Муза А. А. Фета. Слияние внешнего и внутреннего мира в лирике поэта

Цель:

  • познакомить с судьбой и творчеством А.А. Фета;
  • показать тематическое своеобразие лирики А.А. Фета;
  • сопоставить поэзию Ф.И. Тютчева и А.А. Фета.

Ход урока

Урок проходит в форме литературно-музыкальной композиции, стихотворения
А.А. Фета читают наизусть заранее подготовленные ученики. Тексты стихотворений
представлены в
Приложении 6.

1. Вступление

Звучит песня на стихи А.Фета «Ты одна – любовь» («Сияла ночь. Луной был
полон сад. Лежали…») (ВИА «Сябры»)
(Приложение 1)
+ (Приложение 2)
Слайд 1

Рассказ учителя:

Это стихотворение написано Афанасием Афанасьевичем Фетом
и навеяно впечатлением от пения Татьяны Андреевны Кузьминской, сестры С.А.
Толстой – жены Л.Н. Толстого. Что же нам известно о жизни А.А. Фета?

2. Сообщения заранее подготовленных учеников

1

. Жизнь Афанасия Афанасьевича Фета (1820–1892 гг.) небогата внешними
событиями, но была осложнена двумя обстоятельствами, наложившими отпечаток на
его судьбу и творчество.

Первое обстоятельство связано с происхождением Фета.

Лечившийся в Германии помещик Афанасий Шеншин увез от мужа Шарлотту Фет,
родившую мальчика через месяц после приезда в Россию. Этому мальчику было дано
имя Афанасий. Но духовные власти Орла обнаружили, что ребенок родился до брака
Шарлотты Фет с Афанасием Шеншиным. В отличие от младших братьев и сестер, заочно
именовавшимися Шеншиными, он должен был называться Фетом, что было для него
несчастьем. Он долгое время мечтал о праве именоваться Шеншиным, т.е. помещиком,
и принадлежать к дворянской России. Слайд 2

2

. Фет решает стать военным и в 1845 году поступает в кавалерийский полк:
офицерский чин давал в то время дворянство. Поэту не повезло и здесь. За 12 лет
он дослужился до поручика. Но вдруг вышел указ о том. Что дворянство мог дать
только чин полковника. Фет порывает с военной службой, покупает землю с Мценском
уезде. Летние месяцы поэт проводит в усадьбе, в остальное время живет в Москве,
купив там особняк, много пишет, переводит, добивается почета. Получает звание
камергера, получив право принадлежать к роду Шеншиных.

По этому поводу над Фетом иронизировал его друг И.С. Тургенев: «Как Фет вы
имели имя, как Шеншин вы имеете только фамилию». И поэт сохранил за собой имя
своего настоящего отца – дармштадского чиновника.

3

. И второе обстоятельство, наложившее отпечаток на его душу и личность.

В годы военной службы Фет познакомился с Марией Лазич, поклонницей его
поэзии, талантливым музыкантом, весьма образованным человеком. Молодые люди
полюбили друг друга, но расстались. «Мои средства тебе известны, она тоже ничего
не имеет», – писал Фет другу. По понятиям Фета, бедность его и Лазич делала их
брак невозможным. Вскоре Мария Лазич погибает: она сгорела (несчастный случай
или самоубийство – неизвестно) Это произошло в 1850 г.

Как художник, Фет всю жизнь не мог уйти от этой трагедии. До глубокой
старости он писал стихи, обращенные к ней, к своей загубленной любви. Слайд 3

Дополнительный материал: Приложение 3

3. Звучит стихотворение «Какое счастье: и ночь, и мы одни!».

Слайд 4

4. Слово учителя

– Тема нашего урока – «Муза А.А. Фета». Слайд 5
– Кто такая Муза?

Муза – это богиня поэзии.

– Послушайте стихотворение «Музе» (1857) и опишите Музу А.Фета, как она
выглядит, какая она.
– Определите жанр стихотворения? (Послание.)
– Какие эпитеты помогают создать образ Музы?
– Какая же она, Муза А.Фета?

Муза Фета – добрая, с ласковой речью, небесная, неземная женщина.

5. Послушайте стихотворение «Муза» (1887)

– Как построено стихотворение «Муза»? (Это ответ Музы поэту.)
– Для чего в стихотворении упоминается Тизифона? Кто это?

Тизифона – одна из трех фурий, сидевшая у входа в Тартар, «мстительница за
убийства», богиня кровной мести.

– В чем же назначение поэзии?

Она помогает забыть житейские волнения, обрести счастье, славу, любовь.

6. К чему же зовет Муза А.Фета?

– Рассмотрим это на примере следующих стихотворений и сформулируем тезисы для
ответа. Слайд 6

«Облаком волнистым…»

Не забывать друзей, не оставлять человека в одиночестве.

«Хоть счастие судьбой даровано не мне…» (аудиозапись)
Приложение 4

Муза зовет к снисходительности, не отталкивать человека, не проявлять
негодования, даже если чувство любви неразделенное и кажется безумием.

«Прости и все забудь в безоблачный ты час…»

Не помнить зла, в этом, по мнению поэта, залог счастья.

«Мелодия» («Какие-то носятся звуки…»)

Не надо отчаиваться, и в разлуке чувство остается, и разлука прекрасна, если
любишь.

7. Слово учителя

В русской поэзии трудно найти поэта более «мажорного», чем Афанасий
Афанасьевич Фет. Это поэзия жизнеутверждающей мощи, которой напоен каждый звук,
первозданной свежести и благоухания. Поэзия Фета ограничена узким кругом тем. В
ней отсутствуют гражданские мотивы, социальные вопросы. Суть его взглядов на
назначении поэзии в выходе из мира страданий и печали окружающей жизни –
погружение в мир красоты. Именно красота – главный мотив и идея творчества
великого русского лирика. Красота, явленная в поэзии Фета, – стержень бытия и
мира. Тайна красоты, язык её созвучий, её многоликий образ и стремится воплотить
поэт в своих творениях. Поэзия – храм искусства, а поэт – жрец этого храма.

Сердце трепещет отрадно и больно,
Подняты очи, и руки воздеты,
Здесь на коленях я словно невольно,
Как и бывало, пред вами, поэты.

Основные темы поэзии Фета – природа и любовь – как бы слиты воедино. Именно в
природе и в любви, как в единой мелодии, соединены вся красота мира, вся радость
и очарование бытия.

8. Сопоставительный анализ стихотворений Ф.И. Тютчева «Есть в осени
первоначальной…» и А.А. Фета «Осень» («Как грустны сумрачные дни…»)

Приложение 5

– В чем разница в восприятии мира?

Ф.И. Тютчев рисует приметы русской осени, создавая картину неяркой, неброской
красоты родной природы. У Фета же картина хладной осени передает состояние
лирического героя.

Таким образом, особенность лирики А.А. Фета – слияние внешнего и внутреннего
мира.

– Подтвердите эту особенность лирики Фета, прослушав следующие стихотворения.

1. «Осень» («Ласточки пропали…»)

Тяжелое состояние поэта – «поневоле тяжело – хоть плачь!» – передается через
унылые осенние картины.

2. «Шёпот, робкое дыханье…»

Мир чувств представлен через мир природы (через восприятие любящего).

В 1843 году появилось стихотворение Фета, которое по праву можно назвать его
поэтическим манифестом.

Чтение стихотворение «Я пришёл к тебе с приветом»

– Что образует фетовскую вселенную?

– На каком художественном приеме построено это стихотворение?

Три поэтических предмета – природа, любовь и песня – тесно связаны между
собой, проникают друг в друга, образуя фетовскую вселенную красоты. Используя
прием олицетворения, Фет одушевляет природу, она у него живет. И поэт полон
жажды любви и творчества

.

9. Слово учителя

Стихи А.А. Фета необыкновенно музыкальны. Это чувствовали и композиторы,
современники поэта. П.И. Чайковский говорил о нем: «Это не просто поэт, скорее
поэт – музыкант…» Фет считал музыку высшим видом искусства и доводил свои стихи
до музыкального звучания. Написанные в романсово-песенном ключе, они очень
мелодичны.

Чтение стихотворение «На заре ты её не буди»

Прослушивание романса А.Варламова на стихи Фета «На заре ты ее не буди»


Приложение 7 Слайды 7, 8

6. Подведение итогов урока

– В чём же особенность лирики А.А. Фета?

10. Домашнее задание

Выучит наизусть стихотворение «Я пришел к тебе с приветом» или «На заре ты ее
не буди».

Следующий: