Музейный урок по рассказу А. П. Чехова Свидание хотя и состоялось, но… в рамках общешкольного проекта В гости к А. П. Чехову

Вступление.

Урок проходил в рамках общешкольного проекта «В гости к А.П. Чехову», посвященного 150-летию со дня рождения писателя.

Проведению урока предшествовала большая подготовительная работа:

  • экскурсия в усадьбу Мелихово;
  • просмотр инсценировки рассказа А.П. Чехова «Свидание хотя и состоялось, но…» в театрально-концертном зале мелиховской усадьбы;
  • экскурсия в дом-музей А.П. Чехова в Москве, на Садовой-Кудринской;
  • самостоятельное чтение рассказа учащимися и обмен впечатлениями.

В проведении музейного урока приняли участие ученики 9а класса ГОУ СОШ №1244, научный сотрудник музея А.П. Чехова в Москве Колганова Г.И. и учитель русского языка и литературы школы №1244 Филиппова Н.А. Координатором всей работы была Огбаидзе Н.Г., учитель начальных классов школы №1244.

Некоторые пояснения.

Во время экскурсии в Мелихово девятиклассники посмотрели театральную инсценировку рассказа А.П. Чехова «Свидание хотя и состоялось, но…». Игра молодых актеров очень тронула ребят, не оставила их равнодушными, а все действие спектакля проходило в непосредственной близости от зрителей: помещение театрально-концертного зала в Мелихове небольшое, так что все увиденное произвело на школьников сильное впечатление.

Во время экскурсии в дом-музей А.П. Чехова в Москве наши ребята с интересом воспринимали и уже знакомую, и еще неизвестную им информацию из уст экскурсовода Колгановой Г.И., не просто высококлассного специалиста, но и увлеченного своим делом человека. Галина Ивановна не только сама интересно рассказывала о жизни и творчестве А.П. Чехова, но и заинтересовала подростков так, что смогла вовлечь их в диалог, заставить думать, анализировать, рассуждать. А в зале, посвященном мелиховскому периоду в жизни Чехова, экскурсовод, зная, что ребята уже побывали в Мелихове, построила свою беседу таким образом, что девятиклассники сами рассказали о пребывании Чехова с семьей в подмосковной усадьбе. Такой прием «заочной» экскурсии (или «музей в музее») очень оживил знакомство ребят с экспозицией московского музея. Не смогли они не поделиться с экскурсоводом и впечатлениями об увиденном спектакле. Так родилась идея прийти в музей еще раз, но уже для конкретного разговора – обсуждения рассказа А.П. Чехова «Свидание хотя и состоялось, но…»

Нам повезло, потому что Галина Ивановна Колганова не только поддержала нашу идею, но и приняла горячее участие в ее воплощении, а именно: помогла разработать вопросы для анализа рассказа, участвовала в обсуждении рассказа, характеров героев и т.д.

Описание урока.

Тема урока: «Анализ рассказа А.П. Чехова «Свидание хотя и состоялось, но…»

Цели урока:

  • познакомить учащихся с ранним периодом творчества А.П. Чехова;
  • выполнить идейно-художественный анализ рассказа;
  • закрепить умение лингвистического, художественного анализа текста.

Задачи:

  • выявить тематику ранних рассказов Чехова;
  • работа с текстом произведения;
  • формулировка проблематики рассказа.

Место проведения урока: дом-музей А.П. Чехова на Садовой-Кудринской.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

Ребята! Сегодня мы проведем с вами необычный урок: он пройдет не в школе, а в зале музея, поэтому и называться он будет «музейный урок». Темой нашего разговора будет содержание рассказа А.П. Чехова «Свидание хотя и состоялось, но…» Вы посмотрели театральную инсценировку рассказа, прочитали текст произведения, поэтому справитесь с его анализом, сформулируете проблему, поставленную автором, отыщете выразительные средства, к которым прибегает писатель в своем рассказе. А поможет нам выполнить эту работу сотрудник музея Галина Ивановна Колганова.

II. Урок-беседа.

Г.И.: Ребята, вы были в нашем музее на экскурсии и многое узнали о жизни и творчестве Антона Павловича Чехова. Рассказ «Свидание хотя и состоялось, но…» написан в ранний период творчества писателя.

– Как по-другому называют этот период в творчестве Чехова и почему?

Ребята вспоминают, что иначе ранний период творчества Чехова именуют «осколочным» по названию юмористического журнала «Осколки», в котором А.П. Чехов печатал свои рассказы.

– А в каких других юмористических журналах Москвы и Петербурга работал А.П. Чехов?

Ученики назвали журналы «Стрекоза», «Будильник», «Зритель», «Москва»

– А чем объяснить тот факт, что Чехов работал во многих журналах?

Ребята вспоминают то, что они узнали во время экскурсии: материальное положение семьи Чехова было трудное. В доме жили родители писателя, его братья, сестра, и Чехов, чтобы содержать столь многочисленное семейство, вынужден был много работать и печататься во многих журналах

Жанры и темы «малой прессы» Чехова в это времядовольно разнообразны: это и психологические этюды («Пережитое», «Благодарный»), и уголовный рассказ («Шведская спичка»), и сказки, случаи, сценки, рассказы. Есть у Чехова публикации, соотнесенные с различными праздниками (святочные рассказы, масленичные сценки) Например, известный вам рассказ «Ванька» описывает события Рождественской ночи. Из содержания рассказа читатель понимает, что дед никогда не получит письма Ваньки, но ведь ночь-то Рождественская… А вдруг произойдет чудо? Писатель оставляет надежду не только Ваньке, но и нам с вами. Много рассказов Чехов посвятил и дачной тематике.

– К какой из перечисленных тем вы отнесете содержание рассказа «Свидание хотя и состоялось, но…»?

Ученики указывают на дачную тематику рассказа.

– Рассказ «Свидание хотя и состоялось, но…» впервые был напечатан в 1882 году в юмористическом журнале «Москва». Под рассказом стояла подпись: Антоша Чехонте. Кто это?

Ребята говорят, что это один из псевдонимов А.П. Чехова и называют другие: Человек без селезенки, Брат моего брата.

На какие жанровые особенности рассказа вы обратили внимание? На что похожа рассказанная история?

Не сразу, но все-таки ребята смогли сказать, что в рассказе описана анекдотичная ситуация, значит, перед нами рассказ-анекдот.

– Проследите сюжетную линию рассказа.

Рассказы учащихся.

–В чем особенность композиции данного произведения?

Кольцевая композиция: рассказ начинается и заканчивается одним эпизодом – получением письма. Только содержание писем разное.

– К каким выразительным средствам прибегает Чехов для описания изменений в сознании главного героя?

Метафоры, олицетворения, гипербола. Ребята приводят примеры из текста рассказа.

– На чем строится интрига рассказа?

Учащиеся рассказывают о поведении главного героя в ожидании свидания и неожиданном финале.

– Какую роль в рассказе играет предметный ряд?

Шляпа в первом письме и во втором.

Г.И. Подведем итоги: рассказ – любимый жанр Чехова. «Краткость – сестра таланта», — говорил он и следовал этому принципу в своем творчестве. Чехов, описывая жизненную ситуацию, никогда не навязывал читателю своего мнения, оставляя за ним право составить собственное.

III. Заключительное слово учителя.

Итак, мы провели сегодня особый, музейный урок, но использовали при этом традиционные, знакомые нам по школьном урокам, формы работы, в частности беседу по прочитанному произведению. В своих ответах вы использовали материал, с которым познакомились во время музейных экскурсий. Такая интеграция дала неплохие результаты. Урок получился интересным, цели урока достигнуты.

Заключение.

Традиционный урок и по сей день остается основной формой в обучении и воспитании школьников, но, учитывая современные возможности, технологии, учитель может разнообразить привычный урок, сделать его интересным по форме и содержанию.

Таким, на наш взгляд, является проведенный в нашей школе музейный урок. Безусловно, подобные уроки требуют большой подготовки и их не будешь проводить часто, но запоминаются они ребятам надолго, может, навсегда. Поэтому в каких-то особых ситуациях проведение такого урока оправданно. А юбилей А.П. Чехова – случай исключительный и замечательный повод для разговора о писателе, его жизни и творчестве в непривычной для урока обстановке тихого маленького московского музея.

Подводя итоги, следует отметить, что проведение музейного урока способствовало обновлению, интеграции и гуманитаризации образовательного и воспитательного процессов в школе, развитию общей культуры ученического коллектива и реализации программы одаренных детей.

Список использованной литературы:

  1. А.П. Чехов. Сочинения в четырех томах. Т.1. Рассказы и повести. М., «Правда»,
    1984.
  2. З.С. Паперный «Антон Павлович Чехов». Вступительная статья к Сочинениям в 4-х томах. М., «Правда», 1984.
  3. Ю.А. Бычков «Четыре жизни Чехова». М., «Гелиос АРВ», 2004.
  4. Э.В. Васичева, Л.М. Иванова, Т.А. Соколова «Музейная педагогика в образовательном пространстве школы». «Методист» №7, 2007.
  5. sc.39.ru/lessons.htm

Следующий: