Наиболее эффективная форма работы на уроках физики


Задача современной школы – научить детей
учиться вместе, т. е. жить и

действовать по
формуле Л.С. Выготского: “Научишься сам, когда
научишь другого”. От преподавателя требуется
сформировать из ученика субъекта деятельности,
т. е. такого ученика, который почувствовал бы себя
творцом, а не только пассивным исполнителем воли
учителя.

Этого можно достичь с помощью организации
групповых форм деятельности учащихся на уроке.
При традиционном обучении ученики сидят рядом, а
учатся врозь. Это обусловлено авторитаризмом
обучения, присущему
объяснительно-иллюстративному методу обучения.
В таком обучении предполагается реализация
контакта учитель – ученик. Однако учитель не в
состоянии во время урока взаимодействовать с
каждым учеником в отдельности. Наиболее реальным
и педагогически оправданным является общение с
группами совместно работающих учеников.
Исходная форма полноценной рабочей деятельности
состоит в совместном выполнении группой
учащихся под руководством преподавателя
распределенных между ними учебных действий.
Особенно ценен в этой области опыт Л.С.
Выготского, В.В. Рубцова, П.Я.Гальперина, В.В.
Давыдова, Д.Б. Эльконина.

Групповая форма деятельности приемлема
для всех возрастных групп.

Формирование групп.

Работа в группе – это прежде всего общение. Она
не возможна без дружеских, доброжелательных
отношений. Поэтому наиболее эффективно
формирование групп по желанию учащихся,
основанное на принципе добровольности. Это
создает комфортность. Положительный
эмоциональный настрой. Недостатком при этом
может являться формирование групп с различной
учебной мотивацией. Т. е. “слабых” и “сильных”.
Учитель в таком случае выбирает для таких групп
задания различной сложности, или если задания в
группах одинаковые, то возможность “слабой”
группе выступать первой, а остальным группам
дополнять работу этой группы.

2 способ формирования групп — по цели.
Этот способ дает учащимся право выбора,
воспитывает самостоятельность, ответственность.
Повышает эффективность работы учащихся,
воспитывает толерантность. Примером является
урок по теме “ Основы термодинамики” подробно
рассмотренный ниже.

3 способ деления на группы – на усмотрение
учителя

используется для быстрого решения
учебной задачи. Например: обсудить в парах или
группах вопрос: “Почему тонкая полиэтиленовая
пленка сберегает растения от холода?” (или “На
сколько человек может разделить одну шоколадку
самый щедрый ученик? ”)

Чтобы ученики распределялись равномерно,
вводится норма количества учеников в
группе 2-4, максимум -6-8.

При формировании групп может возникнуть
опасность обособления в нутрии группы сильной
доминирующей пары (тройки) учащихся, между
которыми имеется известная сплоченность.
Поэтому учащимся важно разъяснять все неудачные
образования групп.

Роли в группе распределяются по двум
позициям 1-организатор, 2-участник групповой
деятельности.

Например:

1. Капитан — распределяет роли в группе, следит
за работой группы, координирует выставление
оценок.

2. Дизайнер – выполняет задание.

3. Художник – выполняет рисунки.

4. Докладчик – отвечает на вопросы.

5. Консультант – помогает докладчику, или

  • “Научный руководитель” — руководит работой
    группы
  • “Докладчик” – выступает с отчетом
  • “Лаборант” — работает с приборами
  • “Секретарь” — оформляет письменный отчет

Формирование оценки и самооценки.

При работе в группах обязательны критерии
оценки групп.

Например:

  • Выступление — 3 балла (четко -1б; логично -1б;
    работает вся группа -1б)
  • Демонстрации — 3 балла
  • Дополнение — 2 балла
  • Вопрос — 1 балл
  • Ответ — 1 балл
  • Оценка
    • “3” — 5 -10 балов
    • “4” — 11-15 баллов
    • “5” — 16 баллов

Самооценка работы группы:

  • Как вы оцениваете работу группы?
  • Были верные гипотезы.
  • Все гипотезы проверены.
  • Сделан правильный вывод.

Самооценка в группе:

  • Достигли вы цели?
  • Для чего нужны полученные знания?
  • Оцените уровень усвоения вами изученного
    материала:
  • Хорошо знаю
  • Затрудняюсь ответить
  • Не знаю

Самооценка выставляется на всех этапах урока.

Группы не должны остаться без оценки. Оценка
может быть выражена в баллах, или может быть
эмоциональная оценка.

Групповая форма деятельности
универсальна
. Её можно использовать на
всех этапах урока:

А) при проверке домашнего задания (например:
проектная деятельность)

Б) При изучении нового материала

В) при решении задач (закрепление материала)

Г) при проведении практических работ.

Хочу отметить роль учителя. Учитель
является не информатором, а организатором,
координатором, консультантом, как для учащихся
внутри одной группы, так и между группами.

Эффективность групповой формы деятельности
заключается в формировании ОУУН: развитии
коммуникативных навыков, толерантности,
организаторских способностей, информационных
навыков, развитие мышления, формирование
рефлексии, способствует повышения интереса
учащихся. Групповая работа ведет к наиболее
эффектному творческому усвоению материала,
повышает индивидуальную продуктивность
учащихся.


Урок по теме “Основы термодинамики”

Цель:

  • Рассмотреть применение законов термодинамики
  • Развитие навыков самостоятельной работы
  • Воспитание толерантности

Ход урока

1.

Орг. момент.

2

. Постановка учебной задачи.

Учитель объясняет план работы.

Учащиеся выбирают тот или иной вид
деятельности

Группа1 “ Пришли пообщаться”



Задание:

1. каждый учащийся должен рассказать своим
товарищам определения

А) внутренняя энергия



Б) количество теплоты

В) 1-й закон термодинамика

Г) 2-й закон термодинамики

Д) 3-й закон термодинамики

2. объяснить формулы:

А) для расчета количества теплоты

Б) 1-й закон термодинамики

В) для расчета внутренней энергии

Критерии оценивания

:

  • ответил на все вопросы без помощи товарищей и
    дополнительных источников — 5
  • ответил на все вопросы с помощью товарищей или
    дополнительных источников — 4
  • ответил на половину вопросов — 3

Группа 2 “ Получить оценку”

Задание

1. Ответить на вопросы после параграфа 27.

2. Составить тест из 3-5 заданий по данной теме.

Критерии оценки

:

  • ответили группой на все вопросы и составил 3
    вопроса теста — 5
  • ответили на половину вопросов группой и
    составил 1 вопрос теста — 4
  • ответили на половину вопросов — 3

Группа 3 “Пришли поиграть”

Задание

1. Составить кроссворд (не менее 5слов) по данной
теме

Критерии оценки:

  • составил кроссворд из 15 и более слов — 5
  • составили кроссворд из 12 слов — 4
  • составил кроссворд из 5-8 слов — 3

Группа 4 “ Пришли получить новые знания”



Задание: Приготовить выступление по
§32-33 “Тепловые двигатели”, “Тепловые машины и
охрана окружающей среды”

Критерии оценки:

  • выступает вся группа, четкий логичный пересказ
    текста, приводятся примеры, выделяется текст для
    записи — 5
  • вся группа, четкий логичный пересказ текста,
    приводятся примеры — 4
  • выступает вся группа, четкий логичный пересказ
    текста — 3

Группа 5 “Хочу научиться решать задачи”

Задачи:

1. Объясните с физической точки зрения народную
примету: “Ночью был иней — днем снег не выпадет”.

2. Считая человека термодинамической системой,
объясните пословицу: “Мороз не велик, да стоять
не велит”

3.

“Татьяна пред окном стояла,
На стекла хладные дыша,
Задумавшись, моя душа,
Прелестным пальчиком писала
На отуманенном стекле
Заветный вензель О. да Е.”

Почему при дыхании на холодное стекло оно
становится “отуманенным”?

4. Задача по карточке: Какова внутренняя энергия
20 моль одноатомного газа при 27oС?

5. Задачник А.П. Рымкевич № 546, №547, №563, №572

Критерии оценки

:

  • Решены все задачи -5
  • Решены 4-6 задач — 4
  • Решены 3 задачи – 3

3. Учащиеся работают в группах. Учитель
выступает в роли консультанта

4. Проверка работы. Каждая группа отчитывается о
проделанной работе.

Работу проверяет учитель и
учащиеся совместно. Основные моменты урока
(решение задач, тест составленный 2-й группой и
т.д.) обязательно записываются всеми учащимися в
классе.

5. Подведение итога урока.

6. Домашнее задание: параграфы 32-33

Литература.

[1] Громов С.В. Шаронова Н.В. Левитан Е.П. Учебник
для 11 класса общеобразовательных дисциплин М.:
Просвещение, 2006.

[2] Рымкевич А.П. Сборник задач по физике М.:
Просвещение, 1988.

[3] Тихомирова С.А. Физика в художественной
литературе.7-11 класс М.:Просвещение,1996.




Следующий: