Начальный период обучения игры в баскетбол в школе


На личном опыте работы сначала в общеобразовательной школе, а последние
шесть лет в Преображенском кадетском корпусе в должности учителя по физической
культуре и педагога дополнительного образования по баскетболу мною была
разработана данная программа начального обучения игры в баскетбол.

Набор учащихся в кадетский корпус начинается с 5 класса. После
проведения тестирования в начале учебного года становится очевидным разность в
уровне физической подготовленности кадетов. В одном классе оказываются ребята,
имеющие совершенно разные уровни физической подготовленности. Обеспечение
дифференцированного подхода к учащимся с учетом их здоровья, физического
развития и двигательной подготовленности – является важнейшим требованием к
уроку. Выполнение этого невозможно без индивидуальных и индивидуально-групповых
форм обучения.

На первых уроках становится видно, что многие ребята не умеют общаться и
взаимодействовать друг с другом.
И решить эти проблемы, на мой взгляд,
успешно помогает обучение спортивным играм и в частности баскетболу.

Баскетбол является прекрасным средством развития физических качеств у
подростков, формирования их осанки, укрепления здоровья.
Усложненные условия
деятельности и эмоциональной подъем позволяют легче мобилизовать имеющиеся
резервы двигательного аппарата.

В баскетболе постоянно изменяется игровая ситуация. Основной формой
деятельности мозга в этих условиях является не отработка стандартных навыков, а
творческая деятельность – мгновенная оценка ситуации, решение тактической
задачи, выбор ответных действий. Игрок, находящийся на площадке, должен
оценивать расположение игроков своей команды и соперника, анализировать
особенности возникающих комбинаций, предвидеть направление мяча и т.д.

Быстрота и объем зрительного восприятия, скорость переработки информации,
развитое оперативное мышление, хорошая кратковременная память, устойчивость
внимания – все эти качества успешно развиваются под влиянием занятий спортивными
играми и в частности баскетболом.

Уроки по баскетболу проходят в спортивном зале 18х9м. В зале установлено 6
щитов с кольцами: 2 игровых и 4 тренировочных.

Количество учащихся в классе 20 – 24 кадета.

Для организации учебного процесса в зале были сделаны разметки для игры в
мини-баскетболе (диаметр игрового круга – 2,6м, расстояние до штрафного кольца –
3,2м и дугой радиусом – 1,3м), волейбол, а так же дополнительные разметки для
обучения броскам в баскетболе и передвижений.

Планирование и контроль

При разработке тематического планирования за основу была взята комплексная
программа физического воспитания под редакцией доктора пед. наук В.И. Ляха
(2005г.)



На освоение материала по предмету «физическая культура» в нашем кадетском
корпусе отводится 102 часа в учебном году. Из них 27 часов я отвожу разделу –
баскетбол: 15 часов – I четверть, 12 часов – IV четверть.

5 класс.

I. четверть.



Задачи:



  • Обучить стойке баскетболиста и передвижению в стойке без мяча;
  • Учить ведению мяча на месте и в движении «змейкой»;
  • Учить приемам и передачам мяча двумя от груди;
  • Учить бросать двумя от груди и броскам после ведения и остановки
    прыжком;
  • Развивать скоростные качества и ловкость.

Поурочное планирование:

  1. Рассказать и разучить стойку баскетболиста. Провести беговые
    упражнения с передвижениями спиной, боком, прямо в стойке баскетболиста.
    Показать и учить ведению мяча на месте с элементами переводов мяча и
    жонглированием (в две шеренги напротив). Учить приему и передаче мяча двумя
    от груди в парах на месте; то же после ведения с забеганием. Провести
    эстафету с ведением мяча в колоннах (передача под ногами).
  2. Совершенствуя передвижения в стойке провести беговые упражнения,
    провести единоборство в парах с осаливанием колен, стоп соперника.

    Повторить передачи мяча в парах с ведением и забеганием (с мячом: второй на
    месте выполняет упражнения по заданию; без мяча: второй на месте выполняет
    переводы и жонглирование). Провести передачи мяча в тройках (2х1) на встречу
    с забеганием на быстроту выполнения кол-ва раз. Провести подвижную игру
    «Передал – садись» с ведением.
  3. Провести беговые упражнения. Учить остановке в два шага; прыжком.
    Провести передачи мяча после ведения с выполнением заданий (маятник, ведение
    правым, левым боком, касания линий, остановка прыжком) во встречных
    колоннах. Провести эстафету с ведением и переводами мяча у стойки
    («восьмерка»)под ногами в колоннах.
  4. Провести беговые упражнения с выполнением остановок в 2 шага и
    прыжком.
    Учить стойке защитника спиной вперед приставным шагом в
    движении «змейкой». Совершенствовать ведение мяча на месте с переводами
    (игра «Зеркало» — повтори за мной).Учить ведению мяча в движении дальней
    рукой от стойки при выполнении «змейки» в колоннах (2 – 3 мяча) Провести
    подвижную игру: «Передал – садись» с ведением «змейкой».
  5. Провести беговые упражнения с выполнением: остановок прыжком,
    передвижения в стойке защитника «змейкой». Повторить единоборство в парах с
    осаливанием колен, стоп соперника. Провести передачи мяча после ведения (с
    переводами: маятник, восьмерка, вращение после остановки в 2 шага, ведение
    челноком) во встречных колоннах. Разучить и провести игру: «Мяч своему» по
    времени на количество передач (в 3 команды).
  6. Провести беговые упражнения; передвижения в упорах «Тараканчики» и в
    парах.
    Совершенствовать передачи после ведения во встречных колоннах
    (урок № 5). Провести передачи мяча в тройках с забеганием на свободное
    место, по треугольнику. Учить броску с короткой дистанции двумя от груди в
    колоннах с подбором и забеганием в свою. Провести тоже в форме эстафеты на 2
    кольца (по две колонны).
  7. Провести беговые упражнения с выполнением передвижений в стойке
    баскетболиста; защитника, с ускорениями.
    Совершенствуя технику ведения
    мяча в движении вокруг стоек дальней рукой «змейкой», провести контрольный
    зачет. Учить броскам двумя от груди с короткой дистанции от щита сбоку в
    колоннах с забеганием в другую. Провести игру: «Мяч капитану» с ограничением
    в ведении.
  8. Провести беговые упражнения с ведением и передачей мяча в 4 колоннах
    по «восьмерке» с забеганием.
    Совершенствовать передачи мяча во встречных
    колоннах (по 2) с забеганием, то же в 4 колоннах с передачей по диагонали и
    забеганием в колонну напротив. (Приложение № 3 схема №
    1, 2.) Совершенствовать броски двумя от груди от щита с боку на 3 щитах
    с передачей в свою и забеганием в другую группу.
  9. Провести беговые упражнения с выполнением: остановок прыжком,
    передвижений «змейкой» в стойке защитника. Совершенствовать передачи после
    ведения во встречных колоннах: по уроку № 5; после остановки прыжком.
    Совершенствуя передачи на месте во встречных колоннах (2х1)с забеганием,
    провести контрольный зачет. Провести игру «Мяч своему».
  10. Провести беговые упражнения с ведением и передачей мяча по
    «восьмерке» с забеганием.
    Провести передвижения в упорах в парах с
    отжиманиями. Совершенствовать броски двумя от груди от щита с боку на 3-х
    щитах с забеганием (урок № 8). То же в форме соревнований на количество
    бросков. Учить броскам двумя от груди от щита после ведения и остановки
    прыжком (в колоннах по 3 мяча; с заданием на возвращении) справа и слева от
    щита.
  11. Провести беговые упражнения по уроку № 9. Совершенствовать ведение с
    переводами
    (под ногой; по «восьмёрке»; с изменением высоты отскока
    перекладывая кубики) и передач мяча во встречных колоннах. Совершенствовать
    броски двумя от груди от щита после ведения «змейкой» и остановки прыжком в
    колоннах. Провести контрольный зачет по броскам двумя от груди от щита с
    короткой дистанции.
  12. Провести беговые упражнения с ведением и передачей мяча по
    «восьмерке».
    Совершенствовать броски двумя от щита после ведения и
    остановки прыжком в колоннах на подборе справа и слева от щита.
    (Приложение № 3, схема № 12) Тоже в форме
    соревнований по броскам за 3 минуты справа, слева от щита. Провести
    передвижения в упорах в парах с отжиманиями через 3 шага.
  13. Провести беговые упражнения с передвижениями в баскетбольной стойке.
    Совершенствовать броски двумя от груди с места в 2 колонны с подбором в
    свою и передачей в другую (3 мяча; по краям штрафной линии мини-баскетбола).
    Совершенствовать броски после ведения и остановки прыжком.(см урок № 12)
    Провести игру по мини-баскетболу с ограничением при ведении мяча.
  14. Провести беговые упражнения с ускорениями в парах лицом, спиной в
    стойке защитника.
    Совершенствовать броски после ведения и остановки
    прыжком, провести контрольный зачет. Совершенствуя передачи мяча провести
    игру «Не давай мяч водящему» (3х1 или 4х1-2). Совершенствовать ведение с
    переводами (урок № 11) и передач мяча во встречных колоннах.
  15. Провести беговые упражнения с ведением и передачей мяча по
    «восьмерке» в колоннах.
    Совершенствовать броски двумя от груди с места в
    2 колонны по уроку № 13. Провести игру по мини-баскетболу с ограничениями
    при ведении мяча.

Контрольные упражнения. (мяч № 5)

  1. Ведение мяча в движении «змейкой» вокруг стоек со сменой рук(определение
    визуальное).
  2. Броски двумя от груди от щита сбоку с расстояния 2-х метров (1 позиция).
    6 попыток (3 + 3): 3 попадания — 5 бал; 2 попадания — 46.; 1 попадание — 3
    б.
  3. Прием и передача мяча двумя от груди во встречных колоннах с забеганием
    (определение визуальное).
  4. Броски двумя от груди от щита после ведения и остановки прыжком (в 2
    шага) из 5 попыток. 3 попадания — 5 6.; 2 попадания — 46.; 1 — 0 попаданий -
    3 6.

IV. четверть.

Задачи:

  • Совершенствовать передвижения в стойке баскетболиста, в стойке
    защитника;
  • Совершенствовать ведение мяча с изменением направлений движения, высоты
    отскока и переводом в другую руку, а так же передача одной от плеча;
  • Учить ведению мяча с выполнением повотов – разворотов через спину и
    переводом в другую руку;
  • Продолжить обучение броскам в движении после ведения в 2 шага;
    продолжить обучение технике штрафного броска одной от плеча;
  • Учить броскам одной от плеча от щита сбоку с короткой дистанции;
  • Учить броску одной от плеча в движении в 2 шага с 1 ведением сбоку от
    щита;
  • Развивать скоростные качества и ловкость.

Поурочное планирование:

  1. Беговые упражнения. Перемещения в стойке баскетболиста, в стойке
    защитника (змейкой). Совершенствовать ведение мяча с изменением высоты
    отскока и передача после остановки, в движении в 2 шага, во встречных
    колоннах. Эстафета с ведением в колоннах. (У стойки – «восьмерка»). Обучение
    броскам одной от плеча от щита по тройкам; броскам в колоннах с забеганием.
    (Эстафета).
  2. Беговые упражнения. Перемещение в стойке защитника (змейкой).
    Совершенствовать ведение и передачи в колоннах по «восьмерке». Закреплять
    броски одной от плеча по тройкам (и в виде эстафеты). Обучение броскам в
    движении после ведения в 2 шага (и в виде эстафеты).
  3. Беговые упражнения. Совершенствование бросков в движении с
    подбором в две колонны. Учебно-тренировочная игра с ограничением ведения (до
    3).
  4. Беговые упражнения. Осаливание ног (колен, стоп) в парах (в
    стойке баскетболиста). Совершенствование ведения мяча змейкой (с обводом
    стоек) в колоннах. То же в виде эстафеты и передачей мяча под ногами.
    Закрепление бросков в движении после ведения (с отметки 1 у щита до ошибки).
    Тоже в виде эстафеты.
  5. Беговые упражнения. Ведение и передача мяча в колоннах по
    «восьмерке». Совершенствовать броски одной от плеча в двух колоннах с
    забеганием и передачей после подбора в соседнюю. То же в виде эстафеты.
    Совершенствование бросков в движении после обводки стоек «змейкой». То же в
    виде стоек.
  6. Беговые упражнения. Совершенствование бросков в движении с
    подбором в две колонны. Учебно-тренировочная игра с ограничением ведения: до
    3 ведений, после ведения не бросать.
  7. Беговые упражнения. Передвижения в стойке защитника змейкой.
    Обучение ведению приставным шагом с выполнением повота по коридору змейкой в
    двух колоннах. Эстафета с ведением и перестановкой предметов (изменение
    высоты отскока в колоннах. Совершенствовать броски одной от плеча по тройкам
    (один на подборе).
  8. Беговые упражнения. Ведение приставным шагом с повотами по
    коридору в две колонны. Передачи мяча по тройкам с забеганием одной от плеча
    (два, один напротив). Передачи по тройкам двух мячей (по треугольнику).
    Совершенствование бросков в движении после ведения змейкой (обводки стоек).
    Броски с места одной от плеча от щита(зачет) (6-3-2-1)
  9. Беговые упражнения. Совершенствование бросков в движении с
    подбором в две колонны. Учебно-тренировочная игра по заданию: бросок после 5
    передач и не более 3-х ведений.
  10. Беговые упражнения. Совершенствовать ведение и передачу мяча во
    встречных колоннах с изменением: высоты отскока, ведение приставным шагом,
    «гусиным» шагом. Совершенствовать передачи во встречных колоннах с
    забеганием во встречную. То же, но в 4 колоннах (2 на 2) с забеганием в
    боковую. Броски в движении после ведения (зачет).
  11. Беговые упражнения. Совершенствовать ведение приставным шагом с
    повотами в коридоре в две колонны. Совершенствовать броски в движении после
    ведения с выполнением 2-х повотов у стоек. Учебно-тренировочная игра в
    мини-баскетбол.
  12. Беговые упражнения. Совершенствовать броски одной от плеча в две
    колонны с передачей и забеганием в соседнюю.Учебно-тренировочная игра по
    правилам баскетбола.

Контрольные упражнения. (мяч № 5)

  1. Ведение мяча змейкой в шаге с выполнением пивотов — разворотов через
    спину и перевода мяча в другую руку — определяется визуально.
  2. Прием и передача мяча в движении после ведения двумя от груди во
    встречных колоннах с забеганием (определение визуальное).
  3. Броски одной от плеча от щита сбоку из 6 попыток (3 + 3): 3 попадания -
    5 б.; 2 попадания – 4б.; 1 попадание — 3 б.
  4. Бросок в движении после одного ведения в шаге из 5 попыток: 3 попадания
    - 5 б.; 2 попадания — 4 б., 1 попадание — 3 б. (техника выполнения броска в
    2 шага обязательна).

Приложения:

  1. Приложение (Упражнения для обучения техническим
    приемам игры.)
  2. Приложение (Подвижные игры с элементами баскетбола.)



Следующий: