Мыла. Моющее действие. 10-й класс

Тип урока:

  • по цели — урок изучения новых знаний;
  • по методам: комбинированный.

Данный урок проводится в теме
«Кислородсодержащие органические соединения».
Является частью темы «Синтетические моющие
средства».

Дидактические цели:

  • Обучающая. Изучение строения, свойств и
    механизма действия мыла. Отработка навыка
    практической работы.
  • Развивающая. Продолжить формирование
    умений анализировать, сопоставлять данные опыта
    с теоретическими знаниями. Продолжить
    формирование навыка работы с источниками
    информации.
  • Воспитательная цель. Формировать черты
    социально-направленной личности учащихся,
    бережное отношение к окружающей среде.
    Воспитывать аккуратность и точность при работе в
    химической лаборатории.

Отбор содержания сделан на основе требований
программы. Формы и методы обучения выбраны с
целью сделать материал урока максимально
наглядным и интересным. Проведение лабораторных
опытов необходимо, так как химия наука
экспериментальная и любую информацию надо
подтвердить на опыте. Кроме того, проведение
эксперимента всегда способствует усилению
познавательной активности учащихся. Применение
компьютера на уроке позволяет сделать обучение
максимально наглядным. Использование
видеофрагментов дает возможность увидеть
эксперимент, который нельзя провести из-за
ограничения времени. Работа с литературой
приучает учащихся работать с разными
источниками информации, самостоятельно добывать
знания.

Методы обучения: объяснительно -
иллюстративные, репродуктивные, частично -
поисковые, исследовательские.

Урок сопровождается презентацией (Приложение
1). Для экономии времени, записи лучше вести в
«Рабочей тетради», выданной учащимся в начале
урока. (Приложение 2)

Ход урока

1. Организационный момент

.

2. Постановка задачи на урок.

(На слайде (Приложение 1) — тема урока Слайд
1).

3. Что такое мыло.

Найдите в рабочей тетради,
что такое мыло. (Приложение 2)

4. Строение мыла.

В тетради написана формула
стеарата натрия, а рядом еще одна формула.
Назовите это соединение. (Слайд 2)

5. Моющее действие.

5.1 Процессы, протекающие при растворении мыла в
воде.

Опыт 1. Определение среды раствора мыла.

Приливаем в пробирку примерно 1 мл раствора
мыла и добавляем несколько капель фенолфталеина.
Наблюдаем появление фиолетовой окраски.
Инструктаж по технике безопасности при работе в
химической лаборатории.

(Слайд 3 Строчки по щелчку, После второй строчки
выделение NaOH).

Может мыло моет потому, при гидролизе
образуется щелочь? Проверим. В двух воронках
размещены фильтры, в них помещено одинаковое
количество угольной пыли, приготовлены стаканы с
раствором щелочи и раствором мыла. Фильтры по
очереди промываются из стаканов. Мыльный
фильтрат намного мутнее, следовательно, мыльный
раствор лучше промыл фильтр. (Слайды 4, 5, 6).

5.2 Строение мыла. Гидрофобность и
гидрофильность.

Записываем в рабочую тетрадь названия,
подписываем части иона (Слайд 7 По щелчку (Щ)
фигурные скобки. Щ гидрофобная часть. Щ маленькие
фигурные скобки. Щ Гидрофильная часть)

5.3. Поверхностная активность мыла.

5.3.1 Снижение поверхностного натяжения воды.

(Слайд
8, 9, 10)

Опыт 2. Снижение поверхностного натяжения воды
при добавлении мыла. В чашку Петри приливаем
дистиллированную воду. Кладем на поверхность
воды кусочек фильтровальной бумажки, а на него
булавку. Бумажка тонет, а булавка остается.
Прикапываем к воде раствор мыла и наблюдаем
«утонутие» булавки.

5.3.2 Смачивание.

Слайд 11

Строчка 2 по щелчку

Опыт 3. Смачивание.

Слайд 12

Приливаем в стаканчик дистиллированную воду и
присыпаем на кончике шпателя порошок серы.
Плотность серы 2.07 г/см3, но она не тонет, т. к.
ее поверхность не смачивается водой. Приливаем
раствор мыла и наблюдаем, как сера оседает на дно.

5.3.3 «Гидрофилизация»

Слайды 13,14,15, 16,17, 18.

5.3.4

Эмульгирование.

Слайд 19,20.

Опыт 4. Эмульгирование растительного масла в
воде и в растворе мыла. В двух, закрытых пробками
пробирках находится примерно одинаковый объем
растительного масла. Прилейте к содержимому
первой пробирки примерно столько же воды, а к
содержимому второй — раствора мыла. Заткните
пробирки пробками и энергично встряхните с
одинаковой силой. Что наблюдаете?

6. Подведение промежуточных итогов.

Мы знаем что такое мыло и почему оно моет.

7. Введение игрового момента.

Давайте представим себе, что мы владельцы
большого химического концерна. И мы решили
расширить свой ассортимент за счет моющих
средств. Теперь каждая пара получает свое
задание.

Слайд 21.

Пункты по щелчку. Гиперссылки к слайдам с
результатами.

Учащиеся получают раздаточный материал с
инструкциями и работают самостоятельно.

Раздаточный материал оформлялся мной
следующим образом: на одной стороне листа А4
печаталась фотография обложки использованной
книги, на обратной — текст. Изображение всех
обложек Приложение 18.

Раздаточные материалы первой группы.

Составьте техническое задание
научно-исследовательскому отделу.

Возможно, в этом Вам помогут ответы на
следующие вопросы. Пользуйтесь материалами
сегодняшнего урока и полученными распечатками
из книг.

  1. Из каких двух частей должна состоять молекула?
  2. Должно ли наше вещество растворяться в воде?
  3. Какой, примерно, длинны должен быть гидрофобный
    «хвост»?
  4. Как наше вещество должно действовать на
    организм человека и животных?
  5. Все ли люди любят одинаковые запахи (даже
    приятные)? Всем ли нравятся сильные запахи?
  6. Все ли люди любят одинаковые цвета?
  7. Будет наш продукт храниться?
  8. Куда денется наше вещество после использования?

Выписки из литературы приложение 3,
приложение 4, приложение
5
, приложение 6, приложение
7
, приложение 8.

Раздаточные материалы второй группы.

Какое сырье мы будем использовать для
производства нашего моющего средства.

Подумайте, какое сырье мы будем использовать
для производства нашего моющего средства.
Пользуйтесь материалами сегодняшнего урока и
полученными распечатками из книг.

Оцените рынок сбыта нашей продукции.

Подумайте, каким предприятиям может быть
интересен наш продукт. Пользуйтесь материалами
сегодняшнего урока и полученными распечатками
из книг.

Выписки из литературы приложение 9,
приложение 10, приложение
11
, приложение 12.

Раздаточные материалы третьей группы.

Обоснуйте необходимость расширения
ассортимента.

Подумайте, почему производят не только мыло, но
и другие моющие средства.

Возможно, в этом Вам помогут ответы на
следующие вопросы. Пользуйтесь материалами
сегодняшнего урока и полученными распечатками
из книг.

  1. Хорошо ли стирает мыло в жесткой воде?
  2. Какова среда раствора мыла?
  3. Как щелочи действуют на шерстяные и шелковые
    ткани?

Придумайте рекламу нашему продукту.

Возможно, в этом Вам помогут ответы на
следующие вопросы. Пользуйтесь материалами
сегодняшнего урока и полученными распечатками
из книг.

  1. Как наше вещество будет мыть, хорошо?
  2. Как наше вещество будет выглядеть?
  3. Как наше вещество будет действовать на
    организм?
  4. Как наше вещество будет пахнуть?
  5. Какого цвета будет наш продукт?
  6. Как будет наш продукт храниться?
  7. Будет ли наше вещество легко биологически
    разлагаться в сточных водах?

Выписки из литературы приложение
13
, приложение 14,
приложение 15, приложение
16
, приложение 17,
приложение 18.

8. Сообщения учащихся.

Слайды 22, 23, 24, 25, 26

9. Подведение итогов урока.

Оборудование.

На каждую пару учащихся: поддон
химический многосекционный, штатив для пробирок,
чашка Петри, два кусочка фильтровальной бумаги,
две булавки, стаканчик на 100 мл, два стаканчика
(можно маленькие), две пробирки с пробками, в
каждой примерно 2 мл растительного масла, одна
пробирка без пробки, шпатель.

Реактивы

. Раздаточные склянки с порошком
серы, флаконы-капельницы с фенолфталеином,
растительное масло в пробирках, раствор мыла,
дистиллированная вода.

Материалы.

Рабочие тетради, листы с заданием
для каждой группы, распечатки из литературы,
соответствующие заданиям групп.

ТСО

: компьютер с медиапроектором.

Помещение класса оформляется книгами -
источниками, кусками мыла, фотографиями мыла и
мыловаренных производств.

Следующий: