На поле Куликовом. 6-й класс

Презентации к уроку

Загрузить презентацию (2,31 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Загрузить презентацию (837,5 КБ)

Цель занятия: углубить понимание
Куликовской битвы методом позиционной
дискуссии.

Задачи

:

1. Учебно-образовательные: повторить события 1380
года.

2. Учебно-развивающие: создать условия для
атмосферы открытости, доверительности,
сотворчества на уроке.

3. Учебно-воспитательные: Расширить социальный
опыт учащихся при анализе и обсуждении
исторического текста.

Тип занятия

: урок-путешествие с элементами
исследования.

Ожидаемый результат

: овладение методом
позиционной дискуссии в работе с текстом.

Подготовительная работа к уроку:

1. Распечатка исторического текста.

2. Деление учащихся на 4 группы (по 3 человека)

3. На стол каждой группы приготовить чистый лист
А-4, цветные карандаши, фломастеры.

Методические приемы

:

  • работа с презентацией;
  • работа с текстом документа;
  • дискуссия;
  • постановка проблемных заданий;
  • рассказ;
  • физкультминутка.

Формы работы на уроке:

индивидуальная,
групповая.

Технологические особенности:

Применение ИКТ.

  • Осуществление исследования.
  • Оборудование урока.

    1. Техническое обеспечение: персональные
      компьютеры.
    2. Программное обеспечение: Macro soft Power Point, Word, Excel,
      программы сканирования и обработки изображений.
    3. Презентация “На поле Куликовом”.
    4. Раздаточный материал.
    5. Атлас по истории России с древнейших времен до
      конца 16 века.

    Приобретаемые навыки детей.

  • Работа на компьютере.
  • Проведения исследования по тексту.
  • Работы с наглядным материалом.
  • Решения проблемного вопроса.
  • Участники.

    -

    Экскурсовод (одна из учащихся);

    - Учащиеся поделены на 4 команды:

    1 команда “Историки”;

    2 команда “Актеры”;

    3 команда “Литераторы”;

    4 команда “Художники”.

    Роль учителя:

    помощник-наблюдатель.

    Литература

    1. Учебник А.А. Данилова, Л.Г. Косулина “История
    России с древнейших времен до конца 16 века”, М.,
    2008. 6 класс.

    2. С.В. Агафонов. Тематическое и поурочное
    планирование по истории с древнейших времен до
    конца 16 века. М., 2005.

    3. Рабочая тетрадь. А.А. Данилова, Л.Г. Косулина
    “История России с древнейших времен до конца 16
    века”, М., 2008. 6 класс.

    4. Е.А. Елизова, Ю.В. Степанченко, Н.Г. Фролова.
    Интегрированный урок: диалог со временем. К., 2008.

    5. И.В. Алферова, В.Ф. Блохин. История России.
    Древняя Русь 12-15 век.6 класс. Дидактические
    материалы. Б., 2004.

    6. Энциклопедия “История России” Т.1. М., 2006.

    Важнейшие даты

    8 сентября 1380 г. — Куликовская битва.

    1359-1389 гг. — правление князя Дмитрия Донского.

    Структура занятия

    1. Оргмомент.

    2. Вводно-мотивационный этап урока.

    Ребята, многие из вас любят путешествовать. Но
    какое же путешествие может быть во время
    учебного года? И вот я вспомнила слова А.
    Твардовского:

    Есть два разряда путешествий.
    Один – пускаться с места вдаль,
    Другой – сидеть себе на месте,
    Листать тихонько календарь.

    Взяв в руки календарь, можно увидеть, сколько
    событий и тайн он хранит. Сегодня нам предстоит
    совершить увлекательное путешествие в прошлое.
    Мы с вами отправляемся в 14 век. Во время
    путешествия нас будет сопровождать экскурсовод.

    3. Организация учебной деятельности учащихся.

    Презентация (экскурсовод представляет
    презентацию, даёт творческие задания группам).

    Слайд 1.

    - Здравствуйте, ребята! Я — ваш экскурсовод. Я
    напомню вам события 629-летней давности. Это -
    Куликовская битва. И вы мне в этом поможете.

    Эпиграф нашего путешествия – слова
    московского князя того времени. (Дмитрия
    Донского.)

    Слайд 2. “Честная смерть лучше позорной
    жизни! Лучше бы вовсе не идти на брань, чем,
    пришедши сюда и ничего не сделавши, назад
    возвращаться”.

    - Более 100 лет прошло от начала ига до данного
    события. Слайд 3 . Много изменений произошло
    на Руси в это время:

    • усилилось влияние Северо-Восточной Руси;

    • Москва стала центром объединения русских
      земель;
    • при правлении Ивана Калиты Русь получила
      40-летнюю передышку от нашествия татар;
    • самое главное — изменилось сознание людей;
    • главное желание, которое зрело в сердцах людей,
      победить свой страх и испытать себя в борьбе.

    По мере того, как росло богатство и могущество
    Московского княжества, князья все больше стали
    тяготиться зависимостью от Золотой Орды. Если во
    времена Ивана Калиты русские уже сами собирали
    дань и отвозили в Орду, то при князе Дмитрии
    Ивановиче была предпринята попытка свергнуть
    монголо-татарское иго.

    Слайд 4. 1380 год.

    Слайд 5. “В тот год у оружейников были
    большие заказы, была большая работа. Многие
    тысячи людей всякого звания запасались копьем
    или рогатиной, боевым топором или шестопером,
    луками и кольчугами, шлемами. Соседи
    сговаривались в будущей битве стоять рядом,
    защищать друг друга от вражеской сабли, живому
    похоронить убитого”.

    Слайд 6.

    Дмитрий Иванович.

    Слайд 7

    . Московский Кремль.

    Слайд 8.

    Троицкий монастырь под Москвой.

    Слайд 9.

    Сергий Радонежский – основатель
    Троицкого монастыря под Москвой. Сюда пришел за
    благословением Дмитрий.

    Слайд 10.

    Утро на Куликовом поле.

    Слайд 11

    . По легенде сражение началось с
    поединка 2 воинов – богатырей: Пересвета и
    Челубея.

    Экскурсовод добавляет: И тут же русские и
    ордынские полки сошлись в кровавой схватке.
    Стрелы падали дождем, копья ломались, как солома,
    молниями сверкали на солнце мячи. Теснили
    ордынцы русских, того и гляди, их окружат. Но
    устоял большой полк. Тогда Мамай главный удар
    перенес на левый фланг. Страшен был набег
    ордынской конницы. Но тут вышли из засады
    отборные русские дружины. Это произошло столь
    стремительно и внезапно, что ордынцы
    растерялись, русские стали их теснить.
    Беспорядочно отступавшая конница монголо-татар,
    опрокинула и растоптала собственную пехоту.



    Слайд 12-16.

    Посмотрите на схему “Куликовская
    битва”. Дон и Непрядва окружали Куликово поле.
    Это место выбрали не случайно. Когда русское
    войско переправилось через Дон, сожгли все мосты.

    Слайд 17.

    Итоги Куликовской битвы. 1. С Куликова
    поля возвращалось уже единое войско земли
    Русской. 2. Выросло значение Москвы и московского
    князя. 3. Дала народу веру, что зависимость не
    будет вечной. 4. Дмитрий Донской ввел закон о
    престолонаследии. Власть передавалась от отца к
    сын.

    Слайд 18

    . Причины победы. 1. Полководческое
    искусство князя Дмитрия. 2. Мужество и храбрость
    рядовых воинов. 3. Объединение сил русских
    княжеств. 4. Ослабление Орды и усиление
    Московского княжества. 5. Поддержка Русской
    православной церкви.

    Работа с историческим документом. Используя
    отрывок из исторического текста , выполните
    задание по группам. Один из текстов:

    “К осени 1380 г. основные силы Мамая
    переправились через Волгу и медленно
    продвигались на север для встречи с союзниками в
    районе р.Оки. Местом концентрации русских войск
    была назначена Коломна. Впервые в истории Руси
    XII-XIV вв. под стяги великого князя московского
    Димитрия Ивановича собралось такое количество
    воинов. Переправившись через Оку, русская рать
    двинулась быстрым маршем к Куликову полю. 6
    сентября по Старой Данковской дороге русские
    полки достигли р.Дона. На военном совете было
    решено переправляться через реку и встретить
    врага за Доном. В ночь с 7 на 8 сентября войска
    переправились через Дон и ранним утром 8 сентября
    начали разворачиваться в боевой порядок лицом на
    юго-восток, к водоразделу, откуда двигались силы
    Мамая.
    Русские полки выстроились в традиционный
    трехлинейный порядок. Авангардом русского
    построения являлся Сторожевой полк, за ним
    располагался Передовой полк. Основная линия
    русского боевого построения имела трехчленное
    деление. В центре располагался Большой полк, его
    фланги прикрывали полки Правой и Левой руки. За
    большим полком располагался резерв.
    Предугадывая ход битвы, русские полководцы
    разместили восточнее полка Левой руки в урочище
    «Зеленая Дубрава» Засадный полк, состоявший
    из отборных конных дружин. Фланги русской рати
    упирались в обрывистые, поросшие лесом берега
    речек Нижний Дубик и Смолка. Мамай также
    расположил свои войска в линейном порядке. В
    центре располагалась наемная генуэзская пехота.
    На флангах и позади пехоты располагались тумены
    ордынской конницы и наемников. Сзади
    располагался резерв. Бой начался около 11 часов
    утра атаками ордынской пехоты и конницы на
    Сторожевой и Передовой полки. Выдержав первый
    натиск и понеся большие потери, остатки полков
    отступили к основным силам русских боевых
    порядков. Начались ожесточенные фронтальные
    атаки ордынской конницы по всей линии русских
    позиций. Русские полки выстояли, и тогда,
    создавая численный перевес, Мамай бросил резервы
    на полк Левой руки. Несмотря на ожесточенное
    сопротивление, на данном участке ордынцам
    удалось прорвать русские построения. Понесший
    значительные потери полк Левой руки начал
    отступать. Не спас положение и выдвинутый на
    помощь резерв. Огибая фланг Большого полка,
    татарская конница около 2 часов дня стала
    выходить в тыл московской рати. Создалась
    реальная угроза окружения и уничтожения русских
    сил. Наступила кульминация сражения. В этот
    момент в спину прорвавшимся ордынцам ударил
    Засадный полк. Внезапное введение в бой свежих
    русских сил коренным образом изменило ситуацию.
    Вступление в бой Засадного полка послужило
    сигналом к всеобщему наступлению московской
    рати. Началось массовое бегство татар.
    Преследование велось русской конницей до
    наступления темноты. Победа была полной. В
    результате сражения были наголову разгромлены и
    уничтожены войска Золотой Орды. Была
    ликвидирована реальная угроза тотального
    погрома русской земли, последствия которого
    трудно вообразить. Однако русская рать в ходе
    сражения понесла большие потери. Семь дней
    собирали и хоронили в братских могилах павших
    воинов. Куликовская битва стала крупнейшим
    сражением средневековья. На поле Куликовом
    сошлось более 100 тысяч воинов. Было нанесено
    сокрушительное поражение Золотой Орде.
    Куликовская битва стала коренным переломом в
    борьбе Руси против татаро-монгольского ига,
    оказала решающее влияние на создание единого
    русского государства, на утверждение русского
    национального самосознания…”.

    Задания:

    1 группа — историки. Используя текст,
    составьте опорный конспект по теме “Куликовская
    битва”.

    2 группа — актеры.

    Прочитайте текст, обыграйте
    любой момент битвы.

    3 группа — литераторы

    . Изучив текст, создайте
    краткое литературное произведение о Куликовской
    битве (стихотворение, мини-сочинение,
    рассуждение, летопись).

    4 группа — художники

    . Изобразите ассоциации,
    возникающие при чтении текста с помощью
    символов.

    Самостоятельная работа в группах.

    Презентация групп — творческий отчет
    путешествия.

    4. Контроль и коррекция знаний.

    Слайд 23

    . Проблемный вопрос.

    Почему местом для сражения князь Дмитрий
    выбрал именно Куликово поле?

    Заслушав ответы учащихся, учитель подводит
    итог.

    1. Полководческое искусство князя Дмитрия.

    2. Мужество и храбрость рядовых воинов.
    3. Победа русского войска в Куликовской битве
      показала русскому народу, что освободиться от
      ордынского иго возможно, только объединив силы
      всех русских земель.

    Слайд 25. Итак, наше путешествие подошло к
    концу. И как не вспомнить слова Афанасия Никитина
    “А Русскую землю Бог да сохранит ! На этом свете
    нет страны, подобной ей!”.

    Анкета.

    1. Что нового узнали на уроке?

    2. Что вас больше всего заинтересовало, удивило?

    3. Где вам могут пригодиться полученные знания?

    5. Домашнее задание. Выставление оценок за урок.

    Творческое задание: нарисовать свою
    иллюстрацию событий, найти интересный материал в
    Интернете, в энциклопедии для составления
    устного журнала “По страницам Куликовской
    битвы”.

    Приложение




    Следующий: