Муза дальних странствий Н. С. Гумилева

Цель:

Образовательные:

  • формирование у учащихся творческого мышления,
  • расширение и углубление знаний о поэзии,
  • совершенствование навыков художественною
    чтения и анализа стихов

Развивающие:

  • развивать умения анализировать, сравнивать,
    обобщать,
  • развивать навыки самостоятельной работы

Воспитательные:

  • формирование нравственных качеств: уважение к
    человеку, любовь к жизни, родине и прекрасному;
  • развитие страсти к познанию окружающего мира,
    умения отличать добро и зло, понимать смысл
    жизни, вызывать интерес к стихам, как к жанру
    литературы, в котором наиболее выражен
    внутренний мир человека.

Задачи:

  • вызвать интерес к поэзии и к личности поэта
  • сформировать эмоциональное восприятие жизни
    через призму стихов Гумилева
  • развивать у учащихся творческое мышление

Эпиграфы:

Я носитель мысли великой,
Не могу, не могу умереть…
Н.С. Гумилев

Еще не раз вы вспомните меня,
И весь мой мир, волнующие и странный
Нелепый мир из песен и огня,
Но меж других единый, необманный
Н.С. Гумилев

Гумилев-поэт географии…
Вселенную он воспринимает как живую карту…
Он принадлежит к династии Колумба
Ю. Айхенвальд

И символ горнего величия,
Как некий благостный завет,
Высокое косноязычие тебе даруется поэт…
Н.С. Гумилев “Восьмистишие”

Оборудование:

  • портреты Н.С, Гумилева,
  • сборники произведений,
  • воспоминания современников,
  • музыка С. Баха

Ход урока:

I. Словарная работа: кредо — чьи-то
убеждения

Мировоззрение; греза — мечта

Муза — источник поэтического вдохновения, а
также само вдохновение, творчество.

Метаморфозы — превращения, изменения.

Конквистадор — испанский завоеватель, воин.

Кимвалы — древний ударный инструмент в виде
двух медных тарелок, чаш.

Сонет — стихотворение из 14 строк, состоящий из
двух четверостиший и двух трехстиший. Баллада -
хоровая песня в средневековой
западноевропейской поэзии, позднее — небольшое
сюжетное стихотворение, в основе которого чаще
всего лежит какой-то необычный случай

II. Работа над темой урока.

1. Звучит стихотворение “Волшебная скрипка”
Н.С. Гумилева (на фоне музыка С. Баха)

2. Слово учителя: Поэт и его творчество…. Как все
это непросто, как сложно, потому что творчество -
это настоящие муки ада, это огонь, сжигающий
своего создателя. Такова участь людей,
обреченных на творчество: поэтов, музыкантов,
художников, создающих наше искусство, но в этих
муках есть счастье. (Открывается доска). Одним из
таких счастливцев, которого природа наделила
поэтическим даром, был Николай Степанович
Гумилев, перед талантом которого мы сегодня
преклоняемся.

Н.С.Гумилёв

Он как буш о опоздал родиться и не спешил в
будущее, оставаясь самим собой. Ему было хорошо, в
“сверкающем саду” его поэзии, поэтому его стихи
интересны всем: романтикам и непоседам,
влюбленным и мечтателям. А.И. Куприн назвал его
дикой и гордой перелетной птицей и утверждал, что
Гумилев — это “странствующий рыцарь,
аристократический бродяга, влюбленный во все
эпохи, все страны, профессии и положения, где
человеческая душа расцветает в дерзкой
героической красоте”. Эти слова

- ключ к постижению сущности характера поэта, с
чьим творчеством мы сегодня познакомимся, но
никому не дано сказать больше, нежели делает это
он сам, в своих стихах. В одном из своих
стихотворений он писал (чтение второго эпиграфа).
Это время пришло. Послушай те его стихотворение
“Кредо”.

- Каким вы увидели лирического героя этого
стихотворения?

2) Чтение второго эпиграфа

3) Каким увидели и запомнили Гумилева его
современники (работа биографов, они читают
воспоминания-

1) Элирха Голербаха (Трусевич Д.)

2) Алексея Толстого (Попов А.)

3) Г. Чулкова (Ряпков А.)

4) В. Жирмунского (Вяхирев А.)

5) С. Маковского (Маркова М.)

IV) Учитель: вот таким увидели Гумилева его
современники, но как было уже сказано, лучше
всего личность поэта, его мировоззрение
раскрывается в его творчестве. Сам Гумилев
говорил: (чтение 1-го эпиграфа), поэтому
приступаем к анализу стихов в работе в группах.

Н.С.Гумилёв с семьёй.

V) Работа в группах (раздать карточки с
заданиями)

а) Карточка-задание для 1-й группы: “Гумилев-
путешественник” (Чтение стихов “жираф” “Озеро
Чад” “Северное море” “Красное море” “Египет”
“Сахара” “Суэцкий Канал” “Судан”
“Абиссиния” “Мадагаскар” “Замбези” “Нигер”)

б) Карточка-задание для 2-й группы:
“Гумилев-Романтик” (стихотворения “Сон”,
“Маэстро”, “дон Жуан”, “Сонет”, “Ольга”,
“К***”

в) карточка-задание для 3-й группы:
“Гумилев-воин” (Стихотворения “ Портрет
Мужчины” “Наступление” “Товарищ” “Смерть”
“Видение” “Новорожденному”)

г) Карточка задание для 4-й группы:
“Гумилев-поэт” (Стихи “Творчество”,
“Волшебная Скрипка”, “Слово”, “Сады души
моей”, “Памяти Анненского”)

VI) Стихотворения “Я не прожился протомился”
стр. 101

В одном из писем 1908 года Гумилев заметил: “Что
есть прекрасная жизнь, как не реализация
вымыслов, созданных искусством? Разве не хорошо
сотворить свою жизнь, как художник творит свою
картину, как поэт создает поэму? правда, материал
очень неподатлив, но разве не из твердого камня
высекают дивные статуи?”

-прокомментируйте эти суждения Гумилева.
Попытайтесь ответить на вес его поставленные
вопросы.

- Могли бы вы утверждать, что жизнь самого
Гумилева была реализацией вымыслов созданных
искусством?” Обоснуйте свой ответ”

- Напишите небольшое эссе о поэте Николае
Гумилеве под название: “Тогда я сам свою мечту
создам”

VII) Гумилеву было 35 лет, когда он погиб. Возраст
зрелого цветения, “акмэ”. Всматриваясь в жизнь,
дивишься не столько ее краткости, сколько
энергии с какой она была прожита. Между первым
сборником “Путь Конквистадоров” и последним,
вышедшим вскоре после смерти поэта — “Огненный
столп”, лежит уже чуть более 15-ти лет. И они
вобрали в себя творчество, принесшее
известность. Теперь Муза Дальних Странствий
Николая Степановича Гумилева вернулась к нам, а
вместе с пей вернулось имя одного из самых
прекрасных и мужественных поэтов России. (Музыка
Баха)

Н.С.Гумилёв

Приложение

А. Ахматова

Следующий: