Музейный урок по теме Юмористические рассказы А. П. Чехова

Вступление.

“Перемены начала XXI века диктуют необходимость поиска новых форм, подходов к
осмыслению главных проблем образования, культуры, в основе которых лежит
духовно-нравственное творчество учащихся.

Стремление к гуманитарному обновлению образования, ориентированному на
сотрудничество музея и школы – суть новой образовательной парадигмы нашего
времени”.

В этом учебном году администрацией, педагогическим коллективом нашей школы
было налажено сотрудничество с домом-музеем А.П. Чехова. Юбилей А.П. Чехова –
замечательный повод для разговоров о писателе, его жизни и творчестве в
необычной обстановке.


Встреча с Колгановой Г.И. в школе № 1244.

Первая встреча с научным сотрудником музея Колгановой Галиной Ивановной
состоялась уже в октябре 2009 года в стенах нашей школы. Учащиеся 4–6 классов
услышали интересный рассказ о музеях Москвы и в заключение были приглашены в
гости к А.П. Чехову на Садово-Кудринскую, д.6.

И мы стали готовиться к новым музейным открытиям.


Дом-музей А.П. Чехова в Москве.

Накануне празднования 150-летия со дня рождения А.П. Чехова учащиеся 5 “А”
класса со своим классным руководителем О.Э. Потараловой переступили порог
дома-музея А.П. Чехова. Экскурсию мы назвали “В гости к Чехову”. Эту обзорную
экскурсию снова для нас подготовила необыкновенно добрый и увлеченный своим
делом человек – Колганова Галина Ивановна. Пятиклассники еще мало знакомы с
творчеством А.П. Чехова, более подробное изучение жизни и творчества этого
талантливого писателя у них еще впереди. И они с большим вниманием и интересом
слушали увлекательный рассказ сотрудника музея и о самом доме, в котором в 1954
году был открыт музей, и о семье А.П. Чехова, о его увлечениях, творческой
деятельности, псевдонимах, о поездке на Сахалин. Но Галина Ивановна так
построила свое выступление, что и ученики стали активными участниками беседы.
Дети отвечали на вопросы, вспоминали рассказы писателя, которые они уже читали.
Большой отклик в сердцах учащихся нашел Мелиховский зал… Дело в том, что
некоторые ребята со своими родителями успели побывать в усадьбе Мелихово, и они
активно поделились своими впечатлениями о поездке.

Учащимся экскурсия в музей понравилась, и было решено провести необычный
музейный урок на тему “Юмористические рассказы А.П. Чехова”. Большую помощь в
подготовке и проведении этого урока оказала сотрудник дома-музея А.П. Чехова
Колганова Г.И. Приятно встретить человека, так увлеченного своей работой. И нам
повезло – мы его встретили.

В проведении музейного урока приняли участие ученики 5 “А” класса ГОУ СОШ №
1244, научный сотрудник дома-музея А.П. Чехова в Москве Колганова Г.И., учитель
русского языка и литературы школы № 1244 Фрычкова Т.В. и классный руководитель 5
“А” класса Потаралова О.Э.

Описание урока.

Тема урока: “Юмористические рассказы А.П. Чехова”.

Цели урока:

  1. познакомить учащихся с ранним периодом творчества А. П. Чехова на
    примере юмористических рассказов;
  2. усвоить отличительные черты юмористических рассказов А.П. Чехова;
  3. воспитывать “внимательного читателя”.

Задачи:

  1. выявить особенности чеховского юмора;
  2. усвоить значение юмористических рассказов А.П. Чехова.

Место проведения урока: дом-музей А.П. Чехова на Садово-Кудринской
улице.

Ход урока

Эпиграф урока

Смех исправляет нравы…
Жан Батист де Сантель (латинский поэт).

I. Вступительное слово учителя.

Ребята! Сегодня мы с вами станем участниками необычного урока, потому что он
пройдет не в классе за партой, а в зале музея и называться он будет “музейный
урок”.

Тема нашего урока “Юмористические рассказы А.П. Чехова”. Мы с вами прочитали
юмористические рассказы “Лошадиная фамилия”, “Хирургия”, “Пересолил”.
Постараемся отметить отличительные черты юмористических рассказов, узнать
особенности чеховского юмора. А поможет нам в этом хороший человек, который
спешит делать людям добро, – сотрудник музея Галина Ивановна Колганова.



II. Урок-беседа.

Г.И.: Ребята, мы уже с вами встречались в нашем музее, я запомнила вас
как благодарных внимательных слушателей. Сегодня вам предстоит не только
слушать, но и работать, активно включаться в ход нашего урока.

“В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли!” –
таков завет А.П. Чехова, этому нас учат его рассказы.

А.П. Чехов начинал свое творчество с коротких юмористических рассказов.

– Давайте вспомним, с какими юмористическими журналами сотрудничал писатель?

(Ответы учеников: “Стрекоза”, “Будильник”, “Осколки”.)


Журнал “Будильник”, где печатались
первые юмористические рассказы А.П. Чехова.

– Я знаю, что к сегодняшней нашей встрече вы прочитали рассказы А.П. Чехова
“Лошадиная фамилия”, “Хирургия”, “Пересолил”.

Вам понравились эти рассказы? Почему?

(Ответы учеников: понравились, они смешные, вызывают у читателя смех.)

– Да, и рассказы эти называются юмористическими. Юмор – слово, пришедшее к
нам из английского языка – это изображение чего-то в смешном, комическом виде.
Вспомним содержание рассказа “Лошадиная фамилия”.

(Ответы учеников: пересказывают сюжет рассказа.)

– Что смешного в этом рассказе?

(Ответы учеников: смешон подбор “лошадиных фамилий”, смешны способы
лечения, смешон конец рассказа.)

– А с кем мы с вами встретились в рассказе “Хирургия”?

(Ответы учеников: рассказы учеников.)

– Что рассмешило в этом рассказе?

(Ответы учеников: фамилии и имена героев, смешная ситуация.)

– Подумайте, какая русская пословица отражает смысл рассказа “Хирургия”?

(Ответы учеников: “Не в свои сани не садись”.)

– Переходим к рассказу “Пересолил”. В чем комизм ситуации, описанной в этом
рассказе?

(Ответы учеников: если бы Глеб Гаврилович Смирнов, герой рассказа по
причине собственного страха не стал пугать возницу Клима несуществующими тремя
револьверами, то не пришлось бы ему уговаривать сбежавшего от него в лес мужика
вернуться и продолжить путь.)

– Молодцы! Рассказы читали внимательно. А теперь попытаемся отметить
отличительные черты юмористических рассказов А.П. Чехова:

  • небольшие по объему рассказы;
  • интересные необычные названия;
  • в них преобладает диалог;
  • все они смешные;
  • смех в них добрый, цель которого что-то совершенствовать (вывод учащиеся
    делают вместе с Колгановой Г.И.)

Дети рассматривают юмористический журнал с рассказами Чехова.

III. Заключительное слово учителя.

Итак, сегодня мы стали участниками необычного урока – “музейного урока”. Нам
кажется, стены дома-музея, который радушно распахнул перед нами двери, помогли
нам на некоторое время забыть, что мы жители XXI века. Нам выдалась возможность
окунуться в прекрасный мир юмористических рассказов А.П. Чехова, пожить жизнью
его героев и усвоить особенности этих рассказов. Помните: рассказы А.П. Чехова
учат уважать человека в себе и в других. Они учат жить красиво, красиво думать и
красиво чувствовать.

Выводы.

Музейный урок – новая форма урока в процессе обучения, в свете инноваций
заслуживающая особого внимания. Участники такого урока раскрепощаются,
становятся активнее. Хочется надеяться, что музейный урок подарит нам
талантливых учеников, раскроет творческие способности “тихих троечников”,
пополнит ряды думающих, внимательных читателей.




Следующий: