Нарушение законности и массовые репрессии в 20–30-х гг. ХХ в


Сегодня на нашем уроке мы постараемся ответить
на вопросы политической жизни страны в 20-30-е годы.
Почему это так важно, да потому, что без
критического анализа и осмысления пройденного
пути невозможно идти дальше и решать задачи
сегодняшнего дня, тем более, что через несколько
лет проблемы нашей страны придется решать нашим
детям.

Десятки миллионов наших соотечественников
пострадали от незаконных политических
репрессий. Физическое уничтожение дворянства и
казачества, раскулачивание и насильственная
коллективизация крестьянских хозяйств, создание
искусственного голода, поиск и ликвидация
“врагов народа”, пытки и расстрелы в тюрьмах,
издевательства и принуждение к непосильному
труду в лагерях ГУЛАГа. В конце 30-х годов в
жернова репрессивного механизма,
представлявшего собой сложную систему
несудебных и судебных органов, попало наибольшее
количество честных и умных людей. Оперативный
приказ о проведении массовых арестов в отношении
всех антисоветских элементов, подписанный
наркомом внутренних дел СССР Ежовым 30 июля 1937
года, положил начало невиданному политическому
беспределу. Широкомасштабная компания по поиску
“врагов народа” незамедлительно была
развернута на местах. С сентября 1937 года в
Хакасии резко возросло количество арестов. За
короткий период времени следователям Хакасского
УНКВД удалось “раскрыть” сто
контрреволюционных, повстанческих,
буржуазно-националистических,
офицерско-белогвардейских, кулацких,
троцкистских, бухаринских и прочих организаций,
стремившихся ликвидировать советскую власть.

Правление Хакасской республики ассоциации
жертв политических репрессий, посчитало своим
долгом увековечить имена людей, без вины
пострадавших в годы политически репрессий. В
Хакасии был установлен памятник жертвам
политических репрессий, изданы две Книги Памяти,
в которые вошли сведения о 3070 гражданах,
репрессированных и впоследствии
реабилитированных. Изучение раздела Сталинская
модернизация России в школьном курсе
предусматривает рассмотрение многих вопросов
этой темы. С учащимися 9 класса была проведена
работа по поиску информации о репрессированных в
СССР и Хакасии, организованы встречи с
пострадавшими в годы репрессий, посещен памятник
репрессированным в Хакасии.

Цели урока:

  • Показать политическое развитие СССР в 20-30 гг. и
    такие явления как создание
    командно-бюрократической системы управления,
    последствия нарушений законности, массовых
    репрессий, свертывания демократии.
  • Формировать умение работать с историческими
    документами, различной литературой, периодикой.
  • Продолжать формирование гражданского
    патриотизма.

Оборудование:

подборка материалов
периодической печати, специальной литературы,
документы, письма с воспоминаниями
репрессированных, плакаты, таблички с надписями
государственных деятелей и представителей
прессы, компьютерный мультимедиа учебник.

Оформление доски:

тема урока, портреты видных
государственных деятелей, высказывания
публицистов. Фотографии репрессированных в
Хакасии, фотография памятника жертвам
политических репрессий в Хакасии. Мебель
расположить так, чтобы все сидели лицом друг к
другу. Учащиеся поделены на три группы.

Цитата:


“За гремучую доблесть грядущих веков,
За высокое племя людей, -
Я лишился и чаши на пире отцов
И веселья, и чести своей.
Мне на плечи кидается век-волкодав,
Но не волк я по крови своей.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

Тема этого урока очень важна для нас сегодня,
потому что многие явления того периода находят
отголоски сейчас. И вам, новому поколению, нужно
осмыслить и понять корни этих явлений, чтобы
навсегда очистить от них общество, чтобы нашу
Родину сделать свободной, демократической,
открытой. Сегодня нам очень важно выяснить, как
же сложилась командно-административная система
управления, корни которой и до сих пор дают о себе
знать в экономике, политике и нравственности, в
образе жизни и массовом сознании, которая до сих
пор тормозит развитие нашей страны, что
показывает и доказывает, насколько глубоки и
серьезны те деформации, которые претерпело все
наше общество от сталинизма.

Мы перелистаем те страшные страницы истории, к
которым привел сталинизм, узнаем о массовых
репрессиях и свертывании демократии.

Ребята работают в группах. Работа с
документами, периодической литературой,
воспоминаниями очевидцев, видео и фоно архивом.

Группа 1.

1) Установить причину установления
тоталитаризма в СССР.

2) Исторические рамки этого периода.

3) Формирование командно-административной
системы.

4) Выяснить объективные и субъективные причины
достаточно долгого руководства партии в стране.

5) Причины, приведшие к началу репрессий и
последствия этого террора.

6) Что вы можете сказать о репрессиях среди
военных?

7) Было ли сопротивление сталинизму?

Группа 2.

Имеются ли данные о массовых
политических репрессиях в Хакасии?

Группа 3. Работают со школьным учебником.
Составьте схему политической системы
сталинизма.

Группа 1.

(Примерные ответы)

В 30-40 гг. сталинская система развивалась по
линии упрочения, ужесточения своего режима, в
полной мере используя механизм подавления
инакомыслия, устрашая через репрессии и
публичные судилища любую оппозицию, манипулируя
сознанием людей и насаждая веру в непогрешимость
и даже “святость” вождя.

В 30-е гг. по стране прокатилась волна
сфабрикованных политических процессов. Все это
не могло не вызывать опасений, особенно у старой
ленинской гвардии большевиков. На XVII съезде
партии (январь-февраль 1934 г.) предпринимались,
правда неудачно, тайные попытки сместить Сталина
с поста генсека. Однако убийство в 1934 г. С.М.
Кирова, лидера ленинградских большевиков,
развязало руки Сталину, стало предлогом для
развертывания по всей стране “большого
террора”.

В водоворот репрессий попали самые известные
активисты большевистской гвардии, многие
хозяйственники, деятели науки и культуры,
крестьяне, не пожелавшие мириться с
коллективизацией, и другие. “Врагом народа” мог
быть объявлен любой, кого репрессивные органы
(НКВД) заподозрят в нелояльности к
утверждающемуся режиму. Могу привести факты:

С 1929 по 1953 гг. в СССР было репрессировано,
посажено в тюрьму, сослано, расстреляно около 50
млн. человек.

В период ежовщины (1937-1938 гг.) пострадало 10 млн.
человек (по другим сведениям, 5-7 млн.). Из них почти
1 млн. человек были приговорены к расстрелу.

Число репрессированных в годы войны по разным
оценкам может составлять от 10 до12 млн, после
войны (1946-1953 гг.) число арестованных по
политическим мотивам может быть не менее 5,5-6.3
млн. человек (по другим сведениям оm 1 до 1,5 млн.) .
Огромным ударом по авторитету страны, по
обороноспособности стали репрессии против чуть
ли не всего командного состава Красной Армии.
Предлагаю посмотреть схему репрессии в армии
(мультимедиа).

И выступление Сталина на съезде партии
(мультимедиа) .

“Никто в дипломатическом корпусе не верит, чти
Тухачевский, Егоров, и 35000 их сообщников среди
маршалов, генералов и командиров Красной Армии
были хоть в чем-то виноваты перед Советской
властью”. Пишет Германский посол фон Шиленбург,
в своих воспоминаниях, что он с самого начала не
верил наличие такого громадного антисоветского,
антисталинского заговора, охватившего чуть не 80
процентов командно-начальствующего состава
Красной Армии, в то, что эти заслуженные боевые
генералы и офицеры, герои гражданской войны в
России, поддерживали связь с Германией. Посол
специально запросил в 1938 г. во время отпуска в
Берлине, свое правительство по этому поводу и
получил ответ, что никаких связей у казненных с
Германией не было.

Американский военный атташе полковник
Фейнмонвилль заявил в своем кругу, что у Германии
не хватило бы золота, чтобы купить таких людей,
что такие люди не становятся предателями.

Он добавил, что расстрел, бывшего начальника
разведывательного управления Берзина и его
лучших помощников оставит Красную Армию без глаз
и ушей. Уничтожение таких опытных профессионалов
в НКВД, как Артузов, ослепило и оглушило
чекистскую разведку.

Из донесения секретного советского сотрудника
за рубежом. Говоря о формировании
командно-административной системы, необходимо
вернуться назад — она начала складываться и
сложилась в период “военного коммунизма”. Опыт
“бюрократического централизма” был уже
приобретен. Ленин указывал: “Борьба с
бюрократизмом в крестьянской и архиистощенной
стране требует долгого времени и надо эту борьбу
вести настойчиво”. И вот в столкновении старого
типа управления и нового, рожденного НЭПом,
победил старый — почему? Для этого были
определенные объективные и субъективные
причины. НЭП требовал огромного политического
искусства, глубоких знаний и высокой культуры. Но
Сталин обезглавил политическое руководство
страны. Проводить столь сложную и гибкую
политику было невозможно. Нужны были
компетентность, большие знания в различных
областях, но специалистов не было. Возникло
противоречие между объективными условиями,
требующими дальнейшего развития, и способностью
политического руководства. Отсюда более простые
методы руководства (командные) и неумение найти
оптимальный ответ на запросы общества,
(мультимедиа схема тоталитарного государства).

Учитель:

Назовите факты и подтвердите
документально, что действительно в течение 20-х
годов произошло резкое снижение компетентности
руководства партии и страны, снижение уровня его
политической культуры?

Ответ: Я хочу начать с того, что численность
аппарата партийных и государственных органов
быстро росла (за 1930-35 гг.) число наркоматов
увеличилось с 18 до 41. Аппарат являлся главной
опорой Сталина в руководстве страной, 70 %
секретарей райкомов и горкомов партии имели
начальное образование. Естественно, эти люди
нуждались в подробных инструкциях. Еще ниже был
уровень у основания пирамиды.

Учитель:



Почему такое малообразованное и
малокомпетентное руководство было достаточно
прочным и продержалось у власти долго?

Ответ:

Достаточно прочным это руководство
было потому, что отсутствовала гласность и
существовала дезинформация, но главная причина
прочности была в другом. Не располагая
информацией, советские люди не могли допустить
даже мысли о преступности Сталина, конечно, они
видели и горе, и жестокость, и
бесхозяйственность, но недостатки связывали с
конкретными людьми, успехи же лишь со Сталиным и
его окружением, и, тем не менее, народ внушал
страх этому руководству. Поэтому уничтожался
всякий, кто покушался на интересы системы, делая
ее еще прочнее. Предлагаю заслушать документ.

Из воспоминаний члена ЦК партии меньшевиков
Б.И. Николаевского о разговорах с Н.И. Бухариным в
1936 г. в Париже.

«Мне пришлось многое видеть и раньше, -
говорил Бухарин… Но 1919 год ни в коей мере не идет
в сравнение с тем, что творилось в 1930-32 гг. Тогда
шла борьба. Мы расстреливали, но и нас
расстреливали и еще хуже… А теперь шло массовое
истребление совершенно беззащитных и
несопротивляющихся людей — с женами, с
малолетними детьми…»

Но самым худшим, наиболее опасным для судеб
революции, с точки зрения Бухарина, были даже не
те ужасы коллективизации, а глубокие изменения
во всей психике тех коммунистов, которые, проводя
эту кампанию, не сходили с ума, а оставались жить,
превращаясь в профессионалов-бюрократов, для
которых террор становился обычным методом
управления страною и которые были готовы
послушно выполнять любое распоряжение,
приходившее сверху. «Не люди, -говорил о них
Бухарин. — а действительно какие-то винтики
чудовищной машины…»

Учитель:

С какого момента начинаются
массовые репрессии, и чем они вызваны? Ответ:
Командно-бюрократическая система стала тормозом
развития нашего общества. Исполнительный
аппарат, вопреки Конституции СССР, стал
принимать на себя законодательные функции. Уже
со второй половины 20-х годов начались аресты
участников внутрипартийной оппозиции.
(Кинохроника выступления Вышинского)

Учитель:

Мы знаем, что во время
коллективизации репрессиям подверглись
значительные слои крестьянства. Не могли ли вы
привести факты по этому поводу.

Ответ:

До начала 30-х годов репрессии
развертывались, главным образом, под флагом
борьбы с классово-враждебными элементами.
Правда, число осужденных значительно
превосходило реальный удельный вес этих групп
населения. Но репрессии нарастали как снежный
ком, и после 1934 года в эту страшную репрессивную
машину попадали и совершенно случайные люди.

Пример:

2 декабря 1934 года арестовали
крестьянина Серегина. 2 декабря 1934 г. он сидел в
кузнице в далекой Тамбовской деревне и объяснял
своим односельчанам, как сделать жнейку.
Зашедший в кузницу человек сказал: “Слышь,
Серегин, Кирова убили”. — “Ну и фиг с ним”, -
ответил Серегин, никогда в жизни не слышавший эту
фамилию и уверенный, что речь идет о драке в
соседней деревне. От доносчика эти слова стали
известны органам НКВД и легли в досье, заведенное
на кузнеца.

Через некоторое время Серегин по постановлению
тройки, был осужден на 10 лет тюрьмы. (Кинохроника
выступления домохозяйки Сидякиной) Из книги
Андре Жида «Возвращение из СССР» 1936 г.

“В СССР решено однажды и навсегда, что по
любому вопросу должно быть только одно мнение.
Впрочем, сознание людей сформировано таким
образом, что этот конформизм им не и тягость, он
для них естественен, они его не ощущают, и не
думаю, что к этому могло бы примешиваться
лицемерие… Каждое утро «Правда» им
сообщает, что следует знать, о чем думать и чему
верить…

Получается, что, когда ты говоришь с
каким-нибудь русским, ты говоришь словно со всеми
сразу. Не то, чтобы он буквально следовал каждому
указанию, но в силу обстоятельств отличаться от
других он просто не может… Надо иметь в виду
также, что подобное сознание начинает
формироваться с самого раннего детства… Отсюда
странное поведение, которое тебя, иностранца,
иногда удивляют отсюда способность находить
радости, которые удивляют тебя еще больше. Тебе
жаль тех, кто часами стоит в очереди — они же
считают это нормальным. Хлеб, овощи, фрукты
кажутся тебе плохими, но другого ничего нет.

Ткани, вещи, которые ты видишь, кажутся тебе
безобразными — но выбирать не из чего. Поскольку
сравнивать совершенно не с чем — разве только что
с проклятым прошлым — ты с радостью берешь то, что
тебе дают. Самое главное при этом — убедить людей,
что они счастливы настолько, насколько можно
быть счастливыми в ожидании лучшего, убедить
людей, что другие повсюду менее счастливы, чем
они. Этого можно достигнуть, только надежно
перекрыв любую связь с внешним миром (я имею в
виду с заграницей).”

Учитель:

Обвинения часто выносили “тройки”.

Ответ:

“Тройки”, я расскажу подробнее о них.

Обвинения против тех, кто был отнесен к
классово-враждебным элементам, рассматривали
так называемые тройки (1-й секретарь райкома
партии, председатель райисполкома, начальник
местного отдела ГПУ) . Рассмотрение дел было
чрезвычайно упрощено. Осужденные направлялись
на принудительные работы в северные и отдаленные
районы. Все осужденные имели буквенное
обозначение в статье осуждения:

  • СВЭ — социально вредный элемент;
  • СОЭ — социально опасный элемент;
  • КРА — контрреволюционная агитация;
  • АСА — антисоветская агитация;
  • КРД — контрреволюционная деятельность;
  • КРТД — контрреволюционная террористская
    деятельность;
  • ЧСИР — член семьи изменника Родины,

Группа 2.

- Имеются ли данные о массовых репрессиях в
нашем регионе и их масштабы?

Используют документы по репрессиям в Хакасии.

Отвечают на вопрос, делают вывод.

Группа 3

работает у доски, раскрывая схему
политической системы сталинизма. В качестве
закрепления темы можно предложить детям
выполнить тест.

Тест 1




Характерными чертами тоталитарного режима
являются:

А) политический плюрализм

Б) разделение законодательной, исполнительной
и судебной власти.

В) насильственное установление однопартийной
системы.

Г) унификация общественной жизни.

Д) культ национального вождя.

Е) массовые репрессии.

Тест 2.


Сталинская Конституция СССР была принята в:

А) 1936

Б) 1937

В) 1938

Тест 3.


В 30-е годы в Красной Армии было 5 маршалов. Трое
из них были репрессированы. Это:



A) В.К Блюхер.

Б) С.М.Буденный.

B) К.Е.Ворошилов.

Г) А.И. Егоров.

Д) М.Н. Тухачевский.

Заключительное слово учителя:

Сегодня у нас с
вами состоялся разговор на очень важную и
обширную тему.

Мы вместе попытались разобраться — как и почему
сформировалась командно-административная
система управления, как происходило свертывание
демократии, каковы последствия массовых
репрессий. Эти мрачные явления исторического
прошлого затронули многих ваших родственников и
знакомых. Сейчас идет реформирование нашего
общества. Шаг за шагом, медленно и тяжело мы
движемся к демократическому обществу. В
недалеком будущем вы будете принимать самое
непосредственное участие в общественной и
политической жизни страны, так постарайтесь
сделать все необходимое, чтобы не повторились те
страшные 20-30 годы XX века.

Домашнее задание:

творческая работа по
выбору:

  • Наш республика в 30-е годы.
  • И.В. Сталин-реформатор или диктатор?



Следующий: