Начальное обучение младших школьников основам спортивного ориентирования

Умение ориентироваться на местности является
необходимым для людей многих профессий и
желательным для всех остальных. В ряде случаев
такое умение способствует сохранению жизни
человека. В нашей республике отсутствует
развитая сеть автомобильных дорог, тайга
находится в непосредственной близости от
населенных пунктов, поэтому умение находить
дорогу домой, умение правильно вести себя в лесу
достаточно актуально для школьников Якутии.
Кроме того, занятия спортивным ориентированием
содействуют умственному и физическому развитию,
укреплению здоровья, помогают познавать и
понимать природу.

Занятия по спортивному ориентированию я
начинаю проводить с учениками 3-4 классов. Занятия
ведутся со всем классом и, по договоренности с
учителями начальных классов, включаются в
расписание уроков.

Конечно, самыми интересными для детей являются
занятия в лесу. Но, в условиях сурового климата
Якутии, во время учебного года, такие занятия
возможны только в течении сентября и мая месяца.
В остальное же учебное время занятия проходят в
закрытом помещении: в классе или в спортзале. При
проведении этих занятий, я, как педагог, ставлю
себе задачу научить детей читать и понимать
карту, работать с компасом, выбирать путь
достижения КП, а, кроме того, сохранить интерес к
занятиям спортивным ориентированием.

Обычно на первом занятии я раздаю учащимся
карты-схемы нашего микрорайона и прошу найти
здание школы и обозначить место входа в школу.
Как правило, с этим заданием ученики 3-4 классов
справляются легко, с удовольствием помогая тем, у
кого возникают затруднения. Следующее задание:
найти на этой же схеме здание общественного
центра микрорайона. Здания школы и общественного
центра отличаются по форме от жилых домов,
поэтому найти их на схеме достаточно легко.
Третье задание, наиболее трудное, — найти свой дом
и нарисовать путь в школу. Дети выполняют это
задание с большим интересом. После этого я
рассказываю, что такое спортивное
ориентирование, для чего нужно уметь
ориентироваться и читать карту, а схемы
микрорайона дети забирают домой.

На следующем занятии мы начинаем знакомиться с
условными знаками спортивных карт. Основные
знаки с объяснением мы зарисовываем в тетради, а
для дальнейшего изучения, я использую рисунки
< рисунок 1>. Изображения героев мультфильмов,
выполненные с помощью условных знаков, делают
процесс изучения условных знаков интересным.
Дети получают задание найти на рисунках знакомые
условные знаки или новые, незнакомые. Дома дети
должны нарисовать в тетради свой рисунок,
используя условные знаки.

рис.1

В своей работе с новичками в ориентировании, не
раз сталкивалась с ситуацией, когда дети искали
контрольные пункты совсем не там, где они были
нарисованы на карте. То есть плохо читали или не
понимали карту. Поэтому на теоретических
занятиях стараюсь добиться образного восприятия
условных знаков через проговаривание описания
местности. Эту работу мы проводим с помощью
карточек < рисунок 2>, на которых изображены
фрагменты карты с КП. Ученики должны объяснить
словами, где стоит КП. Работаем сначала все
вместе, потом в парах. Или другой вариант задания
– найти КП по описанию. По этим же карточкам
можно давать задание на выбор пути.

Наиболее сложным является чтение рельефа.
После объяснения понятия горизонталь, которое
провожу с помощью разборной модели горы из
кабинета географии, провожу упражнения: найти на
карте КП на горках, в ямках, на склонах и т.д. Какой
КП выше. Заштрихуйте полосы между горизонталями
одинаковой высоты одинаковым цветом. Это
задание, в зависимости от сложности рельефа,
можно давать и старшим школьникам.

На занятиях часто использую карты с большим
количеством КП. С помощью таких карт можно
тренировать внимание с помощью заданий: найти КП
с заданным номером кто быстрее, или найти КП от №1
до №35 по порядку. С помощью таких карт можно
давать задания на словесное описание места
расположения КП, на выбор пути, проводить
топографический диктант, отрабатывать навык
взятия азимута. С такими картами можно
тренироваться в оптимальном выборе КП, если
задано место старта и количество необходимых КП
обычно 4-5. Это умение пригодится в соревнованиях
по выбору. Карты использую при работе с классом, в
парах, за партами или на бегу.

Не имея возможности выходить зимой на
местность из-за низких температур, проводим
соревнования в школе, на которых тренируем
память, чтение карты, отметку в карточке
участника. Карты реальной местности с дистанцией
вывешиваются на старте, а фрагменты карт с
карандашами для отметки развешиваются по школе.
Необходимо найти те фрагменты, которые
соответствуют точкам КП и отметить их по порядку
в карточке участника. Фрагменты карт можно
заменить словесным описанием.

Во второй половине апреля, когда на улице
становиться достаточно тепло, а в лесу еще сыро,
мы начинаем тренировки, используя карты
микрорайона. На территории микрорайона я
развешиваю КП размером 5х5 см, без номеров, но
имеющие буквенный пароль. Средства отметки не
используются. В свои карточки ребята записывают
букву своим карандашом. На карту могут быть
нанесены не все КП, о чем я предупреждаю
участников. За неверно отмеченный КП полагается
штраф. Это заставляет ребят лучше читать карту.
Автомобильное движение внутри микрорайона
отсутствует, поэтому такой вид тренировок для 3-4-
классников полностью безопасен, и ребятам очень
нравится.

В мае месяце мы выходим на тренировки в лес.
Участок местности, используемый для тренировок,
имеет хорошие ограничители, небольшой по
размерам, поэтому безопасен для детей. На первых
тренировках дети ищут КП группами по 3-4 человека,
чтобы приобрести уверенность. Обычно такие
тренировки сопровождаются множеством открытий,
встреч с белками, зайцами, бурундуками. Дети
ощущают свою самостоятельность, перестают
бояться леса. Прошедшие годовой курс обучения 3-4
классники, по желанию, уже в мае могут принять
участие в городских массовых соревнованиях. А
для всех учеников начальной школы, совместно с
учителями начальных классов, проводится
интегрированное занятие по ОБЖ и ориентированию,
одним из этапов которого, является поиск КП
командами, включающими в свой состав и прошедших
обучение 3-4 классников и 1-2 классников, которые
обучение не проходили. Такие соревнования
воспитывают у старших ребят чувство
ответственности за малышей. Впечатления о таком
приключении на долго сохраняются в памяти детей.

В 5-м классе, желающие приходят заниматься
ориентированием во внеурочное время.

Следующий: