Музыкально-поэтическая композиция, посвященная 200-летию Отечественной войны 1812 г


Объяснительная записка. Урок составлен таким образом, что его можно проводить как в классе, так и в актовом зале школы. Урок можно провести в качестве закрепления пройденного материала, или как внеклассное или школьное мероприятие, посвященное 200летию Отечественной войны. Форма музыкально-поэтической композиции выбрана потому, что нестандартная подача традиционного материала способна увлечь и заинтересовать учеников. Дает возможность проявить им свои поэтические, музыкальные способности. Заранее ученики готовят стихи, песни, посвященные этому событию. Для проведения урока необходим гитарист-аккомпаниатор. Песни исполняются Хор:ом. Количество исполнителей – 5-8 человек. Ведущим может выступать как учитель, так и один из учеников. В композиции использованы стихотворения:

  • Ф. Глинка «Солдатская песня»,
  • М.Лермонтов «Бородино»,
  • А.С. Пушкин «Перед гробницею святой», отрывок из «Евгения Онегина», гл.7, строфа 37,
  • Д. Давыдов «Партизан».

А так же песни:

  • В. Берковского «Через поле гусар скачет»,
  • Б. Окуджавы «Батальное полотно», «Песенка о молодом гусаре»,
  • Ю. Кима «Гренадеры»,
  • на стихи М. Цветаевой «Генералам двенадцатого года»,
  • на стихи А. Гладкова «Давным-давно».

Композиция сопровождается видеорядом, на котором показываются портреты русских генералов. Образцы формы русской и французской армии, пейзаж с пожаром Москвы, фрагменты Бородинской панорамы Ф. Рубо, фрагменты из кинофильма «Гусарская баллада», музыкальные фрагменты из увертюры П.И. Чайковского «1812 год».

Синопсис композиции (тексты произведений не приводятся в силу их доступности).

Ведущий: В этом году мы отмечаем 200-летие одной из самых славных страниц в истории нашей страны – Отечественной войны 1812 года. И те, кто участвовал в войне, и те, кто родился значительно позже нее, хранили память о ней до конца своих дней. Рассказы о Бородинском сражении, пожаре Москвы, Березине были, по словам Герцена, их колыбельной песнью, детскими сказками, их Илиадой и Одиссеей. А начать наш урок мы хотим со стихотворения, которое было написано непосредственно во время войны, при обороне Смоленска в июле 1812 г.

Чтец: Читает стихотворение Ф. Глинки «Солдатская песня».

Ведущий: Война началась для русской армии с трагического отступления. Русские войска вынуждены были отдавать французам свою территорию, а Наполеон считал, что война уже выиграна и Россия побеждена. История судила иначе.

Хор: Поет песню Окуджавы «Батальное полотно».

Ведущий: Не раз поднимался русский народ на защиту своей земли от захватчиков, приходивших и с запада, и с востока. Но никогда прежде не знала Россия такого пробуждения нации, какое произошло в дни нашествия Наполеона. Именно поэтому война получила название Отечественной. Весь народ, а не только армия, поднялся на борьбу с врагом. Возникло партизанское движение.

Чтец: Читает стихотворение Д. Давыдова «Партизан».

Ведущий: Наконец, у деревни Бородино русская армия дала решительное сражение французам. Это была знаменитая Бородинская битва.

Чтец: Читает отрывки из стихотворения Лермонтова «Бородино».

Ведущий: В Бородинском сражении в полной мере проявился полководческий талант М.И. Кутузова, которому в это время было уже 67 лет.

Чтец: Читает отрывок из стихотворения А.С. Пушкина «Перед гробницею святой».

Ведущий: Багратион, Барклай де Толли, генералы Раевский, Тучков, Ермолов, Милорадович, Кутайсов, атаман Платов – эти военачальники Руссой армии покрыли неувядаемой славой и свои имена, и русскую армию в целом. Никогда не было в России ни до войны, ни после нее такого единения всего народа – от беднейшего крестьянства до виднейших представителей российского дворянства.

Хор: Поет песню на стихи М.И. Цветаевой «Генералам 12 года».

Ведущий: Отечественная война 1812 года была в истории 19 века самой кровопролитной. Ни Крымская война, ни война с Турцией 1877 г., ни франко-прусская война, ни война Севера и Юга в США за отмену рабства не дали такого количества жертв. К сожалению, как и во всех войнах, здесь погибал цвет нации – молодые здоровые юноши и мужчины, полные сил, энергии. Они могли бы принести огромную пользу своему Отечеству на мирном поприще. Но судьба судила иное – они легли на полях сражений. Во время раскопок, которые проводились уже в наше время, был найден череп человека с пробоиной в лобной кости, а сама свинцовая пуля прилипла к тыльной части черепа изнутри. А ведь это был чей-то сын, брат, муж, отец…

Хор: Поет песню В. Берковского «Через поле гусар скачет, донесение везет».



Ведущий: После Бородинского сражения у Кутузова был нелегкий выбор – либо сохранить русскую армию и отступить, оставив Москву, либо давать новое сражение, и в нем, возможно, потерять всю армию. Очень нелегкий выбор. Михаил Илларионович решил оставить Москву. Древняя столица России перешла Наполеону Французский император надеялся, что взятие Москвы – это окончание войны и Александр I попросит мира. На самом деле, взятие Москвы, ее пожар и исход жителей из нее были началом конца самого Наполеона, и его непобедимой армии.

Чтец: Читает отрывок из Евгения Онегина А.С. Пушкина (глава 7, строфа 37, со слов «Напрасно ждал Наполеон»).



Ведущий: Действительно, это было начало конца французской армии. Наполеон потерял из виду армию Кутузова – после «правого поворота» русской армии и отхода на Малоярославец воевать было не с кем. Кутузов вынудил французов отступать по старой смоленской дороге, по которой они шли в Москву и которую всю разграбили. У французов начался голод, а с ним пришли и болезни. Наступила зима. Французы пали духом и проклинали, втихаря, своего императора. У русской армии, напротив, боевой дух укреплялся и возрастал. Понимание того, что правда на нашей стороне, придавало новые силы. Армия и народ были воодушевлены на скорую победу.



Хор: Поет песню Ю. Кима «Гренадеры».

Ведущий: Война окончилась через два года взятием Парижа. Русская армия триумфально Прошла по всей Европе и с победой вернулась в Россию. Наступило мирное время. Постепенно война отходила в область воспоминаний, легенд, преданий. Отечественная война 1812 года породила огромный интерес в среде писателей, композиторов, поэтов, художников. Лермонтовское «Бородино» которое сегодня уже прозвучало, «Война и мир» Льва Толстого, увертюра П.И. Чайковского «1812 год», монументальная картина Ф. Рубо «Бородинская панорама», пьеса А.Гладкова «Давным-давно» – вот наиболее заметные явления в нашей культуре, посвященные памяти Отечественной войны. И в наше время создаются произведения, посвященные, если не самой войне, то этому времени.

Хор: Поет песню Окуджавы «Песенка о молодом гусаре».

Ведущий: К сожалению, война 1812 года оказалась далеко не последней. Были в истории России 20 века войны гораздо более жестокие, кровопролитные. Однако, опыт этой войны никогда не забывался. В самые трудные, тяжелые годы Великой Отечественной войны народ обращался к победам и славе своих боевых предков, чтобы в новых, гораздо более суровых условиях победить гитлеровскую армию. Отечественную войну 1812 года необходимо всем нам помнить и никогда не забывать.

Хор: Поет песню из фильма «Гусарская баллада»:

И если враг в слепой надежде
Русь покорить, Русь покорить захочет вновь,
Его погоним, как и прежде, давным-давно,
Давным-давно, давным-давно!




Следующий: