На пути буржуазных преобразований. Россия между двумя революциями. Урок с элементами ИКТ

Цели урока:

  • расширить знания учащихся о причинах, сущности
    и результатах буржуазных реформ П.А.Столыпина;
  • сформировать умение давать оценку историческим
    событиям и деятельности исторических личностей;
  • закрепить навыки оформления конспекта, умения
    выделять главное и устанавливать
    причинно-следственные связи;
  • пробудить интерес учащихся к пополнению знаний
    на основе изучения дополнительной литературы.

Оборудование:

портрет П.А.Столыпина,
слайд презентация “Аграрная реформа
Столыпина”, “Состав III Государственной Думы”,

Литература:

1. П. А. Столыпин. “Нам нужна великая Россия”,
стр.5-26.

2. С.Ш. Казиев “История России”, стр. 154-155.

4. Л.И. Семенникова “Россия в мировом сообществе
цивилизаций”, стр.337-342.

5. Н.Н. Ионов “Российская цивилизация”, гл. 9, § 3.

I русская революция дала большой
толчок развитию России по пути дальнейшей
модернизации общества, развитию буржуазных
отношений во всех сферах жизни общества. Россия
постепенно сближалась по уровню
социально-экономического и политического
развития со странами Запада. Промышленный подъем
1909-1913 гг. способствовал дальнейшей
индустриализации страны, однако в отличие от
Запада развитие капитализма в России шло
экстенсивным путем. Это объяснялось в первую
очередь отсталостью сельского хозяйства,
нищетой русской деревни. Процесс дальнейшей
демократизации страны мог продолжаться лишь при
условии проведения аграрной реформы. Ее
осуществление было связано с именем главы
российского правительства П.А. Столыпина.

В общих чертах эта реформа была
подготовлена еще до революции С.Ю. Витте. В основе
этой реформы было разрушение общины,
установление частной собственности на землю,
уравнение крестьян в правах с другими
сословиями. Все должны были стать равноправными
собственниками земли. С.Ю. Витте предлагал
создать Всероссийский крестьянский банк для
выдачи крестьянам ссуды и переселению их на
неосвоенные земли. Эти предложения были одобрены
правительством, но не утверждены царем. Нужны
были уроки революции 1905-1907 года, чтобы царь понял
“неблагонадежность общины”. Действуя миром,
крестьяне сожгли 1/6 часть помещичьих земель.

В 1906 г. Министром внутренних дел, а
затем председателем Совета Министров становится
П.А.Столыпин, который суть своей государственной
деятельности определил словами: “Сначала
успокоение, а потом реформы”. На успокоение были
брошены все силы самодержавия. Были введены
военно-полевые суды. Судопроизводство велось в
течение 48 часов, при этом подчеркивалось, что
смертный приговор применяется только к убийцам.
На практике только в 1907 году было казнено 1632
человека, а всего при Столыпине казнено 4 тыс.
человек, на каторгу отправлено 70 тыс., число
осужденных достигло 26 тыс., среди них не только
революционеры, но и черносотенцы, участники
еврейских погромов, агенты охранки. Такова цена
“успокоения”, в котором немалую роль сыграл и
лично П.А.Столыпин.

Затем глава правительства предложил
России ряд реформ, основным девизом которых
стало: “либеральные реформы и сильная власть”.
На их осуществление требовалось не менее 20 лет, в
течение которых Россия сможет догнать ведущие
капиталистические страны. (Запись в тетрадь).

Это был комплекс реформ.

1. В политической сфере.

П.А. Столыпин был противником
парламента в России, именно он был организатором
разгона II Государственной Думы. Избегая
бесконечных споров, он стремился проводить указы
в чрезвычайном порядке, минуя Думу. В то же время
признавал, что идти назад нельзя, это было бы
ошибкой, надо считаться с Думой. Она была
средством примирения царя с либералами, центром
гласности, позволяющим открыто обсуждать и
критиковать любые действия правительства. Дума
была средством давления на царя и его министров,
т.к. именно она контролировала бюджет страны. (Запись
в тетрадь).
Признание Думы законодательными
органом позволяло бы говорить об окончательном
становлении России на европейский путь
развития,
что очень важно для наиболее образованной части
российского общества.

Политический авторитет П.А. Столыпина
был связан именно с тем, что он смог найти
общий язык с Думой, ожидающей от правительства
проведения реформ. Укрепление позиций Думы
затруднялось в первую очередь законом 3 июня 1907
г., нарушившим Манифест 17 октября. Дума не
являлась полноценным народным
представительством, не имела прочной опоры в
обществе, была бессильна контролировать
ситуацию в стране, если ее не поддержит
самодержавие. Все это ставило Столыпина и
сотрудничавшую с ним Думу в зависимость от царя.

Реформа политической системы
предусматривала и изменения местного
самоуправления и суда. (Запись в тетрадь). Согласно
проекту империя должна была быть разделена на 11
губерний, где укреплялась власть губернаторов.
Предполагалось упразднить земских начальников и
лишить уездных предводителей дворянства
административных функции, заменив их
участковыми комиссарами, назначаемыми
правительством, и начальниками уездного
управления.

Планировалось создать
административный суд, рассматривавший жалобы
на должностных лиц. С жандармской полиции
снималась обязанность ведения политических
дознаний.

(Запись в тетрадь).

На уголовный
процесс допускалась защита, вводилась
состязательность суда, условно-досрочное
осуждение.

Вывод:

1) Какой вывод можно сделать на основании
сказанного?

(Обсуждаем, записываем).

Реформы в политической жизни страны
способствовали бы формированию гражданского
общества. Россия смогла б превратиться в
правовое государство.

Однако, проект представленный царю на
рассмотрение в 1909 г., был им отложен.

2) Реформа в социальной сфере
предусматривала защиту рабочих по старости,
инвалидности, болезни. (Запись в тетрадь).

3) Проект реформы в образовании
осуществлен не был, хотя он и предусматривал
введение всеобщего начального образования для
детей 8-12 лет бесплатно. Сельская буржуазия очень
нуждалась в грамотности. (Запись в тетрадь).

4). В духовной сфере – свобода
вероисповедания, веротерпимость, свобода
совести, свобода проповеди, не преследовать
переход в другую веру, облегчить положение
староверов и т.д. Предполагалось ликвидировать
черту оседлости для евреев, создать Министерство
по делам национальностей.

5). В комплексе всех реформ главное
внимание уделялось аграрной реформе. Указ от
9 ноября 1906 г. положил начало ее проведению, затем
он был принят как закон 10 июня 1910 г. П.А. Столыпин
очень хорошо представлял цель реформы:
ввести частную собственность на землю, (запись
в тетрадь).

(Работа с историческими документами на
слайд-презентации).

1) Какая главная цель аграрной реформы отражена
в речи Столыпина? (запись в тетрадь).

“Не беспорядочная раздача земель, не
успокоение бунта подачками – бунт погашается
силой, а признание неприкосновенности частной
собственности, создание мелкой, личной
собственности, реальное право выхода из общины и
разрешение вопросов улучшенного
землепользования ~~ вот задачи, осуществление
которых правительство считает вопросами бытия
русской державы”.

П.А.Столыпин “Нам нужна великая Россия”, стр.
45-46.

2) Как эта цель отражена в указе от 9 ноября 1906
года?

“Каждый домохозяин, владеющий
надежной землей на общинном праве, может во
всякое время потребовать укрепления за собой в
личную собственность причитающейся ему части из
означенной земли”.

Суть указа – разрушение общины и
насаждение слоя зажиточных крестьян-фермеров.

3) Что для этого предлагал Столыпин?

(Обсуждение, запись в таблицу: левая часть).

1. обеспечить свободный выход крестьян
из общины с закреплением надела земли в частную
собственность (хутор, отруб).

4). Что такое хутор?

– крестьянское хозяйство, окончательно
порвавшее с общиной, при этом крестьянин часто
уезжал из деревни.

5). Что такое отруб?

– участок земли, полученный крестьянином,
выходящим из общины в одном месте, при этом
крестьянин оставался в деревне.

2. Желающие безземельные крестьяне могут
переселяться на свободные земли Сибири,
Казахстана, Алтая. При этом они из бюджета
получают государственную помощь 200 руб. на семью,
освобождаются от налогов, получают землю по 15 га
на главу семьи и 45 га на членов семьи.

6). С какими трудностями встречались крестьяне в
этом случае? (Обсуждение).

– неизведанный путь;

– отношения с местным населением;

– отсутствие техники для обработки новых
земель;

– отсутствие настоящей заботы со стороны
государства.

3. Для проведения аграрной реформы создавался
Крестьянский банк.

Было выделено 9 млн. десятин государственной
земли, закуплено несколько млн. десятин у частных
владельцев. За 1906-13 г. – было выделено 1,5 млрд.
рублей.

7). Как вы думаете, могли ли эти меры
правительства решить аграрный вопрос?

– нет, т.к. существовало помещичье
землевладение, оно оставалось нетронутым.

8). Что означала аграрная реформа в деревне?

Работа с документом.

“ Главная трудность проведения
столыпинской аграрной реформы коренилась не
столько в технико-землемерных проблемах, сколько
в коллективистской психологии крестьянства.
Большинство крестьян не умели действовать
единолично, по-фермерски, на свой страх и риск и
боялись лишиться помощи общины в борьбе за
выживание”.

В.Г. Сироткин, ж. “Вопросы истории”, № 6, 1990.

– Она означала революцию, т.к. она меняла весь
уклад жизни крестьян, их психологию.

9). Какова роль общины в деревне?

– крестьянин-общинник не хотел терять
связи с общиной, рассуждая: как-никак без
сенокосилки проживу, а надорвусь и помру -детишек
пригреет община. А кто поможет на хуторе?

Вывод:

Крестьяне привержены общинному
коллективизму.

10). Назовите последствия аграрной реформы
Столыпина.

(Работа с таблицей. Обсуждение, запись).

Аграрная реформа Столыпина.


Цели реформы Итоги реформы
1 . Создание социальной опоры
самодержавия – крестьян-собственников
(фермеров, хуторян, отрубников).
1 . 1 0% крестьян перешли на отруба и
хутора.
уа из них получили согласие общины, 3/4
-
получили надел от царской администрации, 52%
крестьян, получив землю, продали ее и ушли в
город. Не удалось создать широкий слой крестьян
фермеров.
2. Преодолеть отсталость деревни,
ликвидировав феодально-крепостнические
пережитки (общину).
2. Вышло из общины 25% крестьян.
Для бедных – это защита, богатые
становились в положение изгоя. Крестьяне громили
хутора и отруба, восстанавливали общину. Община
сохранялась.
3. Решить проблему малоземелья крестьян. 3. За 10 лет переселилось в Сибирь 3 млн.
крестьян, из них половина вернулась обратно.
Решить вопрос о земле не удалось.(Запись).
4. Подавить революционное движение
крестьян центральных районов.
4. К 1910 г. оживилось вновь крестьянское
движение, оно было частью революционного
движение в России.

Несмотря на все сложности при
проведении реформы, в целом она развивалась
успешно. Общий импульс, приданный аграрному
сектору столыпинской реформой, был настолько
мощным, что он начал изменять как психологию
крестьян, так и правительственных кругов,
способствовал подъему профессионализма и
прагматизма.

Значение аграрной реформы.

(Обсуждение и запись в тетрадь).

1. Рост сельского производства и
улучшение культуры землевладения.

– рост посевных площадей;

– сбор зерна увеличился к!915г. в!,7 раза;

– увеличился экспорт хлеба за счет фермеров: к
1912 г. 15,5 млн. т в год. Запас хлеба к 1914 г. был 900 млн.
пудов.

– Появились первые тракторы, комбайны.

2. Наблюдался рост свободной рабочей
силы за счет выхода крестьян-бедняков из общины.

11). Как отнеслись к реформам различные
политические силы страны? (Обсуждаем).

Отношение к реформам Столыпина.

Либералы: Приспосабливались, главная
цель не экономические реформы, а расширение прав
Думы,

Революционные силы:

Эсеры – не принимали реформу,
стремились удержать зажиточных крестьян под
своим влиянием;

Социал-демократы– не принимали, т.к.
были за ликвидацию помещичьего землевладения.

Консерваторы-монархисты: переживали период
раскола; одни поддерживали, другие выступали за
сохранение общины.

Учитель:

Царизм не мог опираться ни на одну из
общественных сил. Он не мог даже управлять
правительством, т.к. чувствовал себя зависимым от
Думы. Основным принципом его политики стало
лавирование между силами, готовыми идти с ним на
компромисс. Для этого был издан такой
избирательный закон, который не обеспечивал бы в
Думе большинство оппозиционным силам.

Этот план удался.

Состав и деятельность III Думы.

В III Государственной Думе осенью 1905 г.
большинство получили октябристы. Состав III
Думы.
(см. презентацию)

Выводы:

Октябристы господствовать в Думе не могли, им
нужно было сотрудничать либо с правыми, либо с
кадетами и трудовиками. Такая система мешала
проведению либерально-демократических реформ.
Царь опирался либо на дворян и крестьян, либо на
буржуазию. Это создавало видимость работы Думы,
которая приняла реформы Столыпина, но в то же
время мешала проведению их в жизнь.

Учитель:

В итоге из 43 проектов реформ, удалось
провести лишь 9. После разгрома революции царизму
и эти реформы казались лишними.

Осенью 1910 г. стало ясно, что реформы не
идут. Появились первые признаки оживления
оппозиционной борьбы.

Началось студенческое движение,
главное требование которого -отмена смертной
казни; усилилась борьба большевиков и других
революционных партий, активизировалось
национально-освободительное движение, мощным
толчком к росту оппозиции стал Ленский расстрел
1912 г.

Крайне правые в Думе оказывали
давление на императора с целью подтолкнуть его к
государственному перевороту и упразднению
Государственной Думы.

1 сентября 1911 г. в Киеве был смертельно ранен П.А.
Столыпин.

Некролог в газете “Новое время”, стр.
24-26, “Нам нужна великая Россия”.

История не дала П.А. Столыпину 20 лет
покоя. Правительство не поддержало его реформы.
Новый премьер-министр В.Н. Коковцов отказался от
продолжения реформ. Происходит серия
политических скандалов, в основе которых лежит
служебная нечистоплотность должностных лиц.
Главной мишенью гнева либералов стал Г. Распутин,
который приобрел огромное влияние при дворе. С
его именем связано начало разложения русской
общественности, падения авторитета царской
власти и даже начало революции. Ни о какой
правительственной программе реформ речи уже не
было. Центральные фракции IV Думы были не в
состоянии сплотиться и выработать определенную
позицию.

Третьиюньская государственная Дума
превращалась в один из факторов нестабильности
общества, ускоряя политический и социальный
взрыв в стране. Созданный Столыпиным режим
политической власти стал быстро разлагаться.
Самодержавие уже имело мало шансов на
существование. Война остановила реформы,
истощила силы страны и породила массовый
социальный протест.

Буржуазные реформы оказались
незавершенными, были потеряны все возможности
для реформирования страны и перехода на западный
путь развития.

Закрепление:

1. Каковы основные черты столыпинской аграрной
реформы?

– владение излишками земли, оплаченными по
выкупной цене;

– частичная конфискация помещичьих земель;

– организация переселенческого движения;

– открытие крестьянского банка;

– выделение отрубов;

– конфискация помещичьих земель;

– выселение на хутора;

– разрешение крестьянского землевладения.

Подведение итогов, выставление оценок.

Презентация

Следующий: