Народные художественные промыслы в России


Современное название курса “Россия. Население
и хозяйство” предполагает повышение роли в его
содержании вопросов, связанных с социальной
сферой. Важное место в этой сфере занимают
народные художественные промыслы. Этот вид
искусства непосредственно связан с
географическими особенностями района. К
сожалению, на уроках остается мало времени для
рассказа о русском народном творчестве, поэтому
необходимо запланировать заранее резервный
урок. Народные художественные промыслы есть во
многих районах страны. Они имели и имеют
народнохозяйственное значение и занимают
определенное место в экспорте страны.
Происхождение народных художественных
промыслов, как правило, обусловлено историей
хозяйственного и культурного развития района, и
в большинстве случаев они базируются на местных
природных ресурсах. Народные художественные
промыслы — важный элемент культуры и быта
населения.

Народные художественные промыслы в нашей
стране разнообразны по своей продукции,
используемому материалу, применяемой технике и
технологии и, видимо, нельзя предусмотреть
какое-то единое для всех промыслов и районов
содержание их характеристики.



Конечно, при этом желательно иметь образцы
продукции, которые трудно собрать и еще труднее
хранить и сохранять их. В этом случае выручают
презентации учащихся. Обычно я делаю вступление,
а учащиеся дальше ведут рассказ об этом
производстве.



Как уже отмечалось, наибольшее значение эти
промыслы имеют в Центральной России. Старинный
промысел – гончарство. Еще в середине 17 в.
гжельские мастера в Подмосковье изготовляли из
местных глин керамические изделия из цветной
обожженной глины, покрытые глазурью. Это была
первая русская майолика. Гжель и теперь
сохраняет значение главного центра по
производству художественной керамики
(фарфоровые скульптуры, посуда) и по подготовке
кадров в этой области.(Здесь и далее раскрыть презентации)

Всемирную известность имеют художественные
прмыслы Центральной России по изготовлению
различных лакированных предметов из папье-маше,
расписанных красочными миниатюрами – шкатулок,
ларцев, блюд, предметов туалета и т.п. Современный
центр лаковой живописи – Палех в Ивановской
области, В прошлом это был центр
владимирско-суздальской иконописи. Многое из
иконописной техники перенесено в современную
живописную миниатюру. Техника эта очень сложная
и трудоемкая, требует большого мастерства:
намотанные несколькими слоями на болванку
нужной формы картонные полосы зажимают в прессе,
пропитывают растительным маслом, просушивают и
обрабатывают на токарных станках. Затем
полученную шкатулку шлифуют, покрывают лаком, на
который в дальнейшем кисточкой наносят рисунок.
У этого промысла свой традиционный вид живописи,
свое сочетание цветов, свой рисунок и, конечно,
своя школа подготовки специалистов.

В церковном зодчестве Центральной России
важное место занимали фрески, рельефные изразцы,
кресты и иконы. Все это создавали местные
умельцы. От них и пошел, возникший в конце 18 в. в г.
Ростове — Ярославском, известном своими
мастерами и церквами, промысел по изготовлению
художественной эмали (финифть). В настоящее
время мастера финифти Ростова – Ярославского
производят броши, коробки, предметы туалета и
другие изделия, которые ценятся не только у нас,
но и за рубежом.

Народные художественные промыслы получили
развитие и в других районах России.

В Поволжье художественные промыслы
распространены главным образом в северной его
части — в Заволжье, где мастера росписи и резьбы
по дереву издавна расписывали предметы
домашнего быта. Развитию росписи и резьбы по
дереву способствовали переселившиеся сюда
старообрядцы, вместе с которыми приехали и
иконописцы. Современный центр художественной
резьбы и росписи по дереву – Семеновский район
Нижегородской области, где делают хохломские
изделия - вазы, мебель, ложки, известные своим
растительным орнаментом и техникой золотой
окраски.

Волго-Вятская часть Поволжья известна в
стране и промыслом народной игрушки. Крестьяне
здесь занимались как побочным промыслом
изготовлением из ивовых прутьев, лыка, мочала,
соснового корня различных хозяйственных вещей
(сита, корзинки и т.д.) и игрушек. Центр промысла
такой народной игрушки – г. Киров, где
изготавливают яркие и красочные дымковские и
городецкие
глиняные игрушки.



На Северном Кавказе народные художественные
промыслы получили наибольшее развитие в Дагестане.
Здесь не только на ковровой фабрике, но и
кустарным способом изготовляют ковры из местной
овечьей шерсти, а также холодное оружие, ювелирные
изделия
и предметы домашнего обихода из
серебра.

Материал о народных художественных промыслах
целесообразно включать в географическую
характеристику района.

Использование сведений о народных промыслах
способствует более прочному запоминанию
материала учащимися, повышает интерес к
предмету, оживляет урок.




Следующий: