Начальный этап спортивно-ориентированного физического воспитания в начальной школе

Наша школа носит звание «Школа, содействующая здоровью,
серебряного уровня». С 1997 года у нас работает оздоровительный центр,
а в 2005 году мы приняли участие в инновационном проекте
«Грант-Регион-Татарстан». Параллельно с этим в школе начался
эксперимент по «Программе для учащихся начальной школы со
спортивно-ориентированной и оздоровительной направленностью процесса
физического воспитания».

Набор в класс проходил на основании заявлений родителей и не
имел своей целью достижение детьми высоких спортивных результатов.
Контингент учащихся подобрался разнородный, некоторые дети имели
достаточно выраженные недостатки в психическом и физическом развитии,
что существенно усложняет работу.

Уроки физической культуры проводились по 3 часа в неделю, а
учебно-тренировочные занятия 6 часов в неделю перед уроками (т.к. школа
учится с 9.00). Уроки проводились учителем физической культуры, а
учебно-тренировочные занятия, как учителем физической культуры, так и
тренерами-преподавателями спортивных школ по видам спорта: баскетболу,
настольному теннису, каратэ, бадминтону, шахматам.

Таким образом, занятия строились по специально организованной
программе на основе концепции спортивно-ориентированного физического
воспитания, разработанной Л.И. Лубышевой и В.К. Бальсевичем

Содержательная сторона программы представляет собой
интегрированный комплекс обязательного минимума содержания образования
по физической культуре и адаптированный учебный материал для
детско-юношеских спортивных школ по видам спорта.

Цель программы

Cовершенствование процесса здоровьесбережения в начальной
школе через развитие познавательного и деятельного компонентов
физической культуры личности учащегося.

Задачи программы:

  1. Создание благоприятных условий для укрепления здоровья
    школьников.
  2. Привитие устойчивого интереса к потребности в регулярных
    занятиях физической культурой и спортом.
  3. Повышения уровней развития познавательного и деятельного
    компонентов физической культуры личности ребенка на основе формирования
    навыков здорового образа жизни и в условиях спортивно-оздоровительной
    направленности этого процесса.
  4. Укрепление материально-технической базы школы для занятий
    физической культурой и спортом.
Ожидаемые результаты и основные средства их достижения
Ожидаемые результаты Основные средства
достижения ожидаемых результатов
1. Снижение уровня заболеваемости
детей
- проведение занятий на свежем
воздухе (зарядка, легкая атлетика, лыжи, разминка для внеурочных
занятий);
2. Рост уровня физического
развития
- обеспечение оптимальности
нагрузок на уроках физической культуры и во
внеклассной работе в соответствии с возрастными нормами и
индивидуальными особенностями детей;
3. Повышение функциональных
возможностей организма учащихся
- применение на уроках физической
культуры и во внеклассных занятиях
упражнений на развитие дыхательной, сердечно-сосудистой и нервной
систем;
4. Улучшение физической
подготовленности на основе развития основных физических
качеств
- приоритетная направленность
развития гибкости, ловкости, быстроты,
координации движений (баскетбол, каратэ, настольный теннис, бадминтон);
5. Повышение уровня знаний учащихся
по вопросам здоровьесбережения и физической культуры личности
- беседы, методические занятия,
«Уроки здоровья», применение в
учебном процессе учебника по физической культуре для учащихся начальных
классов «Веселая физкультура» (Е. Н. Литвинов, Г. И. Погадаев, Т. Ю.
Торочкова, Р. Я. Шитова).
6. Рост уровня умений в сфере
физической культуры и переход их в устойчивые навыки
- тренировочная направленность
внеурочных занятий по физической культуре;
7. Повышение уровня активности и
самостоятельности детей в деятельности по сохранению и укреплению
своего здоровья
- комплексы домашних заданий и
вовлечение детей в поиск, разработку и организацию внеклассных
мероприятий;
8. Повышение заинтересованности
родителей в деле сохранения и укрепления здоровья детей и их содействие
школе в этом процессе
- проведение родительских собраний
и внеклассных мероприятий с
родителями, привлечение их к совершенствованию физкультурной
материально-технической базы класса.

Для повышения функциональных возможностей организма учащихся
проводились упражнения на развитие дыхательной, сердечно-сосудистой и
нервной системы.

На занятиях основная направленность была на развитие таких
физических качеств как гибкость, ловкость, быстрота и
координация движений. Во время учебного года с детьми проводились
беседы по вопросам здоровьесбережения. Также учащиеся
использовали учебники по физической культуре для начальной школы под
редакцией Е.Н. Литвинова, Г.И. Погадаева, Т.Ю. Торочковой,
Р.Я. Шитовой. Большая работа осуществлялась классным руководителем по
организации второго питания, проведению «пальчиковой» и «точечной»
гимнастики и отслеживанию посещений спортивных занятий учащимися
класса. На родительских собраниях решались текущие вопросы, перспективы
развития и работы класса; раздавались комплексы упражнений, которые
родители вместе с учащимися должны выполнять, как домашнее задание.

В первом классе родителям предлагалось заполнить
анкету, чтобы иметь представление о семье ребенка. Данные
анкетирования показали, что 52% родителей в прошлом занимались спортом,
а в настоящее время поддерживают свое здоровье с помощью зарядки, ЛФК,
плавания, диеты. Основную роль в оздоровительной работе
родители на первое место ставят себя, на второе – самих школьников, на
третье – медицинских работников, на четвертое – учителей (48%, 24%,
20%, 8%). Следовательно, они понимают всю ответственность за здоровье
ребенка. Позже проводилось анкетирование для детей, из него
мы узнали, что 57% учащихся свободное время
проводят активно, идут гулять, но были и такие которые предпочитали
поваляться на диване или посидеть возле компьютера 43%.

Спустя три года можно подвести некоторые итоги: дети
экспериментального класса стали меньше болеть,
и время болезни сократилось – с 11, 9 до 6,8 дней в год. Для сравнения
в контрольном классе с 11,7 до 9,8 дней в год.

Таблица 1

Сравнительная таблица пропусков уроков по болезни
ЭК КК
1 класс 11,9 11,7
3 класс 6,8 9,8

Дети научились:

  • замерять ЧСС;
  • оказывать первую помощь при
    ушибах, растяжениях и переломах;
  • определять, какой мяч
    принадлежит конкретному виду спорта;
  • самостоятельно делиться на
    команды;
  • определять название линий
    разметки в спортивном зале;
  • самостоятельно проводить
    разминку в соответствии с задачами урока;
  • правильно подбирать спортивную
    форму;
  • соблюдать правила личной
    гигиены.

Родители отметили, что дети:

  • стали организованней, так как
    занимаются еще в кружках по интересам;
  • уделяют внимание личной
    гигиене;
  • следят за спортивной формой.

Сейчас дети закончили третий класс. В этом году ребята
заполняли тест по предпочитаемым видам спорта, где им были предложены
11 видов, которыми они занимались в течение двух лет. Результаты
получились следующие. Больше баллов набрали циклические виды: плавание
164, коньки 150, лыжи 146, бег 120, меньшее предпочтение дети отдают
спортивным играм: баскетбол 110 баллов, футбол 92, пионербол 88. Меньше
всего они хотят заниматься шахматами.

В конце
учебного года руководитель Оздоровительного центра нашей школы дала
оценку состояния здоровья учащихся этого класса за период с 2005-2008
года. Позитивное влияние спортивно-оздоровительной направленности
физического воспитания проявилось в улучшении состояния здоровья детей.

Таблица 2
Оценка состояния здоровья учащихся экспериментального 3б
класса за период с2005 – 2008 года (1 – 3 кл.)
Основные патологии 1
класс
2 класс 3 класс
Кол-
во
Улуч-
ше-
ние
Ста-
би-
льно
Ухуд-
ше-
ние
Кол-
во
Улуч-
ше-
ние
Ста-
би-
льно
Ухуд-
ше-
ние
Кол-
во
Улуч-
ше-
ние
Ста-
би-
льно
Ухуд-
ше-
ние
Лор-
патология
5 1 - - 5 2 1 - 5 2 2 -
Ортопедия 17 4 2 - 16 5 3 - 16 5 5 -
Невро-
патология
6 - - - 6 - 1 - 6 2 1 -
Зрение 2 - - - 2 - - - 2 1 - -
Хронические заболевания 8 - - - 8 1 1 - 8 2 3 -
ЖКТ 4 - - - 4 1 1 - 4 2 2 -
Сердечно-
сосудистые заболевания
3 - - - 3 - 1 - 3 1 1 -
ЧБД 9 2 - - 9 2 2 - 9 4 3 -

Практически у всех детей в доме появился новый спортивный
инвентарь – это скакалки, мячи футбольный, баскетбольный и
волейбольный, коньки хоккейные и роликовые, хороший комплект лыж,
скейтборд, шахматы. Весь этот инвентарь они используют вместе с
родителями. Этих детей мы часто видим на катке, на лыжне, летом они
находились на спортивной площадке, играли в настольный теннис,
бадминтон, особенно любили подвижные игры и игры с мячом.

Таблица 3.
Сравнительный анализ прироста показателей физической подготовленности детей 1-2 классов (ЭК – экспериментальный
класс, КК – контрольный класс)
Контрольные нормативы ЭК КК
Сентябрь 2005
г.
Май 2007 г. Прирост Сентябрь 2005
г.
Май 2007 г. Прирост
Бег 30 м, с 7.8 6,7 1,1 7,5 6,6 0,9
Челночный бег, 3×10 м, с 11,1 9,55 1,6 10,4 9,62 0,8
Прыжок в длину с места, см 106 140 34 120 146 26
Бег 1000 м, мин, с 9.09 5,59 3.19 7.41 6,08 1.33

В заключении отмечу, что в отличие от ранее разработанных и ныне
действующих программ по физической культуре данная учебная программа
характеризуется:

  • вооружением учащихся специальными знаниями по следующим
    видам спорта: базовая часть — гимнастика, легкая атлетика, лыжная
    подготовка, плавание, подвижные игры; вариативная часть — настольный
    теннис, баскетбол, каратэ, бадминтон, шахматы;
  • углубленным овладением школьниками физическими упражнениями,
    ориентированными на использование в самостоятельных формах организации
    физической культуры;
  • интенсификацией физической подготовки школьников средствами
    изучаемых видов спорта, как из базовой части программы, так и
    вариативной, причем достигается не за счет увеличения объема и
    интенсивности нагрузки на занятиях, а за счет включения детей в
    каждодневные занятия физической культурой и спортом;
  • расширением фонда двигательных умений и навыков
    занимающихся, благодаря технической подготовке по вышеуказанным видам
    спорта;
  • сохранение и укрепление здоровья детей на основе строго
    индивидуализированной нагрузки, при использовании средств вариативной
    части программы в сочетании с рекомендациями врача о допуске к
    учебно-тренировочным занятиям.

Таким образом, в результате предварительной
подготовки и диагностики динамики развития физических качеств и
двигательных навыков учащихся на этапе 1-2 классов, общая
направленность физического воспитания в 3-4 классах состоит в их
ориентировке на тот или иной вид спортивной деятельности, согласно их
функциональной и двигательной предрасположенности. Итогом программы
должна быть «стыковка» с концепцией научно-методического проекта «Наш
спорт – мое здоровье», осуществляемого под руководством профессора,
д.п.н. Л.И.Лубышевой и профессора, д.б.н. В.К.Бальсевича.

Следующий: