Н. С. Хрущев: исторический портрет на фоне эпохи


Изучение истории на ступени старшей школы
имеет свои особенности: от обучающихся требуется
умение критически оценивать факты, события,
явления, осмысливать закономерности
общественного развития, вырабатывать
собственное мировоззрение. Поэтому учителю так
важно развивать у старшеклассников навыки,
связанные с умением анализировать исторический
источник, сопоставлять различные версии и оценки
исторических событий и личностей, развернуто
обосновывать суждения, опровергать, приводить
доказательства, выслушивать оппонента,
проявлять терпимость к другому мнению.

Хороший результат и дополнительную мотивацию,
как для учителя, так и для ученика дают
диалогические формы обучения, в частности
уроки-дискуссии, тем более что исторический
материал предоставляет большие возможности для
постановки проблемных вопросов и организации
столкновения нескольких, зачастую
противоположных, точек зрения.

Технология проведения перекрестной дискуссии
включает в себя несколько этапов.

Прежде всего, это подготовительный этап,
на котором определяется тема дискуссии. Тема
должна быть актуальной, проблемы, выносимые на
обсуждение – посильными для учащихся и вызывать
их интерес. В качестве темы дискуссионного урока,
как правило, выступают значимые исторические
события или личности, которые до сих пор
по-разному оцениваются как современниками, так и
историками.

Вопрос, выносимый на перекрестную дискуссию,
должен быть проблемным и, соответственно, не
иметь однозначного ответа.

Споры об историческом значении периода
«оттепели» и роли Н.С. Хрущева в истории нашей
страны не утихают и сегодня. Поэтому выбранная
для дискуссии тема «Н.С. Хрущёв: исторический
портрет на фоне эпохи» представляется
мне удачной. Тем более, что урок проводится в
завершении изучения темы, и обучающиеся владеют
определенным запасом знаний.

Начинается дискуссия с вводного слова
учителя, в котором он формулирует основную
проблему занятия, а также определяет регламент
выступления участников, объясняет правила
проведения дискуссии. Таковыми могут быть
следующие: продумай главное, что хочешь доказать;
лучшее доказательство – точные факты; говори
логично и последовательно; уважай своего
оппонента и не искажай его мыслей; не повторяй
сказанное до тебя; не размахивай руками и не
повышай голоса. Для защиты собственной позиции
участникам дискуссии также можно предложить
план ответа в виде ПОПС-формулы: позиция (я
считаю); объяснение (потому что); пример
(исторический факт); следствие (вывод)

Затем проходит обсуждение задания в группах
и выступления участников дискуссии.
На данном
этапе роль учителя – руководство ходом
дискуссии, постановка в случае необходимости
дополнительных вопросов, помощь в поиске
правильного решения поставленной проблемы, в
формулировке обоснованных выводов.

Последним этапом работы может стать
анализ самого про­цесса полемики, в ходе
которого происходит обобщение результатов,
соотнесение ожидаемых и полученных результатов,
оценка обучающимися своей деятельности по
решению учебной проблемы.

В целом, дискуссия является такой формой
занятия, на которой развивается мышление и
устная речь учащихся, при этом они овладевают
ораторскими умениями и умением доказательного
спора, увеличивается их интерес к истории. Именно
такая форма урока позволяет старшеклассникам
развивать информационную, коммуникативную, а
также рефлексивную компетентности, способствует
более глубокому усвоению учебного материала.

Важно помнить, что, начав дис­куссию, ее нельзя
прерывать, «сворачивать», не доведя до
логического завершения. В рамках технологии
развития кри­тического мышления дискуссия может
быть действенным вспомогательным инструментом,
который вносит разнообра­зие в стратегию
рефлексивной деятельности учащихся. Дис­куссии
позволяют задействовать весь арсенал
мыслительных навыков, результатом же могут стать
не только сформирован­ные знания, но и убеждения,
удовлетворенность совместной продуктивной
деятельностью. Использование таких уроков в
системе даёт возможность согласовывать
потребности детей и ожидания учителя, а также
эффективно решать образовательные задачи.

Цели урока:

  • на основе критического анализа исторических
    фактов и событий периода хрущевской «оттепели»,
    сравнения и сопоставления различных взглядов,
    суждений, оценок подвести учащихся к выводу о
    неоднозначности, противоречивости такой крупной
    и незаурядной личности как Н.С.Хрущев;
  • создать условия для развития информационной и
    коммуникативной компетентности: умения
    критически оценивать достоверность полученной
    информации, определять собственное отношение к
    дискуссионным проблемам, приобретение опыта
    ведения полемики;
  • способствовать формированию собственного
    мировоззрения и мироощущения, выработке
    личностной позиции, воспитывать уважение к
    чужому мнению

Тип урока: урок применения знаний.

Форма: дискуссия.

Оборудование:

  • портреты Н.С. Хрущева;
  • плакаты эпохи хрущевской «оттепели»;
  • фрагменты видеосюжетов, аудиозаписи событий
    периода 1960-х гг.;
  • отрывки из воспоминаний Н.С. Хрущева и его
    современников; (Приложение 1)
  • материалы периодической печати

Приемы:

  • создание «образа эпохи»: использование
    аудиозаписи о полете Ю.А.Гагарина, видеосюжетов о
    начале «оттепели», «деле Пастернака», Карибском
    кризисе;
  • создание «альтернативной ситуации»:
    столкновение двух противоположных точек зрения
    на деятельность Н.С.Хрущёва и его роль в истории
    нашей страны;
  • извлечение необходимой информации из печатного
    источника, её критический анализ;
  • перекрестная дискуссия: «черное» и «белое» в
    политике и характере Н.С.Хрущёва;
  • прием «незаконченных предложений»

Этапы урока

1. Мотивационный:

– осознание учащимися социальной и личностной
значимости учебного материала, сложности и
противоречивости изучаемой эпохи и
неоднозначности такой крупной исторической
фигуры как Н.С. Хрущев;
– создание противоречия и постановка учебной
проблемы.

Вводное слово учителя: Популярный
американский журнал «Тайм» по традиции в начале
января объявляет «человека года», чья
деятельность в наибольшей степени повлияла на
события в мире в истекшем году. «Человеком 1957
года» был назван Н.С. Хрущёв.
– Чем это можно объяснить? Что стало основанием
для столь высокой оценки? Что мы знаем про этого
человека и время, в которое он жил? (беседа с
классом)

Эпоха хрущевской оттепели – это уникальная
энциклопедия гигантского количества
интереснейших экспериментов, только годы
революции могут сравниться с ними по богатству
опыта. Было в этой эпохе и хорошее и плохое, то,
чем мы по праву можем гордиться, и то, что
вызывает чувство горечи, недоумения,
разочарования, стыда.



– Давайте попробуем воссоздать образ
эпохи
, мысленно окунуться в прошлое.

Прослушивание аудиозаписи о полете
Ю.А.Гагарина, просмотр видеосюжетов о начале
«оттепели», «деле Пастернака», Карибском
кризисе.

– Сегодня на уроке мы поразмышляем над
личностью той эпохи, личностью неординарной,
яркой, сложной, противоречивой, человеком,
который на протяжении десяти лет возглавлял
партию и правительство – Никите Сергеевиче
Хрущеве.
Более 50 лет прошло со времени хрущевской
«оттепели», 40 лет – со дня смерти Никиты
Сергеевича, однако, как и прежде, оценки его
деятельности носили и носят диаметрально
противоположный характер. Одни зачисляют
Хрущева в разряд «людей с совестью» и предлагают
установить ему памятник в центре Москвы, другие
согласны с В. Войновичем, считавшим, что Хрущев
«совершил столько преступлений, что кончить
должен был … виселицей».

Проблема урока:

– Что же сделал этот человек для мира, страны и
своего народа? Что руководило им? Почему оценки
его деятельности как живущими тогда, так и сейчас
носили и носят диаметрально противоположный
характер?

Учащимся предлагаются точки зрения, содержащие
противоположные оценки деятельности Н.С.Хрущёва:

«… Хрущёв, в целом, действовал в интересах
страны и народа…он был очень мужественным
человеком, искренне стремился изменить жизнь
людей к лучшему…», «Главное – личные качества
Хрущёва: человечность, доброта, которые он так и
не смог выдавить из себя несмотря ни на что»
(Г.Федоров, Ф. Бурлацкий)

«Хрущёв совершил столько преступлений, что
кончить должен был… виселицей;
«Так долго над нами царствовал безумец и убийца,
а теперь дурак и свинья»;
«Мировой лидер уходил с отечественной сцены
банкротом. Но по сей день нам не хочется признать,
что в его лице обанкротились мы сообща» (Б.Пастернак,
В.Войнович, М.Гефтер)

Предлагается бинарный вопрос,
требующий либо положительного, либо
отрицательного ответа: Согласны ли вы с такой
оценкой деятельности Н.С. Хрущёва? Действительно
ли он «уходил с мировой и отечественной сцены
банкротом»?

Задача урока: подтвердите или
опровергните данные точки зрения, используя
имеющиеся знания и новую информацию.

2. Практический этап:

– применение имеющихся знаний, новой
информации и собственного опыта в измененной
ситуации для решения учебной проблемы

Организация перекрестной дискуссии
на основе анализа и столкновения
противоположных точек зрения: черное – белое

Для организации дискуссии учащиеся делятся на
три группы: «черное», «белое», «эксперты».

Задача двум группам: подтвердить или
опровергнуть названные точки зрения;

Две группы, используя имеющиеся знания,
материалы периодической печати, отрывки из
воспоминаний Н.С. Хрущёва и его современников,
субъективный опыт, высказывают собственную
точку зрения по проблеме, «окрашивая» её в белый
или черный цвет;

Третья группа критически оценивает аргументы
«за» и «против», составляет перечень
положительных и отрицательных качеств и дает
экспертное заключение – по возможности
объективную оценку личности и деятельности Н.С.
Хрущева (положительные и отрицательные качества
Н.С. Хрущева)

  • решительность
  • воля
  • смелость
  • инициатива
  • ум
  • прямодушие
  • открытость
  • доброта
  • порядочность
  • упрямство
  • самоуверенность
  • властолюбие
  • бескультурье
  • грубость
  • ограниченность
  • заносчивость
  • несдержанность
  • жестокость

Для составления «исторического портрета» Н.С.
Хрущева используется алгоритм
характеристики и оценки исторического деятеля

  1. Раскройте исторические условия и влияние
    общественной среды, в которой формировались
    взгляды человека:
    • историческая обстановка
    • ближайшее окружение
    • идейное влияние
  2. Определите, с чем была связана его деятельность,
    чьи интересы выражал, на кого опирался
  3. Какие качества личности (интеллектуальные,
    нравственные, волевые) помогали или
    препятствовали достижению целей, решению
    исторических задач, объективно стоявших перед
    страной и народом
  4. Раскройте связи и противоречия в личности и ее
    деятельности между целями и средствами
    достижения
  5. Оцените средства, применяемые для достижения
    поставленных целей
  6. Определите, каких результатов добился он своей
    деятельностью
  7. Оцените его роль и значение в истории:
    • по результатам его деятельности
    • по значимости для страны и народа
    • по влиянию на последующий ход событий
  8. Раскройте причины успеха или неуспеха личности.
    Выразите свое отношение к нему

3. Подведение итогов, рефлексия:

– обобщение результатов, полученных в ходе
дискуссии, соотнесение их с целями урока;
соотнесение ожидаемых и полученных результатов,
оценка учащимися своей деятельности по решению
учебной проблемы.

Учитель вместе с учащимися подводит итоги
дискуссии, отмечая наиболее сильные аргументы
обеих групп, а также степень объективности
оценки, данной «экспертами».
Внимание учащихся привлекается к скульптурному
портрету Н.С. Хрущева работы Э. Неизвестного:
бронзовая голова на фоне черного и белого
мрамора. В чем видите символику? Два цвета на
надгробном памятнике. Два цвета в характере
Хрущёва…

– Что необходимо учитывать, а чего избегать при
оценке исторической личности? Всегда ли нужно
сохранять беспристрастность?

Беседа с учащимися:

– Довольны ли вы результатами сегодняшнего
занятия? Какой опыт приобрели? Какую пользу
извлекли? (Приём незаконченных предложений)




Следующий: