Национальные подвижные игры как фактор здоровьесбережения в МОУ Школа-интернат среднего полного общего образования с. Ныда


Здоровье – не всё, но все без
здоровья – ничто.

Сократ

Источник изменений

Третий час урока физической культуры в
школе-интернате в рамках учебного курса
«Физическая культура» направлен на увеличение
двигательной активности и развития физических
качеств обучающихся, воспитанников. Для решения
этой задачи нельзя не учитывать влияние
регионального компонента на уровень физического
развития ребенка и его физическую
подготовленность. Обогатить содержание уроков
физической культуры возможно за счет интеграции
в образовательный процесс традиционных
подвижных национальных игр, забав и развлечений.
В условиях Крайнего Севера забота о здоровье
детей, снижение заболеваемости обучающихся,
воспитанников очень важна. В неблагоприятных
климатических условиях снижена двигательная
активность, что отрицательно влияет на общее и
физическое развитие детей КМНС, поэтому
необходимо чтобы национальная подвижная игра
прочно вошла в их повседневную жизнь. Эта форма
деятельности наиболее близка и понятна детям,
она вызывает у них яркие эмоциональные
переживания. В оздоровительных целях
школа-интернат создает условия для
удовлетворения естественной потребности
школьников, а в частности, детей-тундровиков в
движении. Эта потребность может быть реализована
посредством введения в рамках (дополнительного)
третьего часа физической культуры национальных
подвижных игр с применением специальных
национальных атрибутов игры, с целью увеличения
двигательной активности обучающихся и для
формирования здорового образа жизни, как
ценности и приоритета поведения.

Идея изменений

Для реализации системы работы учителя
физкультуры по развитию национальных подвижных
игр опираюсь на идею деятельностного подхода и
педагогического сотрудничества.
Деятельностно-творческий подход позволяет
раскрыть потенциал каждого ребёнка, его
способность к активности, творчеству и
инициативности.
Для проявления ребёнком творчества в спорте
важно обогатить его жизненный опыт яркими
впечатлениями успеха, дать необходимые знания и
умения, но это возможно при тесном
взаимодействии с воспитателями интерната,
воспитателями ГПД, с другими специалистами.



Реализация этой идеи решается через
организацию досуговых мероприятий,
культмассовую деятельность (походы на природу и
Дни здоровья), комплексных занятий и
учебно-методическую работу.

Учёными установлено, что два урока физической
культуры в школе компенсируют всего 11%
необходимой двигательной активности. Увеличение
количества часов физической культуры в неделю
соответственно влечёт за собой увеличение
объёма двигательной активности обучающегося,
воспитанника.

Трёхчасовая программа физической культуры в
более полном объёме способна обеспечить
педагогическим и гигиеническим минимумом
разносторонние образовательно-воспитательные
воздействия и двигательную активность,
необходимые для формирования потребности в
систематическом использовании движений для
сохранения здоровья.

Повышенная двигательная активность –
биологическая потребность детей-тундровиков,
необходимая им для полноценного роста и
физического развития.

Концепция изменений:

Актуальность

Новые стандарты образования выдвигают новые
требования к содержанию образования.
Предусматривается перевод содержания
образования в деятельностную позицию (введение
новых образовательных технологий: обучение на
основе учебных ситуаций; проектных задач;
проектных методов обучения и д. р.) не столько на
передачу знаний, сколько – на формирование
особого типа личности.

Внедрение в образовательный процесс по
физическому воспитанию национальных подвижных
игр – это требование времени. Уроки
физкультуры, благодаря интеграционным процессам
в сфере физического воспитания, приобрели более
разнообразный характер, это связано с
расширением изучаемых и развиваемых
двигательных умений и навыков, учета
индивидуальных особенностей детей КМНС. Все это,
позволило найти «золотую середину» между
стандартами современных методик и традициями
северных этносов.

Игры детей Крайнего Севера ярко отражают
трудовую деятельность взрослых. В процессе игры
дети воспроизводят то, что они видят в окружающей
жизни. Игры народов Севера: бросание тынзяна,
перетягивание палки, прыжки через нарты и другие
нацелены на расширение социального кругозора,
воспитывают у детей силу, ловкость, смелость,
трудолюбие, любовь к родному краю, сохранение
традиций и самобытности коренного населения.



Средством физического развития младшего
школьника являются разнообразные народные
подвижные игры, поскольку суровые жизненные
условия Севера, условия жизни номадической
семьи, ее специфическая промысловая
деятельность требовали и требуют активного
развития важнейших физических качеств и
специфических двигательных навыков у детей
аборигенных народов с раннего возраста. Любой
ребенок-тундровик уже с детства знает, как
непросто ловить бегущего оленя, чтобы заарканить
за ветвистые рога северного красавца, нужны
крепкая рука и точный расчет. Ни то ни другое само
по себе не приходит…

Новизна заключается в разработке
конкретных задач, повышающих общекультурный,
физический уровень, способствующий выбору
здорового образа жизни, с целью укрепления и
сохранения здоровья обучающихся, воспитанников
в процессе обучения, а так же в разработке
механизмов развития двигательных действий
детей, и в разработке диагностики выявления
уровня физического развития школьников.

Национальных подвижных игр много, они
разнообразны, хороши еще и тем, что участник сам
регулирует нагрузку в соответствии со своими
возможностями, а это очень важно для здоровья!
Именно отсутствие в национальных играх строго
регламентированных (в отличие от спортивных игр)
правил сложной техники и тактики, с чем
непременно связаны спортивные игры, возможность
использовать для игры любую площадку, а не только
строго очерченное поле, привлекает к подвижной
игре всех ребят независимо от возраста,
способностей и подготовки.

Национальная игра является подлинно массовым,
общедоступным средством физического и
нравственного воспитания детей, трансляцией
этнической культуры народов Крайнего Севера.

Ожидания

Коллектив школы-интерната решает задачи,
позволяющие выполнять государственный заказ,
состоящий в обеспечении прав обучающихся
коренной национальности на качественное
образование и их дальнейшую социализацию.

По результатам обучения мы представляем себе
выпускника школы-интерната:

  • любознательного, интересующегося, активно
    познающего мир;
  • владеющего основами умения учиться;
  • любящего родной край и свою страну;
  • уважающего и принимающего ценности семьи и
    общества;
  • доброжелательного, умеющего слушать и слышать
    партнера;
  • умеющего высказать свое мнение;
  • выполняющего правила здорового и безопасного
    образа жизни для себя и окружающих;
  • должно быть сформировано чувство патриотизма;
  • должен сформироваться интерес к постоянным
    самостоятельным занятиям спортом и дальнейшему
    самосовершенствованию;
  • применять на практике необходимые
    гигиенические навыки и умения;
  • знать и применять игры народов Севера;
  • знать и применять национальных подвижных игр
    русского и других народов России

Ожидаемый результат

  • Укрепление здоровья детей, формирования у них
    навыков здорового образа жизни.
  • Обобщение и углубление знаний об истории,
    культуре народных игр
  • Развитие умений работать в коллективе,
    лидерских качеств
  • Формирования у детей уверенности в своих силах.
  • Умение применять игры в самостоятельных
    занятиях.

Условия реализации изменений

Педагогу необходимо владеть методикой
проведения подвижной игры и методикой
проведения занятия в форме подвижной игры.

Основной задачей работы школы-интерната в
условиях введения «Национальных подвижных игр»
является обновление содержания образования,
методов обучения и достижения на этой основе
планируемых результатов. В МОУ «Школа интернат
среднего (полного) общего образования с. Ныда»
разработана и утверждена основная
образовательная программа начального общего
образования с учётом региональных, национальных
потребностей.

Кроме этого для реализации предмета внедрены
современные практико-ориентированные
технологии в образовательный процесс: произошло
расширение информационно-образовательного
пространства, обеспечение полноты, доступности и
своевременности информации о внедрении модуля
всем группам потребителей.

Для проведения национальных подвижных игр в
школе-интернате имеется в наличии специальный
инвентарь.

Описание инновационного опыта

В качестве методологического принципа
разработки программы выбран культурологический
подход, способствующий формированию у
обучающихся первоначальных представлений об
основах национальных подвижных игр, учитывающий
уже имеющийся круг знаний школьников, а также
межпредметное взаимодействие, что отвечает
принципам государственной образовательной
политики Российской Федерации.

В становлении мотивации к двигательной
активности и развитию потребности в физическом
совершенствовании необходимо:

– повышать уровень осознанного выполнения
движений детьми; развивать потребность в
самостоятельной двигательной активности,
совместных движениях со сверстниками;
– поддерживать самостоятельность в организации
подвижных игр, спортивных упражнений и игр на
прогулке и в помещении, свободного использования
спортивного инвентаря и физкультурного
оборудования; поддерживать и поощрять
стремление детей помогать взрослому в
подготовке физкультурной среды группы,
спортивной площадки и зала к занятиям физической
культурой;
– воспитывать стремление организовывать
игры-соревнования, игры-эстафеты и участвовать в
них.

Важное значение на уроке имеет поэтапное
формирование умственных и двигательных
действий. Каждое занятие состоит из четырёх
частей:

1. Разминка. Включает в себя упражнения
и игры, способствующие активизации учащихся,
созданию непринуждённой, доброжелательной
атмосферы, повышению сплочённости, рассчитанные
на проверку сообразительности, быстроты реакции,
готовности памяти.

2. Основное содержание занятия.

Эта часть включает в себя:

  1. Завязка игры: определение цели игры,
    распределение ролей, установка правил и т.п.
  2. Развитие действия.
  3. Финал игры.

3. Рефлексия. Анализ занятия,
самооценка своих способностей, собственных
эмоций (что получилось, что не получилось и
почему).

4. Последействие. Снятие отрицательных
эмоций у ребят, потерпевших поражение в игре.

Временное распределение в данной схеме можно
считать достаточно условным. Учитель по своему
усмотрению и в зависимости от особенностей урока
продлевает или укорачивает те или иные этапы
урока, однако желательно, чтобы все
перечисленные качественные этапы урока
сохранялись. Всё это повышает познавательную
мотивацию обучающихся, воспитанников и обучает
навыкам успешного общения – умению слушать и
слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать
вопросы на понимание, повышает эффективность
усвоения учебного материала, формирует в
сознании последовательную логическую структуру
знаний, методов, понятий, применяемых в данном
предмете, воспитывает патриота и любовь к своей
Родине.

В основу понимания школьных игр П.Ф. Лесгафт
положил общеобразовательный принцип, исходя из
которого разработал методические требования.
Для современной школьной практики особенно
ценны следующие:

  • Обязательная постановка цели перед каждой
    игрой.
  • Постепенность в подборе игр и соответствие их
    развитию ребенка.
  • Обязательность выполнения правил и настойчивое
    введение детского самоуправления.
  • Систематичность влияния на детей с постепенным
    усложнением игр.

Планомерная работа по развитию детского
творчества разделена на 3 этапа. На каждом этапе
работа осуществляется с помощью специально
подобранных методов и приёмов:

Развитию подражательности способствует приём
развития имитации
«расскажи игру руками».
Приём может использоваться во второй части
занятия, заменяя общеразвивающие упражнения.

Художественное слово (заклички, считалки,
зазывалочки, сказки и т.д). Оно действует на детей
не только смысловым содержанием, но и внутренним
ритмом, мелодичностью, что значительно
увеличивает силу воздействия на фантазию и
воображение.

Приём образного рассказа. Он помогает
объяснить игру образно, лаконично, максимально
вразумительно, воздействуя тем самым на
фантазию, воображение детей.

Метод творческих заданий, который
обеспечивает развитие творчества при
составлении комбинаций физических упражнений
(например, в игре «совушка-сова» водящий отмечает
самую привлекательную необычную фигуру).

Повышается творческий потенциал ребёнка с
помощью использования в подвижных играх творческих
вопросов,
которые помогают ребёнку
представить и войти в воображаемую ситуацию
(например, что делают рыбы в море, когда видят
большую акулу?).

Музыкальное сопровождение, насыщает игру
яркостью, движения детей становятся более
выразительными, повышается психоэмоциональный.

Психогимнастические этюды. Не только
влияют на развитие творчества, но и помогают
довести организм до состояния физиологической
нормы (например, игра «сосулька» дети показывают,
как тает сосулька, в начале держат руки над
головой затем постепенно, опускают их вниз
медленно приседая).

Использование атрибутики, она создаёт
сюрпризность, неожиданность, уместные для начала
и в процессе всей игровой деятельности (костюмы,
игрушки, шапочки-маски).

Для придумывания подвижных игр используются материалы
знакомых художественных произведений или
эпизоды из жизни
. Для этого с детьми
проводиться предварительная работа, по
подробному рассматриванию художественного
произведения, для этого прибегаю к помощи
воспитателя.

Придумывание игр с помощью комбинирования
движений.
Предлагаю детям составить из
нескольких одну игру, выбирая различные её
элементы.

Привлекаю детей к составлению вариантов игр,
используя усложнение правил, ввожу новые
движения, добавляю новые ситуации, увеличиваю
количество ролей, меняю атрибуты.

Эмоционально окрашенная двигательная
активность, с помощью которой дети в
воображаемую ситуацию, через движения тела
учатся выражать свои эмоции и состояния искать
творческие композиции – это основное средство
формирования творчества через национальную
подвижную игру.

Результат изменений

Созданная система работы обеспечивает
повышение у воспитанников творческой
активности, способствует повышению показателей
творческого потенциала, и также способствует
физическому и коммуникативному развитию.



Меняются подходы к контролю и оценке
результатов обучения: сегодняшний результат –
это не только предметные знания, умения и навыки
у выпускников начальной школы, но и
сформированные общеучебные умения, навыки и
способы деятельности. Всё это является
составляющими образовательного процесса в
современной начальной школе.

Основным же результатом является развитие у
школьников представлений о нравственных идеалах
и ценностях, составляющих основу традиций
многонациональной культуры ЯНАО и России, в
целом.

Отмечена динамика повышения уровня:

  • детского творчества (игровые задания для детей)
    на высоком уровне от 25% (2010/2011уч.г.) до 65% (2011/2012
    уч.г.)
  • физического развития (диагностика
    разработанная по программе М.А. Васильевой): на
    высоком от 27% (2010/2011уч.г.) до 55% (2011/2012 уч.г.)
  • коммуникативного развития (методика для
    выявления уровня развития коммуникативной
    деятельности (модификация методики М.И. Лисиной):
    на высоком от 20% (2010/2011) до 35% (2011/2012 уч.г.)

Национальные подвижные игры снимают
напряжение, стрессы, развивает уверенность,
положительно влияют на мотивацию и
результативность в спорте школьников. Знание
личностных особенностей ребёнка и использование
в своей практике личностно ориентированных
технологий создают условия для индивидуального
развития ребенка, оказания своевременной и
дозированной помощи.

Затруднения в реализации

– Нехватка инвентаря для проведения
«Национальных подвижных игр»
– Нехватка методических пособий

Риски: технологическая неготовность
учителя, низкая мотивация учения обучающихся.




Следующий: