Мы и эксперимент


Подвижные игры – это наше детство. Когда
возникли подвижные игры, кто придумал их? Они
созданы народом, так же как и сказки, песни.

Русские народные игры для детей ценны в
педагогическом отношении, оказывают большое
влияние на воспитание ума, характера, воли,
развивают нравственные чувства ребёнка,
укрепляют, способствуют закаливанию, а так же
профилактике заболеваний.

Подвижные игры доступны для всех возрастов и
групп здоровья детей. Их можно с успехом
использовать при планировании регионального
компонента, в учебной программе. Включение игр
помогает оживить, разнообразить урок. Специально
подобранный комплекс подвижных игр позволяет
достаточно быстро обучить основам любой
спортивной игры, а также общей физической
подготовке.

Игра — вид деятельности ребенка, который
представляет сознательную, инициативную
деятельность, направленную на достижение
условной цели, добровольно установленной
играющим. В игре удовлетворяются физические и
духовные потребности ребенка, в ней формируются
его ум, волевые качества. Единственной формой
деятельности ребенка является игра, которая во
всех случаях отвечает его организации. В игре
ребенок ищет и часто находит как бы рабочую
площадку для воспитания своих нравственных и
физических качеств, его организм требует выхода
в деятельности, соответствующей его внутреннему
состоянию. Поэтому через игру можно
воздействовать на детский коллектив, исключая
прямое давление, наказание, излишнюю нервозность
в работе с детьми.

За последние годы подвижные игры все
решительнее завоевывают симпатии педагогов.
Творчески работающие педагоги стремятся широко
и разносторонне вводить игру или ее элементы в
повседневную жизнь учащихся. А ценность игр
заключается в том, что приобретенные умения,
качества, навыки повторяются и совершенствуются
в новых, быстро изменяющихся условиях, которые
предъявляют к детям другие требования.

С 2008-2009 учебного года для повышения
эффективности уроков физической культуры и
модернизации содержания физического
образования в современных условиях, в
Белгородской области проводится региональный
эксперимент: “Содержание и организация занятий
физической культуры в школе на основе народных,
подвижных и спортивных игр”. Эксперимент
предусматривает внедрение новых форм в
организации проведения уроков физической
культуры, то есть обязательное использование в
проведении уроков игрового и соревновательного
методов. Рекомендовано в 1-4 классах включать в
проведение уроков физической культуры народные
игры; в 5-8 классах подвижные игры с элементами
спортивных игр.

В связи с этим у нас в городе созданы
межведомственные физкультурно -оздоровительные
центры на базе СК “Горняк”, ДС “Кристалл”, МОУ
ДОД “ДЮСШ” города Губкина, стадиона “Труд” и
плавательного бассейна “Дельфин”. Основной
целью деятельности центра является физическое
воспитание учащихся с применением игрового и
соревновательного метода на уроке физической
культуры с использованием базы спортивного
комплекса.

Вначале эксперимента перед нами были
поставлены основные задачи:

- выявить исходный уровень физической
подготовленности, физического развития
учащихся, их потребности к занятиям физическими
упражнениями и заболеваемость;

- определить целесообразность применения
комплекса подвижных, народных и спортивных игр с
учащимися младших, средних и старших классов в
образовательных учреждениях;

- разработать программно-методическое
обеспечение для проведения занятий по
физической культуре с учащимися на основе
применения подвижных, народных и спортивных игр;

- экспериментально апробировать разработанное
программно-методическое обеспечение занятий по
физической культуре со школьниками;

- разработать практические рекомендации по
проведению занятий по физической культуре с
учащимися на основе применения подвижных,
народных и спортивных игр.

Педагогически обоснованная организация
занятий спортивно-оздоровительных центров
делает уроки более разнообразными и интересными.

Каждую задачу урока ставим предельно
конкретно, особенно при проведении уроков
освоения нового материала. Чтобы повысить
интерес учащихся к усвоению нового материала, мы
используем элементы соревновательной
деятельности, потому что как только ученик
освоил какое-либо двигательное действие, интерес
к нему резко снижается. Однако стоит включить в
процесс обучения соревновательный момент и
отношение обучаемого к данному двигательному
действию сразу меняется. Игра, наряду с трудом и
учебой, одна из основных видов деятельности
человека. Подвижные и спортивные игры позволяют
решить важнейшие задачи работы с детьми и
подростками, удовлетворить их потребность в
движении и стабилизировать эмоции, научить
владеть своим телом, развивать не только
физические качества, но также умственные и
творческие способности, нравственные качества и
т.д.

Особенностью календарно-тематического
планирования является включение в каждый урок
народных, подвижных, спортивных игр и игровых
упражнений из базовых видов спорта программного
материала. Планирование учебного процесса по
рекомендации НМЦ было разработано совместно с
учителями физической культуры МОУ “СОШ №1” и
МОУ “СОШ №2”, координатором межведомственного
физкультурно — оздоровительного центра, которое
предусматривает проведение уроков в форме игр и
соревнований между параллелями. Спаренные уроки
проводятся на базе МОУ ДОД “ДЮСШ” города
Губкина и стадионе “Труд”, которые расположены
недалеко от школ. Так в среду соревнуются 6
классы, в четверг 8 классы, в пятницу 7 классы, в
субботу 5 классы. Все учащиеся, включая
освобожденных, находятся на уроке в спортивной
форме и спортивной обуви. Освобожденных детей мы
так же задействуем, они играют в шахматы, шашки и
настольный теннис.

Нами разработана и опробована технология
игровой деятельности. На каждом занятии
используются игры, игровые задания или
соревнования различной направленности. Подбор
игр осуществляем в зависимости от изучаемого
материала школьной программы, а так же от
конкретно поставленных задач перед учениками на
том или ином уровне.

Например:

Раздел – легкая атлетика – бег 30 м, 60 м,
эстафеты по кругу, комбинированные эстафеты,
челночный бег, подвижные игры на внимание,
меткость.

Раздел – спортивные игры – эстафеты с
элементами баскетбола, волейбола, подвижные игры
с мячами.

Раздел – гимнастика – полоса препятствий,
соревнования по ОФП, эстафеты с гимнастическими
элементами, подвижные игры.

В первой четверти при прохождении раздела
“Лёгкая атлетика” на стадионе “Труд”, в
игровой форме были проведены соревнования между
классами и между школами по следующим видам: бег
60м, прыжок в длину с места, метание малого мяча,
кросс, футбол, русская лапта. Во второй четверти,
изучая раздел “Гимнастика”, тест на гибкость,
сгибание и разгибание рук в упоре лежа,
подтягивание, прыжки через скакалку, поднимание
туловища за 1 минуту.

Положительное отношение школьников к уроку
физкультуры невозможно без радостных
переживаний на занятиях, возникающих
неоднократно. Позитивный эмоциональный настрой,
чувство радости у учащихся — один из критериев
успешного урока.

Мы соблюдаем несколько условий и методов,
повышающих эмоциональность урока:

1. Источником радости должен стать сам процесс
обучения элементами физической культуры.

2. Обстановка на уроке.

3. Игровые и образовательные методы.

На уроке физкультуры учителями в первую
очередь решаются образовательные задачи в
рамках урока: развитие двигательных
способностей, овладение двигательными умениями,
повышение знаний.

Включая школьников в соревновательную
деятельность на уроках, проводимых в спортивном
комплексе, мы активизируем их деятельность и
повышаем эффективность обучения, делая уроки
более разнообразными и интересными.

Психологическая установка учеников на
соревновательную деятельность при обучении и
совершенствовании двигательным умениям и
навыкам формируется через систему разнообразных
игр и эстафет. В процессе соревнований у детей
формируется чувство дружбы, товарищества,
развивается стремление к взаимопомощи,
воспитывается ответственность за выполнение
порученных заданий.

Для организации и проведения игр, игровых
заданий и соревнований, мы руководствуемся
следующими принципами:

- соответствие применяемых игровых форм и
средств психофизическим особенностям
занимающихся;



- доступность;

- зрелищность, эмоциональность игры, задания;

- целостность и последовательность игровых
заданий;

- взаимное уважение, доброжелательность;

- развлекательность;

- анализ и корректировка правил игры и нагрузки.

От четкой и правильной организации
соревновательного момента и подвижных игр
зависит общий порядок и красочность.
Соревнования мы проводим по трём системам:



- личные (определение сильнейших по виду
спорта);



- командные (определение лучшего класса);

- смешанные (лично-командные).

Соревнуясь с учащимися МОУ “СОШ № 2” мы,
систематически подводим итоги: по четвертям и за
весь учебный год.

Выявили сильнейших учащихся в личном
первенстве и определили классы-победители в
конце учебного года. На празднике подведения
итогов регионального эксперимента на базе СК
“Горняк” лучшие спортсмены и классы-победители
в каждом межведомственном
физкультурно-оздоровительном центре были
отмечены и награждены грамотами управления
образования администрации Губкинского
городского округа.




Следующий: