Музыкально-ритмическое воспитание как средство здоровьесбережения младших школьников

Увеличение двигательной активности является
одной из наиболее важных проблем физического
воспитания младших школьников.

Новейшие исследования показали, что в основе
плохого самочувствия и даже нездоровья
школьников лежат не только медицинские, но и
педагогические причины. Элементарное утомление,
головные боли, страх перед школой, отсутствие
интереса ребёнка к тому, как и чему в школе учат,
вырастают в трагедию нации.

Для укрепления здоровья младших школьников
особую роль играет применение рациональных
двигательных режимов и физических упражнений,
которые не только бы удовлетворяли требования и
соответствовала закономерностям развития
физических качеств, но и отвечали мотивационным
потребностям школьников.

Налицо противоречие между ухудшением здоровья
школьников и возросшими требованиями к развитию
двигательных качеств, которые необходимо
развивать и стимулировать в данном возрасте.

В настоящее время существует много
физкультурно-оздоровительных направлений, и
одно из наиболее доступных, эффективных и
эмоциональных – это музыкально-ритмическое
воспитание. Музыкальное сопровождение, элементы
танцев, образные упражнения, сюжетные композиции
сегодня наиболее актуальны для младших
школьников, как и программа
музыкально-ритмического воспитания выступающая
одним из основных средств здоровьесбережения
школьников в условиях общеобразовательного
учреждения.

Перед муниципальным образовательным
учреждением “средней общеобразовательной
школой № 33” встала проблема комплексной
организации деятельности по физическому
воспитанию младших школьников в
общеобразовательном учреждении, тем более что в
образовательном учреждении созданы для этого
благоприятные условия:

  • специализированный кабинет для занятий с
    зеркалами, станком, ковриками.

В ходе проблемно-ориентированного анализа были
выявлены проблемы:

  • снижение здоровья детей в период обучения в
    начальной школе;
  • отсутствие знаний о здоровье и здоровом образе
    жизни у младших школьников;
  • недостаточная работа по формированию
    физической культуры младших школьников со
    стороны педагогов;
  • отсутствие системы мероприятий по формированию
    мотивационной готовности к
    музыкально-ритмическому воспитанию;
  • слабая материально-техническая база данного
    образовательного учреждения.

Выявленные проблемы и стали основным
направлением при создании программы по
физической культуре “Музыкально-ритмическое
воспитание младших школьников с оздоровительной
направленностью на уроках физической культуры”,
рассчитанную на 34 часов, за счёт увеличения
уроков физической культуры до трёх часов в
неделю.

Реализуемая программа помогает сохранять и
укреплять навыки правильной осанки, зрения в 3
раза эффективнее при помощи специальных
оздоровительных упражнений.

Для каждой группы упражнений нами разработаны
памятки: глазодвигательная гимнастика,
упражнения для улучшения дыхания, формирования и
коррекции навыков правильной осанки и
индивидуальные программы здоровья в зависимости
от показателей физического развития и
физической подготовленности.

Способность согласовывать движения своего
тела с музыкальным сопровождением вызывает у
ребёнка радость, удовольствие, положительные
эмоции. Формируются навыки пластичности,
гибкости, грациозности, изящества. Через танец
прививается умение выражать различные
состояния, мысли, чувства, взаимоотношения с
окружающим миром.

Работая по программе музыкально-ритмического
воспитания, включены упражнения оздоровительной
направленности в подготовительном периоде 1:2 (1
общеразвивающее и 2 специальных упражнения в
соответствии с оздоровительными задачами урока),
в основном периоде 2:2 (2 общеразвивающих и 2
специальных упражнения), то есть на каждом уроке
данные упражнения применялись в
подготовительной, основной и заключительной
части урока в зависимости от задач урока.

Внедрение специальных упражнений, игр и
игровых элементов позволило выявить
положительную динамику уровня здоровья:
весо-ростовые и антропометрические показатели,
жизненную ёмкость лёгких, заболевания учащихся в
данном возрасте.

В школе проводились исследования взаимосвязи
между уровнем обученности учащихся 1-4 классов и
показателями здоровья: группы здоровья и уровни
сформированности индивидуальных программ
здорового образа жизни. Для изучения второго
показателя были разработаны индивидуальные
карты занимающихся, в которых учитывалась
самооценка учащимися наличия в их
жизнедеятельности элементов здорового образа
жизни (ЗОЖ), применения оздоровительных методик,
самоконтроля показателей здоровья (дневники
самоконтроля за состоянием здоровья), мотивации
и целеполагания ЗОЖ, теоретических знаний по
здоровью и здоровому образу жизни. Каждому
ученику были выданы памятки с оздоровительными
упражнениями, которые они применяли не только на
уроках физической культуры, но и во внеурочной
деятельности, в домашних условиях вместе с
родителями.

В результате регулярных занятий при
использовании данной программы мы наблюдали так
называемый “лечебный эффект”: укрепление
мышечного корсета, снижение количества учащихся,
имеющих “вялую” осанку, плоскостопия, так как в
результате активной работы мышц брюшного пресса
и спины происходит своеобразный массаж
внутренних органов.

Одним из направлений инновационной
деятельности были признаны попытки средствами
музыкально-ритмического воспитания с
оздоровительной направленностью добиться
максимального творческого двигательного
самовыражения учащихся. Для этого разработана
методическая система планирования занятий в
условиях детского спортивно-танцевального
коллектива “Вдохновение”, включающая элементы
физической подготовки, музыкально-ритмического
и хореографического воспитания, концертной
деятельности. При внедрении музыкальных игр в
образовательный процесс мы использовали танцы и
танцевальные композиции: “Снежный ком”,
“Пружинка”, “Выбери меня”, “Чунга-чанга”,
“Фигурный вальс”, “Полька”, “Риллио”, где
приёмы имитации, подражания, образные сравнения,
позволяли определить уровень музыкальной
подготовленности младших школьников. По
завершению работы по данной программе (в 4 классе)
проводились соревнования, где все родители могли
видеть владение музыкальной грамотой и
двигательной активностью.

Перед началом внедрения данной программы
проводилось исследование, где нарушение осанки
наблюдалось у 12, 3%, зрения 8,9% школьников младших
класс.

Таблица.


Заболевания Кол-во уч-ся % До проведения занятий После проведения занятий
Нарушение осанки 5,2 12,3 4,8
Нарушение зрения 4,1 8,9 7,2
ОРЗ и ОРВИ 3,9 7,8 5,2

К концу четвёртого года обучения по данной
программе было установлено, что уровень
работоспособности у учащихся увеличился на 3,4%,
снизилось число ОРЗ и ОРВИ заболеваний на 2,6%.
Учащиеся стали больше выступать и побеждать на
районных соревнованиях по программе
“Президентских состязаний”.

Показанные результаты позволяют сделать вывод,
что программа по “Музыкально-ритмическому
воспитанию младших школьников с оздоровительной
направленностью на уроках физической культуры”
может быть внедрена и для учащихся 5-7 классов с
целью повышения интереса к уроку у физической
культуры, повышению физического развития,
физической подготовленности, функциональных
возможностей, повышению духовно-нравственного и
эстетического потенциала школьников.

Следующий: