (Слайд № 3, приложение). Соотнесите стрелками «кому из исторических деятелей были даны такие характеристики»

Соотнесите стрелками «кому из исторических деятелей были даны такие характеристики».

Готовы! Сдаём работы. Теперь нам надо проверить, как вы справились с этим заданием (Слайд № 4, приложение).

Посмотрите на экран – что мы видим? (Слайд № 5, приложение). Кто пришел к власти после окончания смутного времени? (Слайд № 6, приложение).

Молодцы! Теперь переходим к изучению нового материала.

Изучение нового материала:

1 ВОПРОС. (Совместная работа с детьми.)

Ребята! Как вы считаете, в чем заключаются итоги смуты? Выслушиваются мнения ребят. Правильно. Давайте запишем итого смуты (Слайд № 7, приложение).

Итоги смуты:

  • Разрушена экономика
  • Потеря территории
  • Ослабление всех структур государства
  • Изменена природа царской власти (царя выбрали)
  • Разрушение сельского хозяйства, появляются бобыли

2, 3, 4 ВОПРОСЫ. (Самостоятельная работа с текстом учебника.)



  • 1 ряд – читает стр. 100 – 101 и отвечает на вопрос развитие сельского хозяйства.
  • 2 ряд – стр. 101 – 102 читает о развитии экономики
  • 3 ряд – 102 – 103 развитие торговли. (Слайд № 8, приложение)

Развитие с/х:

Раздача земель дворянам, укрепление помещичьего и крестьянского хозяйства. Увеличение срока сыска беглых крестьян, бесправие крестьян. Господин требовал с крепостных исполнения различных работ, выплаты продуктового и денежного оброка. Помещики принуждали крестьян к работе в своих хозяйствах, на барском поле (Слайд № 9, приложение).

Развитие экономики:

Новые черты в развитии экономики (Слайд № 10, приложение)

  • Ремесло превращается в мелкотоварное производство
  • Создание ремесленных мастерских
  • Специализация районов
  • Использование наемного труда
  • Появление мануфактур.

Развитие торговли:

Всероссийский рынок – усиление хозяйственных связей и обмена между различными частями России, основанное на выпуске определенной продукции. (Слайд № 11, приложение). Появляются ярмарки, специализация районов не только на производстве и торговли, Россия отставала от наиболее развитых стран Западной Европы. Из-за отсутствия выхода к незамерзающим морям затруднялось расширение связей с этими странами.

Закрепление (Слайд № 12, приложение)

Ответьте на следующие вопросы:

  • Перечислите особенности развития с/х.
  • Какие новшества появились в развитии экономики?
  • Какие факты свидетельствуют о формировании единого всероссийского рынка?

Вывод по уроку

В течении XVII в. в хозяйственной жизни страны произошли значительные перемены. Развивалось мануфактурное производство, усиливалась специализация районов страны на производстве определенных видов продукции, формировался всероссийский рынок. Однако все эти перемены происходили на фоне дальнейшего закрепощения крестьян, усиления их зависимости от помещиков. В своем экономическом развитии Россия отставала от передовых стран Европы.

Домашнее задание (Слайд № 13, приложение)

§12. Контурная карта стр. 11 на стр. 8 или написать небольшое сочинение на тему: «Я считаю, что главными задачами развития страны после смуты были…».

Выставление оценок.




Следующий: