Народные промыслы Центрального района


Тип урока: Урок-экскурсия.

Цели и задачи:

  1. Используя нетрадиционные формы обучения, познакомить учащихся с народными промыслами Центрального района, истоками их зарождения.
  2. Воспитывать умение видеть прекрасное в окружающем мире, чувствовать красоту слова.
  3. Предоставить возможность учащимся познакомиться ближе с некоторыми видами народных промыслов Подмосковья.
  4. Привить любовь к истории и географии родного края, художественным ценностям.
  5. Продолжить формирование умения использовать различные источники географической информации.

Средства обучения: карта Центральной России, карта Подмосковья, карта-схема географии народных промыслов Подмосковья, выставка литературно-художественных изданий о народных промыслах, различные виды изделий народных промыслов, плакаты, видеофильм «Народные промыслы», презентация «Народные промыслы Центрального района».

Ход урока

I. Организационный момент.

Проверить готовность класса к уроку, раздать каждому лист с таблицей “Народные промыслы Центрального района”.

Вид промысла

Центр промысла



Художественная особенность промысла

Богородская игрушка

Абрамцево-кудринская резьба по дереву

Русская матрёшка

Палехская лаковая живопись

Гжель

Скопинская керамика

Филимоновская игрушка

Жостовские подносы



Финифть

Платки из Павловского Посада

II. Изучение нового материала.

Каждый народ имеет богатую историю, веками сложившиеся традиции, культуру, быт. Особенностью населения Центра, как уже указывалось, было чрезвычайное разнообразие занятий, сочетание сельскохозяйственной деятельности с ремесленной (кустарной промышленность). Кустарные промыслы давали больше дохода, чем сельскохозяйственная деятельность, ими занимались до половины всех крестьянских дворов.

«…Самым гениальным является народное искусство, т.е. то, что запечатлено народом, сохранено, что народ пронёс через столетия». Сегодня на уроке мы вы познакомитесь с традициями, народными промыслами Центрального района, истоками их зарождения. Поэтому мы отправляемся на экскурсию в подмосковное село Богородское.

Сообщения учащихся сопровождается показом презентации «Народные промыслы Центрального района». (Приложение 1)

Богородская резная игрушка (Сообщение Толдовой Марии)

Подмосковное село Богородское расположено недалеко от города Сергиева Посада. Промысел резной деревянной игрушки возник в XVI-XVII веках. Уже к XVIII веку сложился самобытный характер и манера исполнения богородской игрушки. Можно выделить два вида: игрушки-скульптуры и движущиеся игрушки. Манера богородской резьбы точная, резкая, хорошо заметен след резца мастера. Обычно сохранён натуральный цвет дерева, но есть также и раскрашенные игрушки. Тематика скульптур разнообразна: это крестьяне, охотники, военные; звери и птицы; сценки из повседневной жизни, сказочные сюжеты.

В начале XX века здесь была основана артель, а с 1960 года — богородская фабрика художественной резьбы.

Абрамцево-кудринская резьба по дереву (Сообщение Щепиной Насти)

Художественный промысел резьбы по дереву, сформировавшийся в конце XIX века в окрестностях подмосковной усадьбы Абрамцево.

Название этому художественному промыслу дали несколько селений — Кудрино, Абрамцево, Хотьково, жители которых издавна занимались резьбой по дереву. Резчики абрамцевско-кудринского промысла унаследовали традиции мастеров Троице-Сергиева монастыря, расположенного неподалеку. Но больше всего повлияло на развитие промысла создание в имении Абрамцево художественных мастерских. К концу XIX века сложился свой, особый стиль плоскорельефной резьбы. В 1930 году Абрамцевская и Хотьковская школы кустарного ученичества объединились в одну — Абрамцевскую школу, ныне Абрамцевское художественно-промышленное училище, которое находится в городе Хотьково. На базе многочисленных артелей в 1960 году создана Хотьковская фабрика художественных изделий.

Русская матрёшка (Сообщении Пайминой Олеси)

Шли матрёшки по дорожке,
Было их немножечко:
Две Матрешки, три Матрешки
И ещё Матрёшечка.

Матрешка — один из самых популярных русских сувениров — появилась лишь в конце XIX века в имении Абрамцево, что неподалеку от Сергиева Посада. В Московской области массовое производство матрёшек началось в Сергиевом Посаде с 1890 года, и уже в 1900 году игрушка из России на международной выставке в Париже была отмечена золотой медалью.

Матрешка — настоящая русская красавица. Румяная, в нарядном сарафане, на голове яркий платочек. Но матрешка не лентяйка, в руках у нее серп и хлебные колосья, то уточка или петушок, то корзина с грибами-ягодами.

Вскоре матрешек стали изготавливать и в других районах страны, например в городе Семенове, матрешки обязательно держат в руках пышные букеты цветов, а из села Полхов- Майдана они особенно нарядные и более стройные, на Вятской земле, в Башкирии и в Воронеже.

Матрешку сделать непросто. Сначала надо выточить из дерева заготовку, и чтобы ни сучка не трещинки не было. Начинает работу мастер с самой маленькой матрешечки, лишь потом их размер становится все больше и больше. Яркими, веселыми красками художник распишет матрешек, словно оденет их в нарядные одежды. И вот уже улыбается нам русская красавица. А что ей скучать? Она ведь не одна, а с целой дружной семейкой.

Палехская лаковая живопись (Сообщение Соколовой Лены)

Палех — поселок в Ивановской области. Согласно летописям, поселение возникло ещё до XV века. Первоначально Палех славился мастерами иконописи. Но к началу XX века иконописное дело почти прекратилось. В 1923 году художественный промысел возродился как лаковая миниатюрная живопись на изделиях из папье-маше. В его основе лежат традиции древнерусской живописи, искусства иконописи: удлиненные пропорции фигуры человека, условное изображение пейзажа, зданий. Живопись выполняется темперными красками на черном лаковом фоне. Рисунок отличается выразительным силуэтом, четко и тонко прописанными деталями, применяется штриховка — «насечка» золотыми линиями. Сюжеты миниатюр разнообразны: исторические, сказочные, фольклорные, бытовые.

… Вьется алый плащ богатыря, победившего злодея; по морю синему плывет на всех парусах кораблик царевича Гвидона; в высоком тереме красна девица ждет удалого молодца… Под кистью мастера рождаются пейзажи родной стороны — и сияет золотое солнце, текут быстрые реки…

Рассматривая лаковые миниатюры Палеха, мы словно слышим старинные звончатые гусли.



Дела давно минувших дней,
Преданья старины глубокой…

Реальные, настоящие герои представлены на миниатюрах в образе былинных витязей. Так соединяется сказка с былью, фантазия с действительностью.

Просмотр видеофильма «Гжель».

Гжель

Русская жемчужина,
Нас чаруешь ты.
Синяя фантазия — море красоты!

М.Г. Аверьянов.

Скопинская керамика (Сообщение Ловенецкой Натальи)

Мерилом вкуса и мастерства всегда будет
служить традиционное народное искусство
и то тепло человеческих рук, которым согрета
любая вещь, созданная народным мастером.

 И.Я. Богуславская

Скопин — районный центр Рязанской области. В XVI веке здесь уже был вотчинский острожек боярина Н.Е. Романова, в XVII столетии именовавшийся Скопинской слободой и окруженный мощными деревянными стенами с башнями. В 1778 году  Скопин стал уездным городом Рязанского наместничества. В XIX веке он сделался одним из крупнейших торговых центров Рязанской губернии. В 1997 году городу исполнилось 400 лет.

Расцвет скопинского гончарного творчества относится ко второй половине XIX века. Торговые связи Скопина способствовали широкому распространению изделий скопинских кустарных промыслов: гончарства и кружевоплетения. Наибольшее развитие получил художественно-гончарный промысел. Результатами археологических раскопок подтверждается существование с XII века производства гончарных изделий.

Начиная с XII века, жители деревень, расположенных на месте современного города, использовали богатые залежи светлых гончарных глин, пластические свойства которых способствовали развитию скульптурных навыков у местных гончаров.

Особенность Скопинской керамики в том, что изделия, как правило, ручной работы, дополнены лепными изображениями птиц, рыб, фантастических животных. Великолепный растительный орнамент делает скопинскую керамику настоящим произведением искусства. Она покрыта цветной глазурью коричневого, зеленого или желтого тона.

С 1958 года в Скопине начала функционировать фабрика по производству художественной керамики. Признанием успехов скопинских мастеров явилось экспонирование их работ на Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 году, а также на российском рынке.

Филимоновская игрушка (Сообщение Филипповой Надежды)

Этот народный промысел связан с деревней Филимоново, Тульской области. Издавна в этих краях делали посуду из местной светлой гончарной глины. Облик филимоновской игрушки поражает своей оригинальностью, необычностью форм. По мнению специалистов, в филимоновской игрушке сохраняются изначальные, древние традиции народной культуры. Фигурки несколько вытянуты, в росписи преобладают три — четыре цвета. Сама роспись — это чередование горизонтальных полос по белому, желтому фону. В орнаменте преобладают круги, «розетки», треугольники, зигзаги, точки. Лица на игрушках, мелкие детали едва обозначены, как у древних язычеких идолов. Размеры игрушек от 3-5 до 25-30 см. В большинстве своем это свистульки.

Жостовские подносы (Сообщение Никонова Александра)

Жостовский художественный промысел — это декоративная живопись на металлических подносах. Возникновения промысла относят к началу XIX века, когда в деревне Жостово, Троицкой волости (ныне Мытищинский район, Московской области), была открыта мастерская по выпуску лакированных изделий из папье-маше с живописными миниатюрами. Но вскоре Жостовские мастера стали делать металлические подносы с росписью масляными красками и лаковым покрытием. В 1928 году была основана артель, ныне Жостовская фабрика декоративной росписи. Жостовкий промысел развивался под влиянием уральской декоративной росписи, федоскиной лаковой миниатюры, росписи по фарфору подмосковных фабрик. Но уже к середине XIX века сложился самобытный художественный стиль жостовских мастеров. Сюжеты росписи — цветочные, растительные орнаменты, бытовые сценки из народной       жизни, пейзажи. Разнообразна форма подносов.
Любили на Руси почаевничать — с вареньем, баранками, сладостями. А поднос при чаепитии — вещь незаменимая. На него удобно поставить горячий самовар и вазочки с вареньем, пряниками-баранками и другим угощением. Да что говорить, поднос — нужная вещь. Должен он быть красивым, взор радовать. Жостовкие подносы нравятся всем.

Платки из Павловского Посада

Просмотр видеофильма «Плат узорный».

Ростовская финифть (Сообщение Курепиной Дарьи)

Ой ты гой еси, море тинное.
Отчего зовут тебя озером?

«Морем тинным» называли в старину широкое, но не глубокое озеро Неро. Стоит на его берегах древний город Ростов, известный по летописям еще с 862 года. Был он столицей княжества, величали его Ростовым Великим. Город словно пришел к нам из чудесной сказки — так прекрасны его белокаменные храмы, золотые купола церквей, сторожевые башни и крепостные стены Архиререйского дома, известного как Ростовский Кремль.

Со всей Руси приезжали сюда люди послушать знаменитые ростовские звоны. Самый большой колокол носит имя «Сысой», а вес его 2 тысячи пудов! Есть колокола и поменьше: колокол «Полиелейный» весит «всего» тысячу пудов, «Лебедь» — пятьсот. Но не только умелыми зодчими, да звонарями славится Ростов Великий.

Искусство финифти, или живописной эмали, росписи огнеупорными красками по эмалевой поверхности металлических предметов — было хорошо известно ещё в Древней Руси. Художественный промысел финифти в городе Ростове (Ярославской области) сложился в начале XVIII века, но возможно, существовал и ранее. Ростовские мастера украшали финифтью иконы, кресты, церковную утварь. В XIX веке появляются работы светского характера: копии картин художников, портреты, пейзажи, ювелирные украшения. Эмалевые миниатюры часто дополняются чеканкой и сканью (Скань, или филигрань, — кружево из тоненьких гладких или витых проволочек). После периода упадка в начале ХХ века традиции ростовской финифти продолжали мастера школы-мастерской, открытой в 1911 году, позже — артели «Возрождение». В наши дни мировую известность приобрели изделия фабрики «Ростовская финифть. Они украшают коллекции лучших музеев мира и пользуются неизменным успехом у всех ценителей прекрасного.

 III. Закрепление

Проверка таблицы. (Приложение 2)




Следующий: