Нам тайны нераскрытые раскрыть пора

Ход урока

Презентация

1. Организационный момент. (Слайд)

2. Мотивация, постановка целей. – 2 мин

Здравствуйте, меня зовут Елена Александровна. Я
учитель физики средней школы №81 Калининского
района города Новосибирска. В ближайшие 30 минут
нам предстоит с вами вместе в который раз
погрузиться в мир физики.

Молодой сотрудник лаборатории Марсден вошёл в
кабинет шефа и сказал: “Есть!”. Резерфорд от
удивления выронил трубку. “Не может быть!” –
чуть слышно пробормотал он, но его слова
прозвучали для Марсдена как гром.

“И все-таки некоторые частицы отражаются, –
несмело возразил шефу Марсден.- Я даже пробовал
подсчитывать их. На каждые 8 тысяч, попавшие в
мишень, отражается только одна”.

  • К какому промежутку времени принадлежит этот
    разговор?
  • Что исследовали в лаборатории Резерфорда в это
    время?

“Прошу вас, Марсден, — продолжил Резерфорд, –
повторите все эксперименты ещё раз, но теперь
вместе с Гейгером. Пусть это невероятно, но мы,
так или иначе, должны разобраться в наблюдаемом
явлении. Наши знания об атоме так несовершенны”.

На сегодняшний день знания об атоме уже более
совершенны, но сегодня нам с вами предстоит,
повторить путь мысли Резерфорда.

Тема урока: “Строение атома. Опыты
Резерфорда”.

Наша с вами задача сегодня обобщить свои знания
о строении атома. Мы продолжим учиться наблюдать,
обобщать, делать выводы, активно включаясь при
этом в самостоятельное добывание знаний.
Обязательно выясним, что же представляет собой
атом.

3. Фронтальное повторение – 3 мин.

(На магнитной доске выстраивается схема)

  • Как называется в физике любой предмет,
    физические особенности, которого в данный момент
    несущественны? (тело)
  • Из чего состоит любое физическое тело?
    (молекула)
  • Можно ли найти составные части молекулы? (атомы)
  • Является ли атом неделимым? Из чего он состоит?
    (ядро и электроны)
  • Можно ли расщепить ядро? (протоны и нейтроны)

Сейчас мы с вами фактически обобщили все, что
знаем о строении атома. Но в начале 20 века, когда
состоялся диалог между Резерфордом и его
лаборантом, атом был ещё для учёных тёмным
пятном, (убирается часть схемы о строении атома).
Хотя многие открытия того времени, просто
кричали о необходимости разобраться в его
строении. Постараемся помочь науке?

4. Самостоятельная работа в группах – 15 мин.

1 группа.

Условия, которые указывают на необходимость
создания модели атома и требования к ней.



Найти и изучить материал по предложенной теме,
составить по нему краткий конспект. Изложить
свой вопрос в течении 2 мин. По плану:

  1. Когда возникло учение о атомах?
  2. Кто из учёных доказал факт существования
    атомов.
  3. Открытия, которые указывали на сложное строение
    атома. К какому периоду времени они принадлежат?

Литература:

  • Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев “Физика 11” $94
  • “Открытая физика”, часть 2. “Физика атома и
    атомного ядра”

2 группа.

Попытки создания модели атома. Схема опыта
Резерфорда.

Найти и изучить материал по предложенной теме,
составить по нему краткий конспект. Изложить
свой вопрос в течении 3 мин по плану:

  1. Модель Джона Томсона.
  2. Как Резерфорд предложил исследовать внутреннюю
    структуру атома? На чём было основано это
    предложение?
  3. Схема опыта Резерфорда.
  4. К какому выводу о строении атома привели
    Резерфорда результаты проделанных опытов?

Литература:

  • Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев “Физика 11” $94
  • “Открытая физика”, часть 2. “Физика атома и
    атомного ядра”

3 группа.

Биография Эрнеста Резерфорда

Найти и изучить материал по предложенной теме,
составить по нему краткий конспект. Дать
биографическую справку в течении 2 мин по плану:

  1. Дата и место рождения Резерфорда, его родители.
  2. Кто оказал влияние на научные увлечения
    Резерфорда.
  3. Открытия, которые принадлежат Резерфорду.
  4. Награды, полученные им за научные открытия.
  5. Дата смерти, где находится могила учёного.

Литература:

  • http://www.c-cafe.ru/index.php
  • http://www.home-edu.ru/user/f/00000951/biograf/rezerford_bio.htm

4 группа.

Несовместимость планетарной модели атома с
законами механики и электродинамики.

Найти и изучить материал по предложенной теме,
составить по нему краткий конспект. Изложить
свой вопрос в течении 1 мин по плану:

  1. Планетарная модель атома по Резерфорду
  2. Каким научно доказанным фактам противоречила
    планетарная модель атома?

Литература:

  • Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев “Физика 11” $94
  • “Открытая физика”, часть 2. “Физика атома и
    атомного ядра”

5. Отчёт групп о работе – 15 мин.

6. Анализ учителем, изложенного
учениками материала, итог урока- 3 мин.
(презентация)

На следующем уроке мы проследим с вами, какой же
выход нашли учёные из этой несовместимости.

7. Рефлексия – 2 мин

Я запомнил…

Я не понял…

Я заслуживаю сегодня…

Домашнее задание: $94, вопросы к $94




Следующий: