Наблюдение за горением свечи

Цель урока: наблюдение за горением свечи.

Задачи:

  1. Формировать умение проводить простейшие опыты, а также умение наблюдать физические и химические явления, различать их и делать выводы на основе наблюдений. Способствовать усвоению понятий физические и химические явления.
  2. Развивать познавательную активность, развивать творческие способности учащихся.
  3. Способствовать эстетическому воспитанию учащихся.

Оборудование: парафиновая свеча, стеклянный стакан, известковая вода, крышка.

Ход урока

1. Орг. момент

2. Вступительное слово учителя

Учитель. Ребята! Сегодня у нас будет совсем необычный урок, на котором проведем небольшое наблюдение. И объектом этого наблюдения будет предмет, который по сегодняшний день не перестает удивлять нас. Попробуйте отгадать, что это за предмет?

-«Они бывают большие и маленькие, разного цвета и формы и даже с запахом».

- «При них гадают. Они создают таинственность, сними всегда связано волшебство».

- «С ними встречают Новый год».

- «Влюбленные проводят при них романтический вечер».

- «На день рождения их ставят в торт»,

- «Ими пользуются, когда нет электричества».

(Ответы учащихся)

Учитель. Молодцы ребята! Вы догадались, что этот таинственный предмет, рассеивающий тьму, заменяющее электричество, без которого не возможен романтический вечер и день рождения – этот предмет свеча.

А великий физик М.Фарадей, который изучал горение свечи, сказал следующее:

«Явления, наблюдающиеся при горении свечи, таковы, что нет ни одного закона природы, — который при этом не был бы так или иначе затронут. Рассмотрение физических явлений, происходящих при горении свечи, представляет собой самый широкий путь, которым можно подойти к изучению естествознания».

На нашем уроке представлена выставка свечей. Здесь Вы видите различные виды: хозяйственные, столовые, чайные, гелевые, для торта и другие. Сейчас мы с Вами будем участниками выставки «Мир истории свечи» (экскурсию проводят учащиеся).

3. Экскурсия в «Мир истории свечи» (Презентация)

Учащийся 1.

Что такое свеча? За ответом на этот вопрос мы решили заглянуть в толковый словарь Ожогова, в котором дается следующее описание:

«Длинный тонкий цилиндр из какого-нибудь жирного вещества (воска, стеарина) с фитилем внутри, служащий для освещения».

Учащийся 2.

В словаре В.И. Даля дано следующее определение: «Свеча, свечка – горючая скалочка, со светильнею, коей пламя плавит само вещество свечи, усиливаясь через это, и светит, освещая потемки».

Учащийся 1.

Далее, нас заинтересовал следующий вопрос: «А как давно возникла свеча?» Изучив много литературных источников и Интернет – ресурсы узнали следующее.

Учащийся 2.

Считается, что история создания свечи началась в древнем Египте еще 5 тысячелетий тому назад. Египтяне брали полый тростник и окунали в растопленный жир, таким образом, получали первые свечи и факела.

Учащийся 1.

Продолжили усовершенствовать свечу – римляне. Они первые начали использовать фитиль при изготовлении свечи. Такие свечи сильно коптили и обладали неприятным запахом, т.к. при изготовлении использовался жир животных.

Учащийся 2.

В средние века люди стали использовать для приготовления свечей воск – продукт пчеловодства. Воск не дает копоти, не приятного запаха, горит ровно и ярко. Каждая домохозяйка умела приготовить в домашних условиях свечу.

Учащийся 1.

В 1834 году была изобретена машина, которая позволила автоматизировать процесс изготовления свечей. Изобретателем этой машины является Джозеф Морган.

Учащийся 2.

В 1850 году был изобретен парафин, из которого делается большинство современных свечей. Парафин получают из нефти. Получение парафина дало возможность изготавливать дешевые свечи, чем восковые и подобные ему вещества. Свечи из парафина горят так же ярко, как и воск, не выделяя неприятного резкого запаха, которым обладают жировые свечи. И так, мы получили свечу, которую люди используют, и по сей день.

Учащийся 1.

Хозяйственные свечи — свечи, сделанные из не подкрашенного парафина, имеют простую цилиндрическую форму и белесый цвет.

Учащийся 2.

Столовые свечи — подобно хозяйственным свечам, имеют удлинённую цилиндрическую форму (ровный цилиндр или длинная конусообразная форма).

Хозяйственные и столовые свечи нуждаются в подсвечнике, т.к. они неустойчивы из-за своей формы.



Учащийся 1.

Пенько́вые свечи — свечи большого диаметра, не нуждающиеся в подсвечнике для устойчивости. В остальном совпадают по характеристикам со столовыми свечами.

Учащийся 2. Церковные свечи – выполненные в основном из воска, в христианстве свечи используются для выражения поклонения Богу, как символ божественного света.

Учащийся 1.

Чайные свечи — иначе их часто называют свечи-таблетки из-за их формы. Они помещаются в алюминиевый корпус. Используются в декоративных светильниках, аромо-лампах.

Учащийся 2

Уличные свечи предназначены для использования на открытом воздухе — на пикнике, на даче, на природе, во время представлений и шоу.

Учащийся 1.

Тростниковая свеча — тусклая сальная свеча с фитилём из сердцевины тростника.

Декоративные свечи – выполненные в основном из пищевого парафина с добавлением красок и служат для украшения комнат и подарков.

Гелевые свечи – выполненные из свечного геля, создают романтическую обстановку (можно сделать своими руками и подарить близкому человеку в день рождения).

Учитель. Благодарим ребят за интересный рассказ об истории создания свечи, и переходим к следующему этапу урока — к наблюдению за горением свечи. Перед началом работы я напоминаю Вам правила техники безопасности (Приложение 1).

4. Лабораторная работа: «Наблюдение за горением свечи»

Опыт №1.

Зажгите свечу. Установите ее на крышку, предварительно накапав расплавленный парафин.

Учитель. Что Вы наблюдаете?

(Ответ: при горении видим свет, внизу под пламенем свечи плавится парафин, образуя круглую лужицу.)

Учитель. Осторожно поднесите руку к свече. Что Вы ощущаете при горении?

(Ответ: при горении ощущаем тепло.)

Учитель. Посмотрите внимательно на пламя свечи. Какие Вы можете различить цвета пламени?

(Ответ: при горении свечи можно различить три цвета — это голубой цвет, красно-оранжевый и бледно-желтый цвета.)

Учитель. Каждому цвету соответствует определенная температура, так голубому цвету соответствует температура 700°С, красно-оранжевому цвету 1100°С, а бледно-желтому 1400°С.

Учитель. Какую форму имеет пламя свечи?

(Ответы детей.)

Учитель. Во время горения воздух поднимается вверх. Эти восходящие потоки и придают пламени своеобразную форму. Физики это явление называют конвекцией.

Учитель. Какие явления мы наблюдали при горении свечи?

(Ответ: при горении свечи наблюдали физические явления, а именно: тепловые, световые явления.)

Опыт№2.

Прекратите доступ кислорода к свече: для этого накройте ее перевернутым стаканом,

Учитель. Что произошло? Объясните почему.

(Ответы: свеча постепенно гаснет, потому что нет доступа кислорода.)

Учитель. Какой способ еще можете предложить?

(Ответ: понижение температуры.)

Опыт №3.

  1. Аккуратно переверните стакан и очень аккуратно снимите с него крышку.
  2. Налейте в стакан известковой воды. Обратите внимание на то, что известковая вода помутнела – это признак образовавшегося углекислого газа.

Учитель. Откуда в стакане появился углекислый газ? Какое явление произошло (физическое или химическое)?

(Ответ: при проведении опыта наблюдали химическое явление, с образованием нового химического вещества углекислого газа.)

5. Подведение итогов

Учитель.Мы с вами провели наблюдения за горением свечи, теперь давайте подведем итоги и сделаем вывод.

Какие явления наблюдали при горении свечи?

Какие явления наблюдаемые сегодня относятся к физическим явлениям? к химическим явлениям?

(Ученики подводят итоги наблюдения.)

6. Заключительное слово учителя

Ребята! У каждого на парте находятся пламени трех цветов – голубого, оранжевого и желтого. Какой цвет пламени подойдет к нашему уроку? Почему?

И закончить урок хочется словами М. Фарадея:

«…я только могу выразить вам мое пожелание, чтобы вы могли с честью выдержать сравнение со свечой , т.е. могли бы быть светочем для окружающих, и чтобы во всех ваших действиях вы подражали красоте пламени, честно выполняя свой долг перед человечеством».

7. Домашнее задание.

Для выполнения домашнего задания необходимо взять свечу, лист плотной бумаги, акварельные краски и кисть. На листе бумаги с помощью свечи наносите рисунок, затем покрываем весь лист акварельными красками. Рисунок готов.




Следующий: