Музейный урок. Тема: Г. С. Новиков-Даурский. Личность. Культура


Цель: знакомство учащихся с личностью
и вкладом Г.С. Новикова-Даурского в историческое
наследие Амурской области.

Задачи:

  • формировать понимание взаимосвязи
    исторических эпох и своей причастности к иному
    времени, другой культуре посредством общения с
    памятниками истории и культуры;
  • формировать устойчивую потребность и навыки
    общения с памятником, с музеем;
  • развивать потребность в самостоятельном
    освоении окружающего мира путем изучения
    культурного наследия.

Оборудование: экран,
мультимедийный проектор, презентация.

Презентация выполнена в
PowerPoint

Предназначена: для учащихся 5-6 классов

Предварительная работа:
разучивание частушек вокальной группой
подбор материала исследовательской группой
инсценирование хороводной песни
организация выставки фотодокументов, книжной
продукции о Г.С. Новикове-Даурском.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Изучение нового материала

Учитель: Сегодня у нас
необычный урок – урок в школьном
музее. В этом году исполняется 130 лет со дня
рождения краеведа, археолога, журналиста
Григория Степановича Новикова-Даурского. Он
внес огромный вклад в дело исследования истории
Амурской области. Наша задача сегодня
познакомиться с личностью Г.С. Новикова –
Даурского и увидеть неоценимый вклад в
дело развития истории и культуры Приамурья. (Презентация. Cлайд 1)

Ученик 1: Григорий Степанович Новиков
(литературный псевдоним Новиков-Даурский)
родился 13 октября в 1881 году в г. Нерчинске
Забайкальской (ныне Читинской) области в
мещанской семье: отец был ремесленником (печник и
столяр), мать ходила на поденные работы к купцам и
зажиточным мещанам.. Григорию было семь лет,
когда в феврале 1888 года от чахотки умерла мать.
Вскоре тяжело заболел отец. Семья сильно
бедствовала, получая пособие от городской управы
в размере трех рублей в месяц. В школе
Григорий никогда не учился, азам грамоты
мальчика обучили родители. (Слайд 2)

Ученик 2: В августе 1900 г. Григорий
Новиков поступил в Нерчинскую
почтово-телеграфную контору. Работал сначала
рассыльным, затем – почтальоном. В это время он
начинает собирать фольклор Амурской области:
частушки, пословицы, поговорки, загадки. (Слайд
3)
– Что такое фольклор?

Ученик 1: Осенью 1903 года Новиков был
призван в армию и (по личному желанию) определен в
Квантунский флотский экипаж в Порт-Артур. На
место службы он прибыл в декабре того же года, а
через месяц началась русско-японская война.
Григорий Новиков участвовал в обороне крепости
до ее капитуляции и вместе с гарнизоном оказался
в японском плену в лагере Хамадера, в 18
километрах от г. Осака. (Слайд 4)

Ученик 2: Вернувшись на родину, в
Нерчинск, в 20-х числах февраля 1906 года, Новиков
занимается переплетно-картонажным ремеслом. В 1914
г. приезжает в Благовещенск, где заведует детской
библиотекой-читальней им. Л. Н. Толстого, а затем
более тридцати лет работает в Амурском областном
краеведческом музее (Слайды 5, 6)

Ученик 1: С 1928 года Новиков изучал
археологию Амурской области, лично обследуя
памятники древности. Григорий Степанович
собирал сведения по археологии из литературных
источников, переписывался с учеными и
краеведами-любителями. По 1952 г. он обследовал
окрестности сел Благовещенского,
Константиновского, Мазановского, Ивановского и
других районов области. В 1952 году Новиков открыл
городище близ села Семиозерка Ивановского
района и осмотрел остатки древней крепости
«Гора-Шапка» около села Поярково. (Слайд 7)

Ученик 2: Однако важное место в
исследования Г.С. Новикова-Даурского занимал
фольклор. Он ездит по деревням и записывает
услышанные песни, частушки, поговорки, пословицы,
загадки, а также диалекты старожилов Забайкалья
и Приамурья. Любовь к фольклору сохранилась у
исследователя до конца жизни, а вот интерес к
нему возник еще в трудные годы детства. Ко всему
народному приобщила маленького Гришу его
80-летняя бабушка, не имевшая образования, но зато
от природы наделенная великолепной памятью и
даром рассказчицы. Сказки и песни, прибаутки и
пословицы органически вошли в душу мальчика, и
во многом предопределят творческую
направленность Новикова-Даурского уже в зрелые
годы. (Слайд 8)

Ученик 1: Частушки, записанных в
Забайкалье и Амурской области в 1920-1940 гг., как
в зеркале отражают бурное движение народной
жизни в ее важнейших исторических моментах,
Приведем некоторые из них. (Слайд 9)

Выступления вокальной группы:



Из-за Зеи на аркане
Арестованных ведут,
Ноги босы, кровь сочится,
Казаки плетями бьют.

К нам японцы
пришли, У
японцев носы хлипки –
Человек так
двести,
Зимой замерзают,
Посидели и
ушли
Ободрали их, как липки,
С обстановкой
вместе.
Наши партизаны.

– О каких событиях русской истории мы можем
узнать по этим частушкам?
– А о чем мы можем узнать из этих частушек?

Выступление вокальной группы:



И «теперя»
обещают
Есть машина у персоны,
Рай небесный на
земле,
Есть шофер и есть завгар,
А хомут-то
надевают
И за счет казны их жены
Как и прежде, при царе.
В
город ездят на базар.

Много влаги на бумаге –
Не
копается картошка,
Льет чернильная
река,
Свеклу тоже съел мороз.
Бухгалтерия
итоги
Записал в ответ Ермошка:
Подбивает с потолка.
«Все
пошло скоту в колхоз».

Ученик 2: Г.С. Новиков-Даурский собирал
частушки по различной тематики: это и любовные,
свадебные песни, плясовые.
Большой интерес вызывают хороводные песни.
Новиков-Даурский не только записал тексты, но и
дал полное представление о формах исполнения
таких песен у казаков Забайкалья. Так называемые
«Игранчики-хороводы» устраивали, как
отмечает исследователь, в основном мальчики и
девочки, а, парни постарше предпочитали
«Вечерки». Вот как описывается драматургия
«Игранчиков» на примере песни «Мак
рвать»

Обыгрывается хоровая песня:

Кто-нибудь из хороводников садится на стул или
просто на пол, а все остальные становятся вокруг
и взявшись за руки, ходят по кругу, приплясывая, и
хором поют:

На горе-то мак,
мак,
Не поспел ли мак?
Под горою так,
так.
Не пора ли рвать?
Пойдем, девки, в
огород,
Маковка, маковка,
Попытаем у
ворот:
Красенька головка,
Поспел
мак?!

Это спрашивают все хором у «маковки», то
есть у сидящего в середине круга. Тот отвечает,
что еще только грядки вспахали. Пляшущие снова
начинают ту же песню и пляску, опять спрашивают:
«Поспел ли мак?» «Маковка» старается
оттянуть время и отвечает уклончиво: «Мак
только посеяли», «Только всходит»,
«Появились пупышки» (бутоны), «Только
расцветает» и т.п. А когда уже нечего больше
выдумывать, кричит: «Поспел мак! Пора рвать!»
и сам выскакивает из круга, чего, впрочем, хор
старается не допустить, и горе «маковке»,
если не сумеет выскочить за круг, – защиплют его
хороводницы».

Учитель: Несмотря на отсутствие
специального образования, Новиков-Даурский был
подлинным интеллигентом по духу, мировоззрению и
жизненной позиции. Он по крупицам собрал
сокровища народного духа и показал нам
прекрасный пример высокого гражданского
служения не только настоящему, но и будущему, ибо
собранный им материал содержит в себе
колоссальный духовный заряд, который просто
необходим нынешнему поколению, нуждающемуся не
только в точном историческом знании, но и в
глубоком духовном обновлении. И думается, что
этому поколению никак не обойтись без
«фольклорных университетов» своего народа.

III. Закрепление



Викторина (слайд № 10)

Литература:

1. Амурская область. Опыт энциклопедического
словаря.– Благовещенск, 1989.
2. Бердник С.В. История Амурской области.–
Благовещенск, 2004
3. Приамурье (документы, материалы, воспоминания).
– Благовещенск, 2001.
4. Хрестоматия по истории Амурской области
(Сборник документов и материалов.).–
Благовещенск, 1980.

  • amurmusem.ru
  • www.gz.amurobl.ru
  • www.ampravda.ru
  • istfil.bgpu.ru



Следующий: