Наблюдения за изменениями высоты Солнца. 6-й класс


Цель:

дать обучающимся сведения об изменении высоты Солнца над горизонтом
в течение дня и в разное время года.

Задачи:

  • Образовательные: р

асширить и уточнить представления детей о сутках,
временах года; объяснить причины смены суток, времён года. Показать
зависимость света и тепла на Земле от высоты Солнца.

  • Коррекционно-развивающие:

  • способствовать развитию устной и
    письменной речи, памяти, внимания, запоминанию; учить устанавливать причинно-следственные
    связи, формулировать простейшие умозаключения и выводы из представленной
    информации.

  • Воспитательные:
  • формировать умение работать в группе, самостоятельно
    и активно, давать индивидуальную и коллективную оценку выполненной работе;
    продолжить формировать интерес к урокам географии. Продолжать работу по
    организации здоровьесберегающей среды в коллективе.

    Тип урока:

    Урок сообщения новых знаний

    Оборудование и материалы:

    Рисунки: Положение Солнца
    на небе в разное время суток; Смена дня и ночи. Глобус, лампа. Иллюстрации
    времен года, индивидуальные карточки с текстовым заданием, компьютер, проектор.



    Ход урока

    1. Организационный момент, мотивация и целепологание

    Проверка готовности к уроку, психологический настрой.

    – Ребята, вы хотите узнать, о чем мы сегодня будем разговаривать?
    – Тогда надо отгадать загадку.

    Один костер
    Весь мир согревает.

    (Учитель вывешивает на доску иллюстрацию.)

    – Давайте вспомним, какое правило спряталось в этом слове?
    – Подберите проверочное слово.
    – Подберите к предмету на картинке слова, обозначающие его признаки.
    Солнце (какое?) – круглое, желтое.
    – Подберите слова, обозначающие его действия. Солнце (что
    делает
    ?) – светит, греет.
    – Составьте предложение.
    – От чего на Земле зависит жизнь, свет и тепло?
    – Вся жизнь на Земле связана с Солнцем.

    (Учитель вывешивает опору, учащиеся читают: Запомни! На Земле свет
    и тепло зависят от Солнца
    ).



    – Сегодня на уроке мы постараемся ответить на вопрос: почему свет и тепло на
    Земле зависят от Солнца?
    – Так мы подошли к теме сегодняшнего урока.

    «Наблюдения за изменениями высоты Солнца».

    (Учащиеся записывают тему в тетрадь, учитель обращает внимание на
    правописание орфограмм).

    – Задача нашего урока:

    понаблюдать, как изменяется высота Солнца в разное
    время суток и в разное время года, и ответить на вопрос: почему свет и тепло на
    Земле зависят от Солнца?

    2. Актуализация знаний и чувственного опыта, подготовка к изучению нового
    материала

    – Эта тема не новая. В начальной школе, на уроках живого мира, вы уже открыли
    первоначальные знания о «Солнце», о «сутках», о «временах года». Давайте
    вспомним изученное.
    – Какие части суток вы знаете? Сколько в сутках часов? Что такое сутки?



    (Учащиеся читают на доске запись. Сутки – период вращения Земли вокруг своей
    оси =24 часа.)

    – Почему день сменяется ночью?
    – Земля обращается вокруг собственной оси, поворачиваясь к Солнцу то одной, то
    другой стороной. Так происходит смена дня и ночи. Значит права пословица “День и
    ночь – сутки прочь”
    – Объясните высказывание: Солнце днем работает, а ночью берет отдых.
    – Это высказывание родилось у наших предков давным-давно. Тогда люди
    представляли себе, что Солнце поднимается утром на небо, чтобы освещать и
    обогревать Землю, а на ночь, сойдя с неба, гаснет до утра, т.е. отдыхает как
    люди и звери.

    3. Усвоение исходных данных

    – Понаблюдаем, как меняется высота Солнца над горизонтом в разное время дня.
    – Рассмотрите рисунок и объясните, как меняет Солнце свою высоту в течение
    суток. (Учащиеся зарисовывают схему в тетрадь).
    – Почему люди с радостью встречают восход, а после трудового дня радуются закату
    солнца и приходу ночи?

    Вывод подводит учитель.

    Какие новые знания мы открыли?

    (Учащиеся делают вывод: Солнце меняет высоту в течение суток). Записывают
    вывод в тетрадь.

    Минута отдыха (Игра «День, ночь»).

    – Ребята, подумайте, а ещё от чего зависит наша жизнь, наша деятельность,
    наша одежда, жизнь растений, животных, птиц?
    – Какие времена года вы знаете?

    (Открываются иллюстрации, над каждой иллюстрацией обозначен цвет: весна –
    зелёный цвет; лето – красный цвет; зима – голубой цвет; осень – жёлтый цвет).

    – Ребята, как вы думаете, почему я использовала эти цвета?
    – Да ребята, на смену зимы приходит весна-природа пробуждается, зеленеет. На
    смену весне приходит лето – всё живое растёт, размножается, плодоносит. На смену
    лета приходит осень – всё желтеет, начинается сбор овощей, плодов, пора
    готовиться к зиме, а потом наступает зима. Всё замирает, впадает в долгий сон.
    – А какое время года сейчас?
    – Как думаете, всегда ли будет осень? Почему так думаете?
    – Ребята, а вы не задумывались ли над тем, почему происходит смена времён года?
    – Оказывается, кроме того, что наша Земля вращается вокруг своей оси, делая
    оборот за сутки, одновременно она движется и вокруг Солнца. То время, за которое
    планета совершает полный оборот вокруг Солнца, называется годом (Вывешиваю:
    ГОД =365 суток
    ).
    – Что же, ребята, получается? Проведём исследование.

    (Вожу глобус вокруг лампы. Земля обращается то одной стороной – Северным
    полушарием (у нас лето), то другой стороной – Южным полушарием (у нас зима), а
    между ними осень и весна. В течение года высота Солнца тоже меняется.

    Класс делится на группы. Учитель дает задание, подводящие учеников к
    воспроизведению и осмыслению изучаемого материала. Каждая группа работает с
    текстом учебника, определяет высоту Солнца, количество тепла, продолжительность
    дня и ночи в определенное время года. 1группа – лето, 2 группа – осень, 3 группа
    – зима. Работают с учебником. После установленного времени отвечают.
    Зарисовывают положение Солнца на небе в разные времена года.

    Вывод подводит учитель.

    – Какие новые знания мы открыли? (От высоты Солнца над горизонтом в разное
    время года зависит тепло и продолжительность дня). Записывают в тетрадь.
    – Влияет ли смена времен года на здоровье человека?
    – В какое время года происходит наибольшее насыщение организма витаминами?
    – А когда организм особенно нуждается в витаминах?
    – Как вы оздоравливаете свой организм?

    Минутка отдыха для глаз

    В каждое время года есть свои особенные дни. Как вы думаете, что обозначают
    данные рисунки?
    (День = ночи, день длиннее ночи, день короче ночи).

    – 22 июня самый длинный день и самая короткая ночь, этот день называют днем
    летнего солнцестояния; 22 декабря самый короткий день и самая длинная ночь, этот
    день называют днем зимнего солнцестояния; 22 марта и 22 сентября день равен
    ночи, это дни весеннего и осеннего равноденствия.

    (Под каждым рисунком выставляются даты. Зарисовывают рисунки в тетрадь и
    подписывают даты).

    Вывод: Когда день равен ночи? Когда самый короткий день и самая
    длинная ночь? Когда самый длинный день и самая короткая ночь? Какие новые знания
    мы открыли?

    4. Этап первичной проверки, самостоятельная работа

    (Учащиеся работают по индивидуальным карточкам, взаимопроверка).

    Задание:

    выбери верные утверждения.

    1. В сутках 24 часа.
    2. Высота Солнца над Землей всегда одинакова.
    3. Высота Солнца меняется только в течение дня.
    4. Высота Солнца меняется не только в течение дня, но и в течение всего
      года.
    5. На Земле свет и тепло зависят от Солнца.
    6. День и ночь не всегда бывают одинаковой продолжительности.
    7. День и ночь всегда одинаковы по времени.
    8. Летом дни короче, а ночи длиннее.
    9. Летом дни становятся длинными, а ночи – короткими.
    10. От высоты Солнца зависят свет и тепло на Земле.

    5. Итог на рефлексивной основе

    – Что же мы делали сегодня на уроке?
    – Какая задача стояла перед нами?
    – Какие новые знания мы открыли?
    – Что помогло вам сегодня в вашей работе?

    6. Домашнее задание

    На выбор:

    1. Нарисовать рисунок: Положение Солнца на небе в разное время суток; Смена
      дня и ночи.
    2. Подготовить рассказ к каждому рисунку.



    Следующий: