Народные игры как средство развития двигательных качеств

Скажи и я забуду, покажи и я запомню,
дай действовать и я научусь
(Китайская мудрость)

Я думаю, это изречение имеет непосредственное отношение к народным подвижным
играм. Подвижная игра -естественный спутник жизни ребенка, источник радостных
эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Испокон веков в них ярко
отражались образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о
чести, смелости, мужестве; желание обладать силой, выносливостью, быстротой и
красотой движений; проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, волю,
стремление к победе. Передовые представители культуры (К.Д. Ушинский, Е.А.
Покровский, Г.А. Виноградов и др.) еще до Великой Октябрьской революции
призывали повсеместно собирать и описывать народные игры, чтобы донести до
потомков национальный колорит обычаев, оригинальность самовыражения того или
иного народа. Народные игры являются неотъемлемой частью развития патриотических
чувств любви и преданности Родине. По содержанию все народные игры классически
лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли,
способствуют совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход
организма к более высокой ступени развития. Игровая ситуация увлекает и
воспитывает ребенка, а встречающиеся в некоторых играх зачины, диалоги
непосредственно характеризуют персонажей и их действия, которые надо умело
подчеркнуть в образе , что требует активизации умственной деятельности
(например, «гуси-лебеди»,»волк во рву»,»ловля обезьян»). В играх, не имеющих
сюжета и построенных лишь на определенных игровых заданиях, так же много
познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы, развитию
его мышления и самостоятельности действий. Так, например, в связи с движениями
водящего и изменением игровой ситуации ребенок должен проявить более сложную, то
есть мгновенную и правильную реакцию, поскольку лишь быстрота действий приводит
к благоприятному результату (“палочка-выручалочка”, “пятнашки”).

Подготавливая место для игры, особенно на улице, нужно проверить все вокруг,
чтобы ничто не мешало участникам и не могло нанести им травм.

Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь
ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения, содействуют
формированию воли, то есть они обеспечивают условия, в рамках которых ребенок не
может не проявить воспитываемых качеств («перестрелка», «коршун и наседка»).
Очень важно иметь договоренность с участниками игры об общих моральных принципах
поведения во время игровых ситуаций. Предлагаю принять кодекс игроков подвижных
игр:

  • Играть честно, дружно, строго соблюдая установленные правила;
  • Помнить о законе всех игр: “один – за всех, и все – за одного”. Ставить
    интересы команды выше своих;
  • Не горячиться, проявлять больше выдумки и смекалки;
  • Никогда не сердиться, если в игре вас случайно толкнули или наступили на
    ногу;
  • Играть смело, с инициативой, согласуя действия с товарищами;
  • Не мешай другим и не допускай никакой грубости, старайся управлять своим
    поведением, веди себя дисциплинированно, четко, организованно;
  • Научившись – научи.

В народных играх много соревновательного задора, шуток, часто игры
сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми
считалками, жеребьевками. По определению русского фольклориста Виноградова они
являются как бы игровой прелюдией, дают возможность организовать игроков,
настроить на объективный выбор водящего, безоговорочное выполнение правил.
Например, считалка: «катился горох по блюду, ты води, а я не буду «, «шла
кукушка мимо сети, а за нею малы дети- кукушата просят пить, выходи –
тебе водить». Жеребьевки также создают эмоциональное настроение, увлекают самим
процессом, применяются, когда детям необходимо разделиться на команды («Конь
вороной остался под горой. Выбираешь какого коня: сивого или златогривого?», или
более короткие: «красное яблочко или золотое блюдечко?», «ниточка или
иголочка?»). Все это прочно запоминается и устно передается от поколения к
поколению и никогда не стареет.

Следует помнить, что игра для детей важное средство самовыражения, проба сил.
Задача педагога заключается в том, чтобы научить детей самостоятельно и с
удовольствием играть. Игра позволяет учителю лучше узнать воспитанников, их
характер, привычки, организаторские способности, творческие возможности, что
позволит ему найти наиболее правильные пути воздействия на каждого из детей. И
важно то, что игра сближает учителя с детьми, помогает сплотить детский
коллектив.

При подборе игр необходимо учитывать возрастные анатомо-физиологические и
психологические особенности детей. Методика обучения основывается на общих
закономерностях процесса обучения, ее эффективность тесно связана с
реалистическими дидактическими принципами. Обучение детей народным играм должно
представлять собой организованную систему, обеспечивающую полное овладение
комплексом необходимых игр. Основное требование к такой системе – постепенность
усложнений. Переход от простых игр к более сложным должен быть своевременным, не
дожидаясь, пока занимающиеся потеряют интерес к известным играм. Важно опираться
на имеющийся опыт, так как это облегчит усвоение и будет способствовать
закреплению навыков и умений. Выбор игры зависит от тех задач, которые ставятся
перед уроком. Именно в руководстве игрой проявляется мастерство педагога,
основанное на его умении видеть и понимать ход игры, умело применять меры
поощрения и наказания (штрафные очки). Дозирование нагрузки в игре – важная
задача для учителя, так как высокая эмоциональность затрудняет контроль играющих
за своим состоянием, следовательно, возникает возбуждение и переутомление.



Регулирование происходит различными способами:

а) сокращение длительности игры;
б) введение перерывов;
в) изменением количества играющих;
г) уменьшением величины игровой площадки;
д) изменения правил и сменой ролей играющих.

Чтобы играть детям не надоело — нужно предлагать и вносить в игры новые
правила, знать различные варианты игр. Заканчивать игру нужно своевременно и
обязательное подведение итогов.

Весьма действенным подспорьем для повышения эффективности уроков физической
культурой является умелое насыщение применяемых в нем игр подходящими элементами
современных систем физических упражнений, обладающих высокой мотивационной
ценностью и актуальностью (атлетическая гимнастика, шейпинг,
популярные виды единоборств).

И еще один момент. Для наиболее результативного решения задач проводимого
урока используемые в нем игры должны соответствовать базисному учебному плану
данного учебного заведения, учитывая материально-техническую базу и
регионально-климатические условия.

Таким образом, практическая деятельность учителя состоит из следующих
элементов:

а) выбор игры;
б) подготовка места и инвентаря;
в) организации играющих;
г) объяснения игры;
д) руководства игрой;
е) подведения итогов.

Самой популярной и любимой игрой у нас в школе стала лапта. “Эта народная
игра – одна из самых интересных и полезных игр… В лапте нужны: находчивость,
глубокое дыхание, верность своей партии, внимательность, изворотливость, быстрый
бег, меткий глаз, твердость удара руки и вечная уверенность в том, что тебя не
победят. Трусам и лентяям в этой игре нет места…”, – говорил известный русский
писатель А.И.Куприн. Обид в лапте практически не бывает, потому что это игра
веселая, динамичная, поднимающая настроение, азартная. Известно, что уже и во
времена Петра Первого лапта была весьма популярна в полках, в дореволюционной
России как средство активного досуга и физического воспитания, при комиссаре
Подвойском русская лапта была включена как средство физической подготовки
красноармейцев. Ведь для игры в лапту не требуется каких-то особых
принадлежностей: лужайка, полянка или просто площадка двора или школьного
стадиона вполне пригодных для игры. Круглая или плоская палка (бита), мячик, как
правило, теннисный – вот и весь инвентарь. Правила игры не ограничивают
количество учащихся, размер площадки, все зависит от возраста и физической
подготовленности играющих, возможностей площадки, простора для творчества и
импровизации более, чем достаточно.

Из опыта работы можем отметить, что большой интерес в нашей школе вызывают у
детей соревнования по лапте, проходящие ежегодно в мае по олимпийской системе,
особенно, когда на финальном этапе подключается сборная команда учителей.
Разработано Положение о школьных соревнованиях по лапте. (Приложение)

Неудивительно и естественно русская лапта, как развивающийся вид спорта не
может оставаться в стороне от проявившихся тенденций в развитии соревновательной
деятельности. К сожалению, наша республика не относится к числу регионов, где
соревнования по русской лапте проводятся, хотя лапта еще в 1994 году была
включена в Единую Всероссийскую Спортивную Классификацию, а жаль, ведь при
поставленной работе нашлось бы немало команд, желающих участвовать в
соревнованиях. Именно от нас, учителей физической культуры, зависит процесс
внедрения этой замечательной игры в массы, возрождения и популяризации ее
повсеместно, превращения ее в национальный вид спорта.

Следует отметить, что лапту можно включать как в отдельные разделы программы
(легкая атлетика – элементы метания, развитие быстроты, спортивные игры –
ловкость, ловля, передача мяча),так и отдельным разделом вариативной части
учебной программы, а также использовать как элективный курс. Подробные правила
игры можно найти на указанных сайтах.

Итак, благодаря подвижным играм дети не только укрепляют здоровье,
совершенствуют функциональные возможности организма, но и осваивают актуальные
способы физической деятельности с общеприкладной и спортивно-рекреационной
направленностью учебного предмета, помогают учащимся в процессе социализации.

Используемая литература:

  1. Володченко В.Ю., Юмашев В.Б. Выходи играть во двор. М.: Мол.
    гвардия. 1984. – 126 с.
  2. Коджаспиров Ю.Г. Развивающие игры на уроках физической культуры
    5–11 классы. Методическое пособие. М., Дрофа, 2003. – 176 с.
  3. Кузнецова З.М. Народные игры на уроках физической культуры. На6.
    Челны, 1996, 100 с.
  4. Детские подвижные игры народов СССР. М., Просвещение, 1989. 239 с.
  5. Физическая культура: воспитание, образование, тренировка.
    Научно-методический журнал РАО, Российского государственного университета
    физической культуры, спорта и туризма, 2004 год, № 5.
  6. Сайт федерации лапты России www.lapta.ru
  7. Сайты: www.ruslapta.ru,
    www.mucnkap.ru/forum/topic,
    www.1september.ru



Следующий: