Музы вели в бой. Нестандартный урок. 9-й класс

Цели:

  • Показатель своеобразие русской музыки, культуры и литературы в годы Великой Отечественной войны; роль и значение в общественной жизни страны.
  • Познакомить учащихся с развитием музыкального искусства периода Великой Отечественной войны, с творчеством выдающихся композиторов.
  • Развивать умение учащихся работать с источниками, с различной справочной литературой.
  • Воспитывать гордость к создателям культурных ценностей за их трудолюбие, творчество, мастерство.

План урока:

  • Память о первом дне.
  • В ту тяжёлую зиму.
  • Одним дыханием с Ленинградом.
  • Моё творчество — моё оружие.

Оборудование:

  • Выставка книг по теме.
  • Портреты С.Прокофьева, Л.Руслановой, Д.Шостаковича, Александрова, Лебедева-Кумача.
  • Видеозапись парада 7 ноября 1941г.
  • Видеозапись «Блокада в Ленинграде»
  • Произведение О.С. Прокофьева, Д.Шостаковича.
  • Стенды к страницам устного журнала.

Ход урока

Учитель: Годы ВОВ никогда не изгладятся из нашей памяти. Советский народ защитил мир от фашистских полчищ. Ценой великих жертв и лишений, ценой самоотверженного подвига на фронте и в тылу была завоёвана Победа.

Война и музы. Казалось бы, нет более противоречивых понятий. Вспомним старинное изречение: «Когда говорят пушки, умолкают музы». Но в годы суровых испытаний, в годы священной войны музы не могли молчать, они вели в бой, они сталкивались оружием, разящим врагов.

Сегодня тема нашего урока так и звучит «Музы вели в бой». Мы узнаём, какой вклад художественная культура внесла в дело разгрома врага.

Урок наш пройдёт в форме устного журнала.

Изучение нового материала

1 страница

Память о первом дне

Такою всё дышало тишиной,
Что вся земля еще спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной.
Всего каких-то пять минут осталось.

Учитель: 22 июня 1941г. в 4 часа утра фашистская Германия, нарушив пакт о ненападении напала на Советский Союз.

Об этом первым узнали дикторы и другие сотрудники Всесоюзного радиокомитета. От корреспондентов радио пришли сообщения о том, что вражеские бомбят наши города, что вражеские полчища нарушили наши границы.

Ученик: Юрий Левитан получил документ, который надо прочитать по радио: «Сегодня в двенадцать часов будет передано важное правительственное заявление». Ему приходилось в течении дня несколько раз читать заявление Советского правительства о нападении фашистов на нашу страну. Читать такой документ было необычайно трудно. Душили гнев и ненависть к врагу, волнение за судьбу Родины.

Несколько позже стали поступать сводки, сообщения о тяжёлых боях, о вынужденных отступлениях наших войск. «После упорных боёв наши войска оставили…»

Нельзя было допустить, чтобы дрогнул голос. Ведь миллионы людей ловили каждое слово советского радио, сообщения «Последних известий».

Даже по интонации голоса диктора могли судить о положении на фронтах. О положении на фронте население узнавало по радио. На улицах и в общественных местах были установлены репродукторы.

Люди с замиранием сердца вслушивались в фронтовые сводки, голос диктора Всесоюзного радио Юрия Левитана стал самым известным в стране.

(Звучит голос Левитана.)

Учитель: Война и песня: что может быть общего?

Казалось бы, тяготы и страдания военного времени не оставляют места для песен…

И тем не менее песня всегда сопровождала солдата в походе и на привале, а иногда в бою…

От песни сердцу было тесно:
Она вела на смертный бой,
Чтобы громить врага под эту песню,
Защищая родину собой.

И в походе, и на привале, и даже в бою они вдохновляли бойцов. В минуты отдыха песня позволяла расслабиться, сделать передышку, а в решительные минуты помогла мобилизоваться, собрать все силы, уберечься от слабости и паники.

С первых дней войны советская песня, народные мелодии, патриотическая классическая музыка стали особенно дороги и священны для советских людей.

Радиопрограммы были наполнены патриотической музыкой, сценами из спектаклей, выступлениями известных литераторов композиторов. Душевный настрой народов Советской страны отразился в прозвучавшей в первые же дни войны песне: «Вставай страна огромная! Вставай на смертный бой! С фашисткой силой тёмною, с проклятою ордой!»

А какова же история появления этой песни?

Ученик: Из воспоминаний Бориса Александрова сына А.В.Александрова.

Однажды утром к А.В.Александрову подошёл политработник с газетой «Известия» в руках.

- Александр Васильевич, тут для вас есть замечательное стихотворение Лебедева-Кумача, может напишите песню?

Отец взял газету, прочитал стихи и забыв обо всём, уехал домой сочинять песню. К вечеру она была готова. Ночью вызвали артистов ансамбля и тут же, в репетиционной комнате, написав ноты на доске, выучили её. Музыка, с её призывным настроением была настолько созвучна стихам, несла в себе такую могучую силу, что певцы и музыканты порой от спазм, сжимающих горло, не могли петь и играть.

Утром следующего дня, едва успев родиться, «Священная война» начала выполнять свой солдатский долг. На Белорусском вокзале в людской тесноте и духоте, её голос звучал подобно набату, клятве, присяге. Все, кто в эту минуту находился там, заслышав первые звуки, поднялись как один, и словно в строю прослушали песню до конца, а когда она закончилась, на какое-то мгновение замерли, заворожённые звуками, а затем раздались оглушительные аплодисменты. Эта песня сразу стала необходима людям: они требовали её повторения. С этого памятного дня началась её большая жизнь.

(Портреты А.В.Александрова, Лебедева-Кумача; грамзапись песни «Священная война».)

Учитель: Выдающиеся музыканты С.Т.Рихтер и М.В.Юдина, солисты большого, Кировского и других оперных театров страны давали концерты в воинских частях и госпиталях. На встречи с бойцами выезжали симфонические оркестры, камерные коллективы, ансамбли песни пляски и народного танца. Деятели искусства несли живое слово труда, где в тяжелейших условиях фронтовой полосы, в окопах их с нетерпением ждали бойцы и командиры Красной армии.

Песенное творчество оказалось особенно притягательным для советских воинов. Всенародной любовью пользовались Л.Т.Утёсов, К.И. Шульженко, Л.А.Русланова, И.Д.Юрьева – талантливые исполнители народных песен и песен созданных уже в советское время.

Лидия Русланова вспоминала, что в годы войны очень много ездила с концертами. Иногда не знали будет ли уместно их искусство там, где может быть и не до песен. Пела на грузовике. Ей было даже неловко за яркий костюм, который выделялся среди массы защитных гимнастёрок. Однажды после концерта к ней подошёл солдат и сказал: «Спасибо тебя, русская женщина за песни, которые зовут нас в бой. Послушали мы их, как будто дома побывали».

(Звучит песня в исполнении Л.Руслановой.)

Учитель: «Враг наступает. Враг грозит Москве. Они наступают, потому что им хочется грабить и разорять. Мы обороняли, потому что хотели жить. Ещё осенью по приказу Гитлера были отпечатаны приглашения на парад фашистских войск на красной площади, но 7 ноября 1941 года по ней как и прежде, прошли воины Красной Армии, направляясь прямо на фронт. Музыкальное оформление парада было поручено подготовить известному военному дирижёру, автору знаменитого Марша «Прощание славянки» Василию Агапкину.

Ученик: Из воспоминания Василия Агапкина о военном параде 7 ноября 1941 года.

Все эти дни были холодными. 7 ноября погода была холодной, небо пасмурным, шёл снег. Прибывшие оркестры заявили, что клапаны у инструментов замерзают, пальцы коченеют. Как играть? Положение действительно тяжёлое, инструменты необходимо было сохранить от замерзания. Мелкие инструменты как наиболее необходимые держали под шинелями, крупные – прикрывали обшлагами шинели. Когда играли марши, то между собой чередовались, одни играли, другие отогревали инструменты. Командующий парадом 7 ноября 1941 года назначен был генерал-лейтенант Артемьев, принимать парад должен был Семён Буденный. Оркестр играл «Интернационал».



Начался парад войск, проходившие части были в боевой, походной форме. Суровые их лица выражали мужественное «стоять насмерть»- лицо каждого бойца, каждого командира.

(Видеозапись парада 7 ноября 1941 года.)

Учитель: Деятели культуры поддерживали дух москвичей. Так в осаждённой Москве остались многие артисты Большого театра, музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. В Москве пели знаменитую «Катюшу», «Землянку», «Синий платочек». Эти песни в годы войны овдовевшим и ожидавшим мужей с фронта женщинам напоминали о семье, любви, поднимали настроение, придавали силы. В журнале «Новый мир» № 9,10 за 1941 год было опубликовано стихотворение М.Лисянского «Моя Москва», весной 1942 года композитор Дунаевский написал музыку, и получилась песня, популярности которой не было равных.

(Грамзапись «Моя Москва».)

Ученик: Воспоминания Алексея Суркова.

Песня «Бьётся в тесной печурке огонь» стала чуть ли не первой лирической песней рождённой в пламени войны. Это песня родилась случайно, и даже не для печати. Это было шестнадцать «домашних» строк из письма жене. Написаны они были после тяжёлого боя. Так бы и остались эти стихи частью письма, если бы не появился во фронтовой редакции композитор Константин Листов и не стал просить «что-нибудь, на что можно написать песню». И тогда вспоминали о тех стихах, переписали их начисто и отдали Листову. Через неделю композитор вновь появился в редакции фронтовой газеты, попросил гитару и спел свою песню «В землянке». Эта песня согревала солдатские сердца, звучала в землянках в час перед атакой, становилась спутницей на войне.

(Звучит песня «В Землянке».)

Учитель: Многие известные литераторы работали корреспондентами, стихотворные истории А.Т.Твардовского про смелого и удалого солдата Василия Тёркина со временем превратилось в одно из лучших произведений советской литературы, воспевших подвиг рядового солдата Великой Отечественной войны, — «Книгу про бойца». Невиданной популярностью пользовалась лирика К.М.Симонова. К самому сердцу фронтовиков обращались его стихи, в которых горечь утрат военных лет соединилась с радостью любви к жене, матери, возлюбленной.

(Ученик читает стихотворение «Жди меня».)

Эти строчки Константин Симонов посвятил актрисе кино Валентине Серовой. Он ей подарил эти стихи, взамен писем, которых она от него не получила. Позже это стихотворение было напечатано в газете, оно появилось не потому что оно было каким-то уже особенно хорошим, а потому, что самой задушевной мыслью многих людей была мысль о том, что их ждут, что их должны ждать и что это ожидание смягчает для них тяготы войны.

(Видеозапись «Блокадный Ленинград».)

Учитель: 900 дней и ночей длилась блокада Ленинграда. Немецкие танковые соединения в начале сентября прорвались к Ладожскому озеру, отрезав Ленинград от остальной части страны. За эти 900 дней около миллиона человеческих жизней было унесено. Люди гибли от бомбёжек, голода, холода. В дни блокады, живя в Ленинграде, композитор Дмитрий Шостакович написал седьмую симфонию. Она была посвящена героической борьбе ленинградцев за свободу разного народа.

Седьмая симфония Д.Д.Шостаковича была исполнена 9 августа 1942 года в блокадном Ленинграде.

Давайте услышим несколько слов о том, как создавалась Седьмая симфония.

Ученик: Свою Ленинградскую симфонию Шостакович написал быстро. Он не мог её не писать. Кругом шла война.

Он должен был быть вместе с народом, хотел создать образ нашей сражающейся страны, запечатлеть его в музыке. С первых же дней войны он сел за рояль и начал работать. Ему хотелось написать произведение о людях которые не жалели сил и жизни во имя победы над врагом. Выходя на улицу, с болью и гордостью смотрел на любимый город. Ленинград боролся. Это была мужественная борьба.

16 сентября 1941 года Шостакович должен был выступить по радио. Он написал 2 части большого симфонического сочинения.

Закончил симфонию в декабре 1942 года, уже находясь в Куйбышеве.

Сначала Шостаковичу хотелось, чтобы здесь были слова, и чуть было сам не начал их писать. Позже он был рад, что обошёлся без текста. Музыка в данном случае выражает всё значительно сильнее.

9 августа 1942 года состоялась премьера Седьмой симфонии Шостаковича. Первое исполнение Седьмой симфонии было особым торжеством, оно состоялось в филармонии при переполненном зале.

(Звучит произведение Д.Шостаковича.)

С большим подъёмом работали и другие видные советские композиторы: С.Прокофьев создал симфоническую увертюру «1941 год» и оперу «Война и мир».

(Звучит произведение С.Прокофьева.)

Учитель: Достоянием массовой аудитории стали искусство плаката. Огромную эмоциональную силу излучал плакат художника И.М.Тоидзе «Родина- мать зовёт!». Созданные художниками Кукрыниксами (Куприяновым, Крыловым, Соколовым). Плакаты и карикатуры оказались мощным пропагандистским средством, разоблачившим идеологию фашизма. Ежедневные выпуски «Окон ТАСС»- плакатов на злобу дня. Как правило, плакаты выставлялись в уличных витринах.

Ученик: Из воспоминаний Кукрыниксов.

Первым плакатом военного времени и его эскиз получил одобрение и был плакат «Беспощадно разгромим и уничтожим врага».

Через день, то есть 24 июня 1941 года он был отпечатан и появился на улицах Москвы: в витринах магазинов, на стенах домов, на заборах. Текст к карикатурам обычно писал С.А.Маршак.

Например,

Бойцу махорка дорога,
Кури – и выкури врага!

Эти строчки значились под изображением курящего красноармейца, в клубах дыма выкуривающего фашиста в облике гнусной тли.

В газете «Правда» появился двойной рисунок «Долг платежом красен». В верхнем рисунке показано, как крестьянин вынужден был снять шапку перед гитлеровцем. В нижнем рисунке – как гитлеровцу сносит голову карающая рука партизанской справедливости. Этот рисунок сопровождался таким текстом:

Днём фашист сказал, крестьянам:
Шапку с голову росой! –
Ночью отдал партизанам
Каску вместе с головой.

На войне среди солдат была нужна агитация в изобразительном материале.

(Обратить внимание на стенд с плакатами «ОКОН ТАСС».)

Заключительное слово учителя: 9 мая мы отмечаем День Победы.

Сегодня, возвращаясь к той поре, мы отчётливо видим, что деятели советской литературы и искусства ещё раз доказали своё единство с народом. И это даёт все основания говорить о весомом вкладе поэтов, художников, актёров, музыкантов и общую Победу.

Михаил Шолохов и Александр Твардовский, Константин Симонов, Сергей Прокофьев и Дмитрий Шостакович, Кукрыниксы, Леонид Утёсов, Клавдии Шульженко и другие. Ведь это цвет нашей интеллигенции. Эти люди столь разные в своём искусстве, жили одним стремлением – своими симфониями, стихами, романами, выступлениями на фронте и в тылу приблизить День Победы.

(Звучит песня «День Победы».)

Литература

1. С. Красильщик «Музы вели в бой», издательство Агенства печати Новости,1985.
2. В. П. Дмитриенко, В. А. Шестаков, «История Отечества» 11 класс, 2001, Дрофа.
3. Н. В. Загладин, С. Т. Минаков, С. И. Козленко, Ю. А. Петров, «История Отечества» 9 класс, 2005, «Русское слово».




Следующий: