Мышгород, или Путешествие в город Мышкин


В 270 километрах от Москвы, на левом берегу реки Волги, находится один из
самых маленьких туристических городов России – город Мышкин. И живут в этом
городе не мышки, а мышкинцы или мышкари, как часто они себя называют. О названии
города ходит много легенд, одна из которых гласит, что один князь
(предположительно Федор Михайлович Мстиславский 16 век) прилег отдохнуть на
берегу Волги, проснулся оттого, что по его лицу проползла мышка. Вначале он
рассердился, но потом увидел, что мышка спасла его от подползающей змеи.
Действительно, впервые в хрониках Мышкин упоминается в 16 веке как село. Статус
города он получает в 1777 году и начинает быстро развиваться. Выгодное
географическое положение позволило ему вести торговлю по реке со многими
городами, одним из которых был Санкт-Петербург. Мышкинские купцы скупали яйца,
зерно и масло и по реке сплавляли в другие города. Мышкин славился своими
кузнецами и гончарами. А мышкинские мастера Петров и Полтев делали из березовых
наплывов мебель, которую приобретали члены царской фамилии. Основным занятием
было земледелие. В Мышкине выращивали лен и зерно. Промышленность наоборот была
более скромной. В городе было всего несколько заводов.

Мышкин – старый купеческий город. А купцы на Руси славились не только умелым
ведение дел, но и своей светской жизнью. В 1875 году была открыта одна из первых
публичных земских библиотек в Ярославской губернии, на средства купцов строились
городские храмы, сохранившиеся до наших дней, в городе с населением 2 тыс.чел.
существовал свой театр.



С установлением советской власти Мышкин теряет статус города и становится
селом Мышкино, а во время Великой Отечественной войны в 1943 году становится
поселком городского типа. И только в 1988 г. ему возвращают прежнее название –
Мышкин, а в 1991 г статус города.

Гуляя по этому маленькому городу можно увидеть много красивых старых
купеческих домов и маленьких крестьянских домиков. Как и в любом городе, в
Мышкине есть свои достопримечательности, одной из которых является Никольский
собор. Собор построен в 16 веке (1766–1769 гг) петербургским купцом Александром
Петровичем Березеным, а расписан и оформлен местными дворовыми. В советский
период, а именно в 1930 году, Никольский собор постигает участь многих соборов
того времени, а именно он был обезглавлен, в нем прекратились службы и в
дальнейшем из собора он был переделан в кинотеатр.

Мышкин – один из самых маленьких городов, но ежегодно принимает большое
количество туристов. Чем же он так знаменит? Давайте попробуем представить себе
прогулку по улицам этого года. Кроме Никольского собора, мы можем увидеть
единственный в мире музей Мыши, а также побывать в музее валенка и льна,
побывать в мастерских кузнецов и гончаров и посмотреть своими глазами эти
древние виды промыслов.

Самые первые упоминания о музее в городе относятся к середине 60-х годов ХХ
века (1966 г.). Организован он был юными краеведами, которые интересовались
историей и археологией родного края и постепенно собирали разные экспонаты.
Долгое время у музея не было своего помещения. Ни город, ни государство не
поддерживали молодежную организацию, поэтому многие экспонаты хранились в домах
у молодых краеведов. Некоторое время музей размещался в здании кладбищенской
церкви. Но ни суровые условия ,ни отсутствие государственной и городской
поддержки не смогли помешать молодым краеведам проводить экспедиции и развивать
музей. Одним из направлений стало создание музея под открытым небом. На эту идею
откликнулись соседние районы, и в Мышкин стали привозить различные крестьянские
постройки. Вскоре в музейном деле произошло распределение ролей и председателем
совета музея становится Владимир Александрович Гречухин. Часто в газетах стала
появляться информация о деятельности детской организации, что послужило ее
известности не только в районе, но и во многих других городах. Одним из самых
интересных и уникальных является музей “Мыши”, в котором собраны различные
мышки, собранные со всего мира. Тут есть и самый маленький мышонок и мышки из
известных мультфильмов. Кроме самих мышей, здесь можно встретить книги о мышах
на разных языках, посмотреть мышиное царство, проследить его иерархию. Само
здание музея невелико и расположено в сельском доме, но тысячи туристов из
разных стран с огромным интересом приезжают посмотреть на это удивительное
мышиное королевство. Нет ни одного государства, в эпосе которого не было бы
героя мышонка. Некоторым мышатам отводится большая роль в сказках и легендах,
некоторым второстепенная. Нельзя забывать и о том, что мышка – тот зверек,
который помогал людям не только в сказках, но и участвовал в разных
экспериментах, в том числе спасших жизни многим людям.

Кроме этого музея в городе есть не менее замечательные маленькие музеи –
музей льна и валенка. Почему именно они достойны того, что бы в них заглядывало
огромное количество народа? Ответ прост – это те народные промыслы, которые
обеспечивали жизнь человека на протяжении многих тысячелетий.



“Валенки – род башмаков или сапог, сваляных из шерсти” В. Даль
По данным археологов, можно предположить, что впервые изделия можно
отнести в 4 веку до н.э. И первыми изделиями из войлока были не валенки, а ковры
и накидки на лошадей или жилища. Изделия из войлока были доступны народам
степей, горным народам, где было большое количество овец и коз, шерсть которых
использовали для валяния войлока. Можно предположить, что на просторы древней
Руси войлочные изделия попали благодаря контактам с племенами кочевников. Войлок
стали использовать не только для ковров, но и как подкладки под амуницию. На
Руси изначально не было валенок. Мастера делали мягкие легкие башмаки для дома
(“чуни”). Первые упоминания об обуви из войлока относят к XII веку.
Предположительно она была сшита из 2 половинок, а не являлась цельносваленной
как сейчас. Первые цельносваленные валенки принято относить к XVIII–XIX в. Ни
бояре, ни князья древней Руси в валенках не ходили. Даже встречая упоминания
валенок в романе А. Толстого “Петр Первый”, можно заметить, что Петр одевал
валенки по утрам вставая с постели. Среди крестьян валенки можно было встретить
только у самых зажиточных. Свою популярность среди крестьян эта обувь получила в
XX веке, когда цена на валенки стала гораздо ниже, чем на кожаные сапоги, а
популярность их возрастала за счет того, что в них было тепло и удобно ходить.
Они не требовали плотного прилегания к ноге, знатные дамы могли позволить себе
одеть валенки на легкие туфли.

Процесс изготовления валенок достаточно длительный и требует определенных
навыков. В кустарном производстве сырьем для выделки валенок, как правило,
служит овечья шерсть – летнина, или клочье, снимаемая с овец летом. Вначале ее
освобождают от примесей – травинок, колючек – и разбивают, превращая в мягкую и
пушистую массу. Чем больше в валенках летнины, тем они мягче. Из разрыхленной
шерсти лепят будущую модель, тщательно следя за тем, чтобы стенки валенка
получились одинаковой толщины. Там где стенки оказывались тоньше, их
“платили” –
добавляли тонкие шерстяные заплатки.

Так возникает бесшовная сформованная модель будущего валенка. Теперь ее
накручивают на скалку, имеющую вид четырехгранной палки, и долго раскатывают.
Отсюда и второе название обуви – катанки или катанцы.
Процесс катания чередуют с вымачиванием – для большего уплотнения и усадки.
Лишь после такой процедуры войлочный сапог надевают на разборную деревянную
колодку и выправляют деревянной колотушкой. Затем поверхность валенка трут
пемзой и ставят в печь для просушки. Для окончательной отделки высушенный
валенок еще раз натирают пемзой или деревянным бруском.

Возникнув в конце восемнадцатого начале девятнадцатого веков, валяное
производство и изготовление валенок распространилось по всей России. В начале
валенки производились кустарно, в каждой избе была собственная валяная
“фабрика”. Валяльщик днями просиживал в тесной каморке, составляя
“полуфабрикат”, смешивая с шерстью мыло, соду, добавляя слабый раствор серной
кислоты. Процесс изготовления валенок был тяжелым ручным, но выгодным.

По данным 1901 года из кустарных промыслов Ярославской губернии, был самый
распространенный – производство валяной обуви, валенок. Экскурсоводы города с
удовольствием расскажут, что из мышиного пуха тоже валяют валенки.

Как уже было сказано выше, Мышкин славился не только зерновой
промышленностью, но и льном. Лен – это тот материал, который никогда не сможет
заменить шерсть или синтетика или искусственный шелк. Льняная нить намного более
прочная, чем шерстяная, она впитывает влагу. В изделиях из льна, легче
переносить жару, они антиаллергенны. Кроме того, цветки льна очень красивы и
приятно радуют глаз. Лен относится к одному из наиболее древних видов
сельскохозяйственных культур, относящийся примерно к железному веку. По данным
археологических раскопок появление льна у славян относят к до киевскому периоду.
В X–XI вв. лен возделывали на волокно и на масло в значительных количествах, и
он считался важнейшим растением, ведь он доставлял одежду и масло, был предметом
ремесла и торговли. Крестьяне платили им оброк и подати, вносили его в царскую
казну.

С полей лен собирали женщины ,часто им в этом помогали дети. Потом лен
сушили. Сухие, легко ломающиеся стебли льна (тресты) мяли на специальных
приспособлениях – мялках. Со стебля с треском сыпалась кострика, оставалось
серое, нежное, прочное волокно. Далее лен трепали. Процесс этот был трудоемким и
считался грязной работой, а заключался он в том, что женщины держали одной рукой
лен на весу ,а другой рукой били по нему деревянным трепалом. После чего лен
чесали, и уже после этого его можно было прясть. Отпряденный лен подлежал
промывке, а после этого из пряжи можно было ткать полотно.

Гуляя по Мышкину нельзя пройти мимо мемориала посвященному Великой
Отечественной войне. Здесь, на мраморных плитах высечены имена мышкинцев
воевавших в 1941–1945 гг., а так же письма одно из жителей к своей семье, так и
не вернувшегося с войны. Это письма И.Ф. Орлова, погибшего под Сталинградом. В
этих письмах нет описания военных действий, в них родительские наставления,
беспокойство за близких людей, переживания того, что люди далеко друг от друга.
Эти письма не просто часть истории – это подлинный “душевный” документ истории,
который необходимо хранить.

Центром мемориального комплекса является монументальная скульптура из бронзы
– памятник солдату-освободителю. Его высота – 5,7 метров.



Воин, прошедший всю Европу и вернувшийся домой с Победой, изображен шагающим
и в походном обмундировании. Перед скульптурой на общем с ним постаменте
расположены бронзовая звезда и Вечный огонь.

Это далеко не все, что можно рассказать об этом маленьком городе, но интерес
туристов к нему возрастает ежегодно, что позволяет городу не уходить в летопись
русских городов, а оставаться на плаву на протяжении нескольких сотен лет.




Следующий: