Народы северо-востока России в далеком прошлом

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3,09 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Урок проводится в начальной школе (4
класс) после изучения тем: “Наш край в далёком
прошлом”, “Основные занятия коренного
населения края”, “Быт коренных народов”

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Форма проведения: командная игра “Знатоки
истории”.

Цель: повторить, обобщить,
систематизировать пройденный материал, основные
термины, понятия, умения работать с картой.
Продолжить формирование навыков группового
взаимодействия.

Оборудование: ПК, мультимедиа-проектор,
экран, мультимедиа-презентация, карточки с
напечатанными на них буквами, бочонки лото,
иллюстрации животных и предметов быта народов
края, краеведческая литература, карточки с
заданиями, карта расселения народов края.

Ход урока

Слайд 1

1. Учитель называет тему и цель урока, сообщает,
что в игре участвуют 2-3 команды, которые сами себе
придумали названия.

Слайд 2

2. Разминка, в ходе которой нужно вспомнить
названия коренных народов Севера. Ответ: Эвенки,
эвены, юкагиры, коряки, кереки, чукчи, якуты,
эскимосы. Ответы сверяем с картой,
представленной на Слайде 3.

Слайд 4

3. Первый этап игры. Командам даются
карточки с напечатанными на них буквенными
знаками. Из предложенного набора букв (см. Приложение 1) необходимо составить
слова, соответствующие одной их трех тем:
“Животные севера в прошлом и настоящем”,
“Основные занятия народов края”, “Орудия
коренных народов”. На выполнение задания
отводится пять минут. За каждое правильно
составленное слово команда получает 1 очко. На Слайде
4
есть картинки, иллюстрирующие каждую из
трёх тем. От каждой картинки идёт гиперссылка на
соответствующий Слайд (8, 9, 10) со списком
букв. Это сделано для того, чтобы другие команды,
могли заработать дополнительные очки во время
проверки ответов, составив слова по теме
соперника — по одному за правильный ответ. Кнопка
НАЗАД ведет опять к Слайду 4.

“Животные севера в прошлом и
настоящем”

Набор букв: м, а, н, т, о, л, с, ц, г, п, р, е, д, и.

Ответ: мамонт, носорог, песец, лиса.

“Основные занятия народов края”

Набор букв: о, р, х, е, ы, т, л, б, с, а, ь, в, и, ц.

Ответ: охота, рыболовство, собирательство.

“Орудия коренных народов”

Набор букв: б, а, г, л, п, у, р, н, к, о, ё, м, ь, и.

Ответ: манок, бола, копьё, гарпун, аркан, лук.

4. Второй этап игры. Каждая команда получает
текст (см. Приложение 2), находит и
исправляет ошибки. Команда, закончившая работу
первой, озвучивает вслух выполнение задания.
Остальным очки начисляются по количеству
выполненного задания к моменту проверки. На
выполнение задания отводится десять минут. Всего
за это задание можно получить 6 баллов.

“Неожиданно утреннюю тишину яранги нарушил
звон будильника. «Пора вставать, — подумал
хозяин яранги, — ведь меня ждет большая охота».
Именно поэтому сегодня хозяйка яранги
приготовила ему сытный завтрак: манную кашу, кофе
и бутерброды с сыром и колбасой. Во время
завтрака по радио сообщили об открытии охоты на
мамонтов. Хозяин яранги обрадовался, ведь от
того, как пройдет сегодня охота, зависит, чем
будет питаться его семья. «Надо проверить лук,
стрелы, мечи, ружья и патроны — все ли в
порядке?» — подумал охотник. «А где моя
дубленка?» — спросил он после завтрака. Но вот
все сборы подошли к концу. Семья пожелала хозяину
яранги удачной охоты”.



[Горностаева И.В. Утро в яранге охотника //
История родного края: игры в начальной школе. –
Магадан: Издательство СМУ, 2003. – С. 50.]

Ошибки: 1. Первые жители нашего края не
пользовались будильником. 2. Манная каша, кофе и
бутерброды с сыром и колбасой не были продуктами
питания первых жителей нашего края. 3. Радио не
было предметом обихода первых жителей нашего
края. 4. Хозяин яранги не мог услышать сообщение
по радио, ибо его в те далекие времена не было. 5.
Древние охотники не использовали ружья и
патроны. 6. Древние охотники не носили дубленки.

Слайд 6

5. Третий этап игры. Историческое лото.
Командам поочерёдно предлагается ответить на
вопросы, которые выпали на цифры бочонка лото. За
правильный ответ команда получает 2 очка, за
дополнение – 1 очко. На вопросы команды отвечают
по очереди. На Слайде 6 представлен
порядок цифр, каждой цифре соответствует
определённый вопрос нашего лото. Ассистент
учителя, который управляет презентацией в
зависимости от того, какая цифра выпала на
бочонке, показывает сам вопрос и потом ответ на
него. (Слайды с 11 по 40). Значок Солнышко
на слайде с вопросом ведёт гиперссылкой на Слайд
с соответствующим ответом. Значок Цветок на
Слайде с ответом ведёт обратно на Слайд 6 и
так далее.

Вопросы исторического лото:

1. Материал, из которого сделаны орудия труда
древних людей. Ответ: камень.

2. Одноместная лодка. Ответ: каяк.

3. Скопление моржей на берегу моря. Ответ:
лежбище.

4. Наскальные рисунки, выбитые камнем. Ответ:
петроглифы.

5. Многоместная лодка для коллективной охоты.
Ответ: байдара.

6. Крупное животное ледникового периода. Ответ:
мамонт.

7. Морское млекопитающее отряда ластоногих.
Ответ: морж.

8. Самое большое морское животное. Ответ: кит.

9. Место для сна и отдыха в яранге. Ответ: полог.

10. Длинная палка с костяным наконечником для
ловли рыбы. Ответ: острога.

11. Переносное жилище кочевых народов Севера.
Ответ: яранга.

12. Лёгкие сани, в которые запрягают собак или
оленей. Ответ: нарты.

13. Светильник, в котором горит жир или масло.
Ответ: жирник.

14. Жилище оседлого населения нашего края. Ответ:
полуземлянка.

15. Верхняя меховая рубаха у народов Севера.
Ответ: кухлянка.

Слайд 7

6. Заключительное слово учителя. Учитель
награждает грамотой команду-победителя и её
капитана, называет оценки и комментирует их.

Литература

Горностаева И. В. Утро в яранге охотника //
История родного края: игры в начальной школе. –
Магадан: Издательство СМУ, 2003. – С. 50.

  • История родного края: раздаточный материал для
    начальной школы. – Магадан, 2002. – 26 с.
  • История Чукотки с древнейших времён до наших
    дней / Под ред. Н. Н. Дикова. – М.: Мысль, 1989. – 492 с.



  • Следующий: