Нападение против зонной защиты


В отличие от личной опеки, при зонных построениях каждый защитник отвечает не за конкретного игрока, а за пространство на площадке, именуемое зоной. В зависимости от положения мяча, игрок перемещается по своей зоне, но никогда не покидает ее границ. Необходимо знать основные принципы игры против зонной защиты. Нужно постоянно доставлять мяча внутрь периметра трёхочковой дуги. При этом, защита стягивается в зону мяча, что дает большую свободу для окончательной фазы нападения. Игрокам атакующей команды необходимо постоянно перемещаться для того, чтобы создать численное преимущество в определённых зонах защиты и затруднить действия защитников при передаче опекаемых игроков на границах зонных построений. Мяч должен передаваться быстро для того, чтобы защитники не успевали восстанавливать позиции.



Обучение необходимо начинать не против полного построения защиты из 5 игроков, а в упражнениях, где 3, 4 игрокам нападения противостоят соответственно фрагментарные зонные построения из 3,4 защитников. В этом случае игрокам нападающей команды гораздо легче создать преимущество в определённых участках зонной защиты и гораздо меньше вариантов у защитников для подстраховки. Принцип каждого упражнения не предусматривает стартового численного преимущества на определённых участках защиты, а умение за счёт командных действий создать это преимущество.

Предлагается набор упражнений с простейшими командными взаимодействиями в нападении против зонной защиты для обучения в 8-11 классах общеобразовательной школы.

Условные знаки и обозначения:

«Нападение против зонной защиты 1х2»

Игрок №2 пресекает трёхсекундную зону вдоль лицевой линии, выходя в зону среднего или дальнего броска. Мимо игрока №3 необходимо проходить максимально близко для того, чтобы с помощью наведения на заслон затруднить переключение на себя правого игрока зоны, опекающего партнёра. Создание преимущества (перегруза) на правом краю зонной защиты противника часто завершается передачей игроку №2 от игрока №1



Рисунок 1

Находясь в позиции тройной угрозы, игрок №2 имеет возможность выполнить средний или дальний бросок, используя внутренний заслон игрока №3, отдать передачу игроку №3, если соперник успел переключиться или выполнить передачу на входящего, в трёхсекундную зону соперника, игрока № 1. Кроме того, есть возможность обыгрыша переключившегося соперника с ведением за счёт заслона от игрока №3

Рисунок 2

«Нападение против зонной защиты 2х1»

Игрок №3 поднимается на вершину трёхсекундной зоны. Соперник, опекающий его, двигается за ним, оставляя свободной часть своей зоны. В эту зону врывается игрок №2. Если игрок №2 не получает мяч и активно опекается соперником передача от игрока №1 идёт к игроку №3. Игрок №3 должен обыграть своего опекуна с дальнейшей атакой корзины соперника или отдать передачу игроку №2, если на подстраховку выйдет опекающий его игрок. Игрок №2 должен закончить атаку броском со средней или дальней дистанции или проходом по лицевой линии до корзины соперника. Если игрок, опекающий игрока №2 до передачи от игрока №1, выходит на страховку к игроку, опекающему игрока №3, передача от игрока №1 идёт к игроку №2, с дальнейшей атакой корзины соперника за счёт броска или передачи.



Рисунок 3

Если после перемещений своих партнёров игрок №1 не выполняет передачу, игрок №3 ставит ему заслон. После заслона корзина соперника атакуется или после броска игрока №1 с дальней дистанции, или после броска игрока №3, получившего передачу от игрока №1, или после броска (броска с проходом) игрока №2, получившего передачу от игрока №1.

Рисунок 4

«Нападение против зонной защиты 2х2»

Игрок №3 поднимается на вершину трёхсекундной зоны. Соперник, опекающий его, двигается за ним, оставляя свободной часть своей зоны. В эту зону врывается игрок №2. Если игрок №2 не получает мяч и активно опекается соперником передача от игрока №1 идёт к игроку №3. Игрок №3 должен обыграть своего опекуна с дальнейшей атакой корзины соперника или отдать передачу игроку №2 или №4, если на подстраховку выйдут опекающие их игроки. Игрок №2 должен закончить атаку броском со средней или дальней дистанции или проходом по лицевой линии до корзины соперника. Если игрок, опекающий игрока №2 до передачи от игрока №1, выходит на страховку к игроку, опекающему игрока №3, передача от игрока №1 идёт к игроку №2, с дальнейшей атакой корзины соперника за счёт броска или передачи.

Рисунок 5

Если после перемещений своих партнёров игрок №1 не выполняет передачу, игрок №3 ставит ему заслон. После заслона корзина соперника атакуется или после броска игрока №1 с дальней дистанции, или после броска игрока №3, получившего передачу от игрока №1, или после броска игрока №2, получившего передачу от игрока №1, или после броска игрока №4, получившего передачу от игрока №1.

Рисунок 6

«Нападение против зонной защиты 1х2х1»

Игрок №2 двигается вдоль лицевой линии до противоположной стороны трёхсекундной зоны соперника. Мимо игрока №3 необходимо проходить максимально близко для того, чтобы с помощью наведения на заслон затруднить передвижение опекающего его соперника. После заслона игрок №4 поднимается на вершину трёхсекундной зоны соперника. Игрок №3 двигается в правый угол площадки соперника, создавая «перегруз» на правой стороне зонной защиты соперника. Атаковать корзину соперника после передач от игрока №1, могут: игрок №4 после броска или броска с проходом, игрок №2 из трёхсекундной зоны соперника, игрок №3 со средней или дальней дистанции.

Рисунок 7

Если после перемещений своих партнёров игрок №1 не выполняет передачу, игрок №4 ставит ему заслон. После заслона корзина соперника атакуется или после броска игрока №1 с дальней дистанции, или после броска игрока №4, получившего передачу от игрока №1, или после броска игрока №2, получившего передачу от игрока №1, или после броска игрока №3, получившего передачу от игрока №1 после заслона от игрока №2.

Рисунок 8

Использованная литература

  1. Нестеровский Д.И. Баскетбол: Теория и методика обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 2-е изд., испр. – М.: Изд. центр «Академия», 2006. – 336 с.
  2. Гомельский А.Я. Баскетбол. Секреты мастера. – М.: Агентство «ФАИР», 1997. – 224 с.: ил.
  3. Гомельский Е.Я. Курс «Баскетбольная секция в школе» Лекция №8. – М.: «Первое сентября» Спорт в школе №24, 2008.
  4. timashov.com.ua/2008/11/14/240/#more-240
  5. community.livejournal.com/mad_army/



Следующий: