Накопительная система оценивания – новая система оценки достижений результатов учащихся по химии

В учебном процессе для оценки и
проверки достижения планируемых результатов
освоения основной образовательной программы по
любому предмету можно использовать технологию
оценивания образовательных достижений (учебных
успехов) в ОС “Школа 2100” Д.Д.Данилова.

Особенностями системы оценки
являются:

  • комплексный подход к оценке результатов
    образования (оценка предметных, метапредметных и
    личностных результатов общего образования);
  • использование планируемых результатов
    освоения основных образовательных программ в
    качестве содержательной и критериальной базы
    оценки;
  • оценка успешности освоения содержания
    отдельных учебных предметов на основе
    системно-деятельностного подхода,
    проявляющегося в способности к выполнению
    учебно-практических и учебно-познавательных
    задач;
  • оценка динамики образовательных достижений
    обучающихся;
  • сочетание внешней и внутренней оценки как
    механизма обеспечения качества образования;
  • уровневый подход к разработке планируемых
    результатов, инструментария и представлению их;
  • использование накопительной системы
    оценивания, характеризующей динамику
    индивидуальных образовательных достижений
    (Портфель достижений или иные формы);
  • использование наряду со стандартизированными
    письменными или устными работами таких форм и
    методов оценки, как проекты, практические работы,
    творческие работы, самоанализ, самооценка,
    наблюдения и др.

Формы и методы оценки

Приоритетными в диагностике
(контрольные работы и т.п.) становятся: — продуктивные
задания (задачи)
по применению знаний и умений,
предполагающие создание учеником в ходе решения
своего информационного продукта: вывода, оценки
и т.п.

  • метапредметные диагностические
    работы,
    составленные из компетентностных
    заданий, требующих от ученика познавательных,
    регулятивных и коммуникативных действий;

  • диагностика результатов
    личностного развития,
    которая проводится в
    разных формах (диагностическая работа,
    результаты наблюдений и т.д.). Диагностика
    предполагает проявления учеником качеств своей
    личности: оценки поступков, обозначение своей
    жизненной позиции, культурного выбора, мотивов,
    личностных целей. Таблицы, в которых собираются
    данные, показывают результаты только по классу
    или школе в целом, но не по каждому конкретному
    ученику.

Привычная форма письменной
контрольной работы дополняется новыми формами
контроля результатов, как:

  • целенаправленное наблюдение
    (фиксация проявляемых учеником действий и
    качеств по заданным параметрам),

  • самооценка ученика по принятым
    формам (например, лист с вопросами по
    саморефлексии конкретной деятельности),

  • результаты учебных проектов,

  • результаты разнообразных внеучебных
    и внешкольных работ, достижений учеников.

  • портфель достижений (портфолио)
    становится главным средством накопления
    информации об образовательных результатах
    ученика.

Все эти средства, формы и методы должны
обеспечить самое главное – комплексную оценку
результатов
. Иными словами, не отдельные
отметки по отдельным предметам, а общая
характеристика всего приобретённого учеником –
его личностные, метапредметные и предметные
результаты.

Традиционную оценочно-отметочную
шкалу
(так называемую “пятибалльную”)
необходимо принципиально переосмыслить и
изменить.
В настоящее время она построена по
принципу “вычитания”. Подобный подход
ориентирует на поиск неудачи, отрицательно
сказывается на мотивации ученика, его личностной
самооценке. Вместо этого необходимо
переосмыслить шкалу по принципу
“прибавления” и “уровнего подхода”

решение учеником даже простой учебной задачи,
части задачи оценивать как безусловных успех, но
на элементарном уровне, за которым следует более
высокий уровень, к нему ученик может стремиться.

Описание системы оценки результатов

1-е правило.

ЧТО ОЦЕНИВАЕМ? Оцениваем
результаты — предметные, метапредметные и
личностные.

Результаты ученика — это действия
(умения) по использованию знаний в ходе решения
задач (личностных, метапредметных, предметных).
Отдельные действия, прежде всего успешные,
достойны оценки (словесной характеристики), а
решение полноценной задачи – оценки и отметки
(знака фиксации в определённой системе).
Результаты учителя (образовательного
учреждения) – это разница между результатами
учеников (личностными, метапредметными и
предметными) в начале обучения (входная
диагностика) и в конце обучения (выходная
диагностика). Прирост результатов означает, что
учителю и школе в целом удалось создать
образовательную среду, обеспечивающую развитие
учеников. Отрицательный результат сравнения
означает, что не удалось создать условия
(образовательную среду) для успешного развития
возможностей учеников.

2-е правило.

КТО ОЦЕНИВАЕТ? Учитель
и ученик вместе определяют оценку и отметку.


На уроке ученик сам
оценивает свой результат выполнения задания по
“Алгоритму самооценки” и, если требуется,
определяет отметку, когда показывает
выполненное задание. Учитель имеет право скорректировать
оценки и отметку, если докажет, что ученик
завысил или занизил их.

После уроков за письменные
задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик
имеет право изменить эту оценку и отметку,
если докажет (используя алгоритм
самооценивания), что она завышена или занижена.

Алгоритм самооценки (основные вопросы
после выполнения задания)

1.

Какова была цель задания (задачи)?

2.

Удалось получить результат
(решение, ответ)?

3.

Правильно или с ошибкой?

4.

Самостоятельно или с чьей-то
помощью?

3-е правило.

СКОЛЬКО СТАВИТЬ ОТМЕТОК? По
числу решённых задач.

За каждую учебную задачу или группу
заданий (задач), показывающую овладение
конкретным действием (умением), определяется и по
возможности ставится отдельная отметка.

4-е правило.

ГДЕ НАКАПЛИВАТЬ ОЦЕНКИ И
ОТМЕТКИ? В таблицах образовательных
результатов (предметных, метапредметных,
личностных) и в “Портфеле достижений”.

Таблицы образовательных результатов

составляются из перечня действий (умений),
которыми должен и может овладеть ученик. Таблицы
размещаются в дневнике школьника и в рабочем
журнале учителя (в бумажном и электронном
вариантах). В них выставляются отметки (баллы или
проценты) в графу того действия (умения), которое
было основным в ходе решения конкретной задачи.
Необходимы три группы таблиц:

1.таблицы ПРЕДМЕТНЫХ результатов;

2.таблицы МЕТАПРЕДМЕТНЫХ результатов;

3.таблицы ЛИЧНОСТНЫХ результатов по
классу. Она заполняется на основании не
подписанных учениками диагностических работ.
Результаты фиксируются в процентах по классу в
целом, а не по каждому отдельному ученику.

Отметки заносятся в таблицы
результатов:

Обязательно (минимум):

  • за метапредметные и личностные диагностические
    работы (один раз в год – обязательно),
  • за предметные контрольные работы (один раз в
    четверть – обязательно).
  • По желанию и возможностям учителя
    (максимум):

  • за любые другие задания (письменные или устные)
    – от урока к уроку по решению учителя и
    образовательного учреждения.
  • “Портфель достижений ученика”


    это сборник работ и результатов, которые
    показывают усилия, прогресс и достижения ученика
    в разных областях (учёба, творчество, общение,
    здоровье, полезный людям труд и т.д.), а также
    самоанализ учеником своих текущих достижений и
    недостатков, позволяющих самому определять цели
    своего дальнейшего развития.

    Основные разделы “Портфеля
    достижений”:

    • показатели предметных результатов (контрольные
      работы, данные из таблиц результатов, выборки
      проектных, творческих и других работ по разным
      предметам);
    • показатели метапредметных результатов;
    • показатели личностных результатов (прежде
      всего во внеучебной деятельности).

    Пополнять “Портфель достижений” и
    оценивать его материалы должен прежде всего
    ученик. Учитель же примерно раз в четверть
    пополняет лишь небольшую обязательную часть
    (после контрольных работ), а в остальном — обучает
    ученика порядку пополнения портфеля основным
    набором материалов и их оцениванию по
    качественной шкале: “нормально”, “хорошо”,
    “почти отлично”, “отлично”, “превосходно”.

    5-е правило.

    КОГДА СТАВИТЬ ОТМЕТКИ?
    Текущие – по желанию, за тематические
    проверочные работы — обязательно.
    За задачи,
    решённые при изучении новой темы, отметка ставится
    только по желанию ученика, так как он ещё
    овладевает умениями и знаниями темы и имеет
    право на ошибку. За каждую задачу проверочной
    (контрольной) работы
    по итогам темы отметка ставится
    всем ученикам, так как каждый должен
    показать, как он овладел умениями и знаниями по
    теме. Ученик не может отказаться от выставления
    этой отметки, но имеет право пересдать хотя
    бы один раз.

    6-е правило

    . ПО КАКИМ КРИТЕРИЯМ
    ОЦЕНИВАТЬ? По признакам трёх уровней
    успешности.

    Необходимый уровень

    (базовый)
    решение типовой задачи
    , подобной тем, что
    решали уже много раз, где требовались
    отработанные действия (раздел “Ученик
    научится” примерной программы) и усвоенные
    знания, (входящие в опорную систему знаний
    предмета в примерной программе). Это
    достаточно для продолжения образования, это
    возможно и необходимо всем. Качественные
    оценки — “хорошо, но не отлично” или
    “нормально” (решение задачи с недочётами).

    Повышенный уровень

    (программный)
    решение нестандартной задачи
    , где
    потребовалось:

    • либо действие в новой, непривычной
      ситуации (в том числе действия из раздела
      “Ученик может научиться” примерной программы);

    • либо использование новых,
      усваиваемых в данный момент знаний (в том числе
      выходящих за рамки опорной системы знаний по
      предмету).

    Умение действовать в нестандартной
    ситуации – это отличие от необходимого всем
    уровня. Качественные оценки: “отлично” или
    “почти отлично” (решение задачи с недочётами).

    Максимальный

    уровень (НЕобязательный)
    - решение не изучавшейся в классе “сверхзадачи”
    ,
    для которой потребовались либо самостоятельно
    добытые, не изучавшиеся знания, либо новые,
    самостоятельно усвоенные умения и действия,
    требуемые на следующих ступенях образования. Это
    демонстрирует исключительные успехи отдельных
    учеников по отдельным темам сверх школьных
    требований. Качественная оценка — “превосходно”.

    Качественные оценки

    по уровням
    успешности могут быть переведены в отметки
    по 5-балльной шкале с некоторой доработкой.

    Сопоставимость качественной и
    количественной оценок

    Основная проблема-составление методически
    грамотного составления рейтинга.

    Прежде всего необходимо:

    1. разделить материал на структурно-логические
    самостоятельные модули (или логические блоки).
    Модулем может быть:

    1. отдельная тема или раздел (например, в 10 классе
      тема “Углеводороды”);
    2. - самостоятельный цикл лабораторных работ
      (например, в 8 классе по теме “Основные классы
      неорганических соединений”);
    3. - индивидуальные домашние задания;
    4. - индивидуальная самостоятельная работа по
      выбору ученика (работа с карточками, подготовка
      сообщения, выполнение демонстрационного
      эксперимента);
    5. - разделы, выделенные для самостоятельного
      изучения.

    2.определить нормативные баллы на все задания и
    задачи учебного предмета (или правила начисления
    баллов);

    3.установить минимальное количество баллов по
    каждому виду учебной деятельности, которое
    должен набрать ученик в ходе обучения;

    4.составить свод правил и положений, на основе
    которых будет производиться оценивание –
    рейтинговый регламент;

    5.на основе программных средств организовать
    учет успеваемости обучающихся и расчет их
    рейтингов;

    6.в конце четверти (полугодия) выставить общую
    оценку за работу, представляющую собой сумму
    рейтинговых оценок за отдельные модули (темы)

    Теперь рассмотрим пример построения
    рейтинговой системы для оценочной шкалы.

    В данной системе можно использовать 10-ти
    бальное оценивание.

    Для каждого учащегося можно разработать
    таблицу успешности, в которую заносятся его
    баллы по пройденным темам.

    Критерии оценивания знаний учащихся


    Основные критерии

    Баллы

    Уровни успешности
    (качественная оценка)

    Даты уроков
    Отсутствие на уроке 0
    Готовность к уроку 0,5
    Слушал, переписывал с доски 1,0-1,4

    Очень слабо

    Выполнял задания по алгоритму или
    образцу (без объяснений)
    1,5-2,0

    Слабо

    Частично знаю материал, но применить и
    объяснить не могу
    2,1-3,0

    Посредственно

    Задание выполняю с помощью учителя или
    с подсказкой одноклассников
    3,1-4,0

    Нормально

    Объясню и могу выполнить большую часть
    задания самостоятельно
    4,1-5,0

    Недостаточно хорошо

    Могу объяснить свои ошибки и устранить
    их с помощью учителя
    5,1-6,0

    Хорошо

    Хорошо знаю теоретический материал,
    могу связать теорию с практикой
    6,1-7,0

    Очень хорошо (почти отлично)

    Сам могу устранить свои ошибки, могу
    выполнить творческую работу с помощью учителя
    7,1-8,0

    Отлично

    Прекрасно усвоил теорию, работу
    выполняю аккуратно и точно
    8,1-9,0

    Прекрасно

    Оригинально, не стандартно могу
    применить знания на практике, могу дать
    объяснения
    9,0-10,0

    Идеально

    Суммарный балл за занятие

    Критерии оценивания письменных
    контрольных и самостоятельных работ


    Объем правильно выполненных
    заданий (в % от общего объема работы)
    БАЛЛЫ
    Стандартная работа Повышенный уровень (профильный)
    Не превышает 25% 1,0 – 2,0 1,0 – 3,0
    Не превышает 50% 2,1 – 4,0 3,1 – 5,0
    Не превышает 75% 4,1 – 5,0 5,1 – 7,0
    Превышает 75% 5,1 – 7,0 7,1 – 10,0

    Штрафные баллы

    начисляются в следующих
    случаях:

    • прогул урока без уважительной причины (баллы
      возвращаются при отработке пропущенного
      материала) (минус 1 балл);
    • отсутствие домашнего задания (минус 1 балл);
    • плохое поведение на уроке (минус 1 балл);
    • неготовность к уроку (минус 1 балл);
    • опоздание более чем на 7 минут без уважительной
      причины (минус 1 балл).

    Итоги рейтинга

    Можно разделить все действия учеников на
    основные (оценочные) и дополнительные. Тогда при
    подведении итогов учитывать оценочные баллы и
    дополнительные, но ввести при этом коэффициент
    соответствия. Например, при выставлении итоговой
    отметки добавлять к оценочным 10% дополнительных
    баллов, т.е. коэффициент соответствия равен 0,1.
    Важно, чтобы при использовании рейтинговой
    шкалы, фиксировалось всё, что делают ученики,
    чтобы избежать недоразумений.

    Перевод рейтинга в баллы осуществлялся по
    формулам:

    Отметка «3″ = 0,5·F(max),

    Отметка «4″ = 0,6·F(max),

    Отметка «5″ = 0,75·F(max),

    Перевод в “5” балльную шкалу


    Отношение набранной суммы
    баллов к максимально возможной

    Оценка по дисциплине по 5
    балльной шкале

    90% и более

    5

    80-89%

    4

    75-79%

    4

    65-74%

    3

    60-64%

    3

    Хотя бы один из модулей оценен
    на «2″

    2

    Чтобы активизировать учеников, определяется
    минимальное рейтинговое число, от 30 до 50%
    максимального значения и если к концу четверти
    ученик наберет сумму, меньшую этого числа, он
    считается не освоившим этот предмет (тему, курс).

    Следующий: