Народное движение в середине XVII века

Цели: формирование у учащихся представления о ходе и причинах бунтов и восстаний XVII века,о сложном внутриполитическом положении России в данный период; развитие креативных способностей учащихся.

Задачи урока:

Образовательные:

  1. Учащиеся должны использовать и совершенствовать знания и навыки по темам «Смута», «Основы политического строя при первых Романовых», «Основные сословия в России в начале 17 века».
  2. Учащиеся должны знать причины недовольства внутренней политикой Алексея Михайловича основных сословий населения России;
  3. Учащиеся должны знать определение понятий «бунт», «бунташный век».
  4. Учащиеся должны получить представление о ходе, причинах, составе и итогов Медного бунта, Соляного бунта и Соловецкого восстания;
  5. Учащиеся должны знать даты: 1648, 1662, 1668-1676, 1667-1671;
  6. Учащиеся должны знать следующих персоналий: Алексей Михайлович, Степан Разин, Б. Морозов, Плещеев;
  7. Учащиеся должны знать города, охваченные восстаниями;
  8. Учащиеся должны исторические выражения «поход за зипунами», «прелестные письма», медные деньги, личность в истории;
  9. Учащиеся должны знать различные мнения историков на данные события.

Развивающие:

  1. Уметь работать с исторической картой; Уметь работать с текстом, историческим документом, приближенном к лексике того времени, искать ответы на вопросы;
  2. Уметь работать в группах;
  3. Уметь находить выход из трудных ситуаций;
  4. Уметь высказывать свою точку зрения, оперировать изученными понятиями.
  5. Уметь выслушивать мнение другого человека;
  6. Способность разделять представленный текст логически и структурированно;
  7. Способность критического мышления;
  8. Способность работать творчески, нестандартно, расширять кругозор;
  9. Формирование навыка самооценки, создание ситуации успеха.

Воспитательные:

  1. Грамотность и культура речи и общения;
  2. Аккуратность и наблюдательность при выполнении заданий;
  3. Воспитать чувства патриотизма, толерантности, миролюбия;
  4. Воспитать и научиться качествам лидера на примере работы в группах и роли личности в истории;
  5. Воспитать в себе волю, трудолюбие;
  6. Воспитание оптимизма, решительности, креативности у учащихся.

Средства, необходимы для проведения урока:

  1. Доска, мел
  2. Учебник
  3. Интерактивная доска, компьютер, проектор
  4. Презентация «Путешествие из Смутного времени в Бунташный век» (Приложение 1)
  5. Фильм «Степан Разин» (Приложение 3)
  6. Раздаточный материал:
    а) тексты с заданиями;
    б) таблицы;
    в) цветные карточки (красная, желтая, зеленая)
    г) листы самооценки

Ход урока

1. Организационный этап.

Взаимное приветствие учащихся и учителя. Готовность класса к работе. Учащиеся поделены на 3 группы, их задачей на этом этапе является выбрать лидера группы.

2. Повторение. Актуализация опорных знаний. Выход на проблему и ее постановка.

Озвучивается тема урока «Путешествие из Смутного времени в Бунташый век». На экране появляются иллюстрации с изображением восстаний народов. Некоторые из них (восстание Хлопко, Болотникова) знакомы учащимся из предыдущих тем. (Слайд 2, приложение 1)

Вопрос: Что объединяет данные иллюстрации?

Какие восстания Смутного времени вы помните? Назовите их причину, состав?

Продолжая изучать 17 век, сегодня мы остановимся на таком определение как «бунташный век». 17 век запомнился на Руси как век Смуты, крестьянских восстаний.

Объясните значение слова «бунт», «бунташный век».

Учащиеся видят на экране слайд с несколькими иллюстрациями, отвечают на опросы, вспоминают предыдущие темы (Смута). Используют свой словарный запас и объясняют термин бунт, бунташный век. (Слайд 3, приложение 1)

3. Постановка задач урока.

Мы подошли к конкретизации данной темы, определения. Это и будет темой нашего урока. «Бунташный век» — это время массового недовольства различных слоев населения своим экономическим и социальным положением.

А вот как стихами можно описать данный период в истории:

17 век неспокойно прошел,
Народ на борьбу за волю пошел.
Восстания, бунты длились 100 лет,
За это «бунташным» прозвали тот век!

(Слайд 4, приложение 1)

Что же предстоит нам сегодня сделать на уроке? (Смотрим и читаем задачи урока):

  • Объяснить причины бунтов;
  • Узнать дату и ход Соляного, Медного бунтов и Соловецкого восстания;
  • Оценить личность Степана Разина;
  • Узнать дату крестьянской войны под предводительством Разина, ее ход, окончание;
  • Определить роль личности в истории;
  • Высказать свою точку зрения на восстания «бунташного века»;
  • Активно и творчески поработать!

4. Усвоение новых знаний, умений и навыков.

Причины восстаний:

В истории России есть такое выражение: «Алексей Михайлович – «тишайший царь бунташного века». Интересно, как же могла его политика вызвать столько недовольства у населения? Вначале мы разберем основные сословия населения в 17 веке. (Слайд 6, приложение 1)

Работа в группах: Сформулируйте из имеющихся знаний о данном периоде, что и почему не устраивало отдельные сословия в политике Алексея Михайловича?

1 группа – посадские люди, 2 группа – крестьяне, казаки, 3 группа – духовенство.

Учащиеся выполняют предложенные задания. Представляют себя в роли сословий 17 века. (Слайд 7, приложение 1)
Группы составлены с учетом данных исследования класса. В каждой группе есть учащиеся разного уровня. Осуществляется взаимоконтроль работы в группах.

Теперь выявим общие (совместные) причины восстаний народа:

  • Закрепощение крестьян и рост феодальных повинностей;
  • Усиление налогового гнета, ведение непрерывных войн;
  • Усиление приказной волокиты;
  • Попытки ограничения казачьей вольности;
  • Церковный раскол и расправы со старообрядцами. (Слайд 8, приложение 1)

Соляной, Медный бунты и Соловецкое восстание. (Приложение 2)

Сейчас мы побывали в роли народа 17 века и пришли к выводу, что очень многое нам не понравилось в политике царя. И вот наступают первые бунты. Сейчас каждой группе будет предложено рассмотреть 3 разных бунта – Соляной, Медный и Соловецкое восстания. На столах у вас находятся листочки с таблицами. Используя материалы из учебника (стр. 62-63 и 67), заполните их.

А теперь послушаем, что получилось у каждой группы и составим общую таблицу. Слайд 9, приложение 1)

Делаем общие выводы: Несмотря на то, что прошли бунты в городах России, положение народа не улучшилось. Где же искали вольницу крестьяне? (на юге, на Дону).

Восстание Степана Разина. (Приложение 6)

А теперь посмотрим видеоролик. (Идет фильм о появлении и личности Степана Разина).

Фронтальный опрос:

Ответьте на вопросы по фильму: (Слайд 13, приложение 1)

  • Почему казаки стали популярны в народе?
  • Откуда появился Степан Разин?
  • Откуда он брал средства на восстание?
  • Состав участников восстания.
  • Охарактеризуйте личность Разина.

Для дополнительной информации учащимся предложен текст о Степане Разине (Приложение 3)

Ребята, какими качествами должен обладать руководитель восстания? Что ему поможет повести за собой сотни людей? Сыграли ли личные качества Степана Разина в поднятии восстания? Можно ли назвать Разина – личностью в истории?

Я предлагаю каждой группе составить синквейн по личности Степана Разина. (Слайд 14, приложение 1)

Крестьянская война 1667-1671 гг.

Работа в группах (дифференцированные задания) (Слайд 15, приложение 1)

  • 1 группа – Изучите «Прелестные письма» Разина: какие требования выдвигали восставшие; Почему воевали за «великого государя и за всю чернь», а убивали приказных людей? (Приложение 4)
  • 2 группа — Отметьте на карте 2 этапа (1667-1669, 1670-1671 гг.) походов Ст. Разина, что означает «поход за зипунами»?
  • Расскажите об окончании похода, причинах поражения, смерти Ст. Разина.

Заслушиваем ответы групп, смотрим иллюстрации к ответам. Вторая группа показывает ход восстания на интерактивной доске.

- Ребята, в разные времена, разные историки оценивали по-своему значение и причины восстания Разина. Мы с вами выступаем тоже в роли историков, и сейчас каждый попытается сформировать свое мнение о значении восстания: важно оно или нет, имело вес или наоборот, серьезны ли его масштабы или это просто бунт казаков? (Слайды 19 – 20, приложение 1) .Составьте ПОПС – формулу:

  • Я считаю, что…
  • Потому что…
  • Я могу доказать это на примере того, что…
  • Исходя из этого я делаю вывод, что…

5. Обобщение изученного материала. Диагностика.

Мы не совсем обычно закончим изучение новой темы. Сегодня мы узнали много дат, терминов, высказываний. На экране мы видим некоторые из них, давайте составим рассказ из предложенных выражений (буримэ): «Смущение умов, Тишайший, 1648, «на царском двору чеканены», Стенька Разин, «поход за зипунами», «за великого государя и за всю чернь», 1667-1671, четвертование, «бунташный век». (Слайд 21, приложение 1)

6. Закрепление изученного материала.

Соотнесите даты и события, которые представлены на экране (индивидуальный опрос). (Слайд 22, приложение 1)

7. Рефлексия.

Ребята, как сегодня прошел урок? Давайте оценим пройденный урок. С помощью разноцветных карточек оцените свою работу на уроке:

Красная – тема сложная, работать было  трудно;

Желтая – работать было интересно, но есть   отдельные затруднения;

Зеленая – мне было все понятно и интересно.

(Слайд 23, приложение 1)

8. Самооценка, подведение итогов.

А теперь оценим вашу работу на уроке. На столах у вас лежат карточки для оценивания группы. Вначале каждый из вас оценит себя по 5-бальной шкале. Затем лидер вашей группы поставит оценку за работу всем. Последняя оценка будет оценка учителя. Таким образом, мы придем к общему результату. (Слайд 24, приложение 1) и Приложение 5

9. Информация о домашнем задании.

§ 12, в рабочей тетради выполнить задание 5 на контурной карте отметить восстания, в тетрадь личностей записать о Степане Разине. (Слайд 25, приложение 1)

Список использованной литературы:

  1. Аствацатуров, Г.О. Модульно-редуктивное обучение на уроках истории и обществознания, — Волгоград: изд-во «Учитель». — 2009.
  2. Данилов, А.А., Косулина, Л.Г., История России. Конец 16-18 век. Рабочая тетрадь. 7 класс. – М.:»Просвещение». – 2010.
  3. Учебник . Данилов, А.А., Косулина, Л.Г., История России. Конец 16-18 век. 7 класс. – М.:»Просвещение». – 2009.
  4. Костомаров, Н.И., Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. М.: «ЭКСМО». – 2006.
  5. Лернер, И.Я., Задачник по истории Отечества. 6-7 класс. – М.: «Аквариум». – 1997.
  6. Серов, Б.Н., Соловьев, К.А, Поурочные разработки по Истории России. Конец 16 – 18 век, — М.: «Вако». – 2006.
  7. Соловьев В. М., Анатомия русского бунта. Степан Разин: миф и реальность, — Москва – 1995.
  8. Степанищев, А.Т, Методика преподавания и изучения истории, — М.: «Владос». – 2002.
  9. WWW.HRONO.RU. (исторические источники, персоналии/
  10. www.youtube.com. (видео Степан Разин)

Следующий: