Нам нужна великая Россия. Урок по аграрной реформе П. А. Столыпина в 9-м классе


Цели урока:

1. Обеспечить усвоение учащимися знаний об
аграрной реформе П.А.Столыпина: цели, содержание
и значение реформы.

2. Подвести учащихся к пониманию причин, по
которым реформы П.А.Столыпина не нашли широкой
социальной поддержки в стране.



3. Продолжить формирование умений работать с
историческими документами, самостоятельно
делать выводы, аргументировано высказывать свое
мнение.

Тип урока:

урок изучения нового материала.

Основные понятия:

хутор, отруб,
военно-полевые суды, фермерское хозяйство.

Оборудование:

портрет П.А.Столыпина,
телевизор, мультимедийный проектор, экран,
исторические источники (раздаточный материал – < Приложение 2>), видеокассета с
фильмом из серии “Россия. XX век”, мультимедийный
учебник “Клио-Софт” “Россия XX век”, на доске
таблица, домашнее задание, презентация по уроку
< Приложение 1 >

Опережающее задание:

сообщения учащихся о
П.А.Столыпине.

Ход урока

I. Вводная часть.

Наступление 1906 г. Россия встретила на распутье,
получив реальную возможность развиваться по
трем направлениям:

Дальнейшее продолжение революции;

Наступление контрреволюции;

Попытки разрешить поставленные вопросы путем
реформ.

Но первые два пути предполагали большие
людские жертвы, чтобы их избежать рациональнее
было использовать третий путь, путь
реформирования России.

Перед Николаем II встала задача успокоить
разбушевавшийся пожар в обществе. Для этого 26
апреля 1906 г. император назначает министром
внутренних дел Петра Аркадьевича Столыпина, а
затем 9 июля 1906 года Председателем Совета
Министров и ставит перед ним задачу – успокоить
общество. (Слайд презентации № 1)

Выступая перед депутатами Государственной
думы Столыпин по отношению к радикалам сказал
следующее: “Противникам государственности
хотелось бы избрать путь радикализма, путь
освобождения от исторического прошлого России,
освобождения от культурных традиций. Им нужны
великие потрясения, нам нужна великая Россия”.

Выдержкой из цитаты я и назвала сегодняшний
урок – “…Нам нужна Великая Россия”. Какое
понятие в эти свои слова вкладывал сам Столыпин?
(Ответы-предположения учащихся). Чтобы сделать
страну Великой необходимо ее модернизировать,
реформировать. Этот путь развития видел Столыпин
для России. (Слайд презентации № 2).

Сообщение цели урока.

(Слайд № 3) Сегодня на
уроке мы познакомимся с выдающимся политическим
деятелем XX века П.А.Столыпиным. С именем
П.А.Столыпина тесно связано проведение аграрной
реформы. Мы должны на уроке узнать причины,
мероприятия, результаты этой реформы. А узнавать
новое вы будете сами анализируя исторические
документы, просмотрев фрагменты фильма сделаете
выводы, обобщения и свои новые знания оформите в
виде таблицы, а я вам немного буду помогать.

II. Постановка проблемы.

Разбирая реформы П.А.Столыпина, давайте выясним
“П.А.Столыпин – великий реформатор или
демагог?” (Слайд презентации № 4)

П.А.Столыпин

Кто знает, что означает слово “демагог”?
Обращаемся к Толковому словарю и читаем: “Демагог
– человек, который намерение воздействует на
чувства малосознательной части масс для
достижения своих целей”.

Что означает слово “реформатор”? Ответы детей
или при затруднении обращаемся к Толковому
словарю. (Слайд № 5)

По другому проблему урока можно истолковать
так “О ком больше думал П.А.Столыпин: о
достижении своих целей или о судьбе России?”

Итак, в конце урока вы мне дадите ответ на
поставленную проблему “П.А.Столыпин - великий
реформатор или демагог?”

III. Основная часть.

1. Для начала давайте выясним кто такой
П.А.Столыпин?

Задание учащимся: посмотрев фрагмент фильма
“П.А.Столыпин” из серии “Россия. Век XX.” вы
должны ответить на ряд вопросов:

  • Где родился;
  • Происхождение;
  • Образование;
  • Карьера и т.п.

Вопросы по фильму: (слайд № 6)

A. Какое происхождение у П.А.Столыпина?

Б. Какое образование получил П.А.Столыпин?



B. Почему именно в нем Николай II увидел
человека, который сможет успокоить страну?

Ответы учащихся после просмотра фильма.

Кто может что-то добавить к увиденному? Кто
знает больше об этом человеке? Ответы, так как
было ранее дано задание некоторым ученикам (по
желанию).



2. Деятельность Столыпина.

(Слайды № 7, 8, 9)

Став правой рукой императора, Столыпин
представил Правительственную программу, в
которой говорилось о необходимости беспощадно
бороться с революционерами при помощи
чрезвычайных мер, которые включали в себя:

Введение в некоторых районах империи военного
положения с введением там военно-полевых судов;

Принудительное переселение бунтовщиков из
центральных районов империи на окраины и др.

“Но этого было недостаточно, чтобы успокоить
страну, – считал Столыпин”. Необходимо
немедленное реформирование и начать нужно было с
главного вопроса, аграрного.

Почему Столыпин считал главным вопросом –
вопрос аграрный, который необходимо было решить
в ближайшее время?

Ответы учеников.

Одновременно было объявлено о подготовке
пакета законопроектов, способствующих
превращению России в правовое государство:
(слайд № 10)

  • О свободе вероисповедания;
  • О гражданском равноправии;
  • Об улучшении быта рабочих;
  • О реформе местного самоуправления;
  • О реформе высшей и средней школы;
  • О введении всеобщего начального обучения и
    улучшения материального обеспечения народных
    учителей;
  • О подоходном налоге;
  • О полицейской реформе.

П.А.Столыпин намерен был эти законопроекты
представить для обсуждения в Новой Думе.

3. Аграрная реформа Столыпина.

С именем Столыпина тесно связано проведение в
России аграрной реформы. Каковы ее цели, основные
мероприятия и результаты нам сегодня предстоит
узнать. В тетради чертим таблицу, которая
называется “Аграрная реформа П.А.Столыпина”.


Цели

Мероприятия

Результаты

положительные отрицательные

Работа с документами:

На основании высказываний П.А. Столыпина (см.
Документ № 1) сформулируйте основные цели
проведения аграрной реформы. Записываем их в
таблицу, в графе “цели” (слайд №11).

1. “Успокоение” страны, отвлечение крестьян от
стремления к принудительному отчуждению
помещичьей земли.

2. Создание социальной и экономической опоры
самодержавию в лице зажиточных крестьян.

3. Продолжение модернизации России.

Примечание: если учащиеся затрудняются
сформулировать цели реформы учитель наводящими
вопросами по ходу помогает (в негимназическом
классе).

См. документ “Из письма П.А.Столыпина Николаю
II” (Документ № 2)

• Какой пережиток
феодально-крепостнического уклада стал основным
объектом критики Столыпина?

Ответ: община.

См. документ “Указ от 9 ноября 1906 г.” (Документ
№ 3)

• Какое право каждому крестьянину давал
этот Указ?

Ответ: разрешения свободного выхода
из общины любого домохозяина.

• Какова процедура выхода крестьян из
общины?

Ответ: выходящий из общины крестьянин получал в
частную собственность все закрепленные за ним
наделы, причем они должны были быть сведены в
один участок. Поощрялось образование отрубного и
хуторского крестьянского хозяйства, но при этом
не посягая на помещичьи владения. (Слайд № 9).

• Попробуйте сформулировать определения
“Хутор”, “Отруб”.

Учитель помогает выделить
общее и различное в этих понятиях и тогда
учащиеся легко сформулируют определения (слайд
№ 12).

Отруб – участок земли, выделенный крестьянину
при выходе из общины с сохранением его двора в
деревне.

Хутор

участок земли, выделенный
крестьянину при выходе из общины с
переселением из деревни на свой участок.

Добавление учителя: чтобы поддержать крестьян,
выходивших из общины, государство учредило
Крестьянский банк. (Кто-то мог взять деньги на
приобретение сельскохозяйственной техники).

См. документ “Из речи Столыпина…” (Документ№
4).

• Как вы думаете, для чего было необходимо
разрушение крестьянской общины?

Ответы:

а) способствует революционизации крестьянства,

б) насильственно прикрепляет крестьян к земле,

в) ухудшает землепользование (урожайность),

г) круговая порука и т.п.

Итак, сделайте выводы. Назовите основные
мероприятия реформы (см. слайд № 13).

1. Создание новых форм землевладения и
землепользования;

– разрушение общины;

– хутор, отруб;

2. Государственная помощь крестьянским
хозяйствам;

3. Переселенческая политика.

4. Кооперирование

Записываем их в таблицу (колонка № 2)

Работа с мультимедийным учебником “История
Россия

XX век “Клио Софт”

Задание:

по фильму заполнить графы таблицы
“Результаты”, не забудьте разделить результаты,
которые услышите и увидите на положительные и
отрицательные.

После самостоятельной работы учащихся -
фронтальная проверка результатов. Давайте
подведем итоги аграрной реформы Столыпина.
Назовите положительные результаты реформы?

1. Начали создаваться фермерские хозяйства.

2. Рост посевных площадей

3. Совершенствование агротехники.

4. Подъем производительности труда в сельском
хозяйстве.

Назовите отрицательные результаты реформы?

1. Сохраняются проблемы малоземелья крестьян.

2. Появляются новые социальные противоречия
(между зажиточными и беднейшими крестьянами,
конфликты с местным населением в местах
переселения).

Мы видим, что у аграрной реформы есть
положительные и отрицательные результаты. В
исторической и публицистической литературе
содержатся различные порой оценки столыпинских
преобразований. Давайте обратимся к мнениям.

Работа с документами “Мнение П.Н.Милюкова и
В.И.Ульянова (Ленина)” Документ № 5.

– Кем был Милюков? Какую он дает оценку
столыпинским преобразованиям?

– Кем был В.И.Ленин? Какую он дает оценку
столыпинским преобразованиям?

Одни авторы считают, что реформа достигла
намеченных целей — были получены позитивные
результаты в модернизации крестьянских
хозяйств, повышении их производительности и
товарности. Другие, напротив, придерживаются
мнения, что реформа провалилась. Чтобы ответить
на этот вопрос давайте выясним “Реализованы ли
цели реформы?” (слайд №
14). Вспомните цели
реформы и ответьте на поставленный вопрос.

Ответы учащихся:

1. Ликвидировать общину

или хотя бы
серьезно подорвать ее позиции Столыпину не
удалось. Несмотря на административное давление,
большинство крестьян, особенно малоземельных,
зависевших от поддержки общины, были против ее
разрушения. Нередкими оказались случаи поджогов
хуторов, бунтов деревенской бедноты.

Преобразованные хозяйства (хутора и отруба)
функционировали в целом эффективнее, чем
общинные. Но большинство из них по-прежнему
страдали от малоземелья.

2. “Успокоить” страну

не удалось, к
противоречиям между крестьянами и помещиками
добавились новые противоречия между беднейшими
и зажиточными крестьянами, между переселенцами и
местными жителями в местах переселений.

Реформа не сняла социальной напряженности ни в
деревни, ни в обществе в целом.

3. А процесс создания слоя земельных
собственников

– опоры монархии только начался
и после смерти Столыпина замедлился.

4. Хотя развитие аграрного сектора экономики
в целом ускорилось.

Вернемся к проблеме нашего урока “П.А.Столыпин
– великий реформатор или демагог? (слайд № 15)

Доводы учащихся:

а) реформы – это длительный путь
преобразования общества. “Дайте России 20 лет
покоя внутреннего и внешнего и вы не узнаете ее”.

б) сохранил помещичьи землевладения –
тормозили развитие капитализма в деревне.

в) общество было не готово к столыпинским
преобразованиям.

Изменений в психологии народа, развитие
уважения к частной собственности, которое
создало бы иммунитет против революционной
агитации, не произошло.

Для успеха реформы важной была готовность
общества принять новации.

Но поместное
дворянство противилось нововведениям,
интеллигенция и предприниматели считали их
недостаточными, рабочие считали, что отсутствует
продуманная политика в отношении улучшения их
жизни и условий труда. П.А.Столыпин оказался без
поддержки, опоры в обществе. Даже Николай II
отвернулся от него. В истории П.А.Столыпина часто
называют “одиноким реформатором”. Жизнь его
закончилась трагична.

Так кто же он? Ответы: великий реформатор,
непонятый современниками. Лишь сегодня в XXI в.
идеи Столыпина стали воплощаться в жизнь.

Значение реформы: (слайд № 16).

Несмотря на очевидные трудности и
незавершенность преобразований, реформа
способствовала развитию страны по пути
модернизации.

Домашнее задание с комментариями

(чаще
стараюсь давать дифференцированное домашнее
задание, это позволяет учащимся сознательнее
готовится к уроку, заранее предполагая свой
результат) (слайд № 17)

  • Домашнее задание на “3” – цели, мероприятия,
    результаты, итоги и значение аграрной реформы +
    параграф 9.
  • Домашнее задание на “4” – то же самое, что на
    “3” + составить по данной теме два тестовых
    вопроса.
  • Домашнее задание на “5” – то же самое, что на
    “4” + ответить на вопрос “Почему судьба этого
    выдающегося деятеля столь трагична?”

4. Рефлексия урока. Поставленные вопросы задаю
учащимся.

1. С каким выдающимся политическим деятелем XX
века мы сегодня познакомились?

2. Какая была проблема урока? Какой мы сделали
вывод?

3. Что нового вы узнали сегодня на уроке?

4. Какие навыки и умения использовали для
приобретения новых знаний?

(Анализировали исторические документы, факты;
выбирали нужную информацию и составляли таблицу,
делали выводы, обобщения.)

Выставление оценок с комментариями.




Следующий: