Мультимедийный урок в 7-м классе Страны Северной Европы

Тип урока:

изучение
нового материала

Оборудование:

учебник,
контурная карта, интерактивная доска

Цели урока:

  • Формирование знаний об особенностях природы
    стран региона “Северная Европа”, знакомство с
    новым географическим понятием “фьорд”.
  • Развитие внимания, мышления, устной речи;
  • картографического умения определять
    географическое положение объекта.

  • Привитие интереса к предмету, к науке
    страноведение.
  • Ход и содержание урока:

    1.Объявление темы урока и постановка
    учебных задач перед учащимися

    (5 минут):

    Учитель:

    Мы продолжаем изучение
    самого крупного материка планеты – Евразии, но в
    отличие от предыдущих уроков, где мы
    характеризовали природу и население материка в
    целом,

    (на экране интерактивной
    доски появляется карта Евразии),

    сегодня на уроке мы приступаем к
    изучению отдельных крупных территорий Европы и
    Азии. Откройте учебники на стр. 303 и
    рассмотрите карту
    (на экране
    интерактивной доски появляется карта регионов
    Европы).

    • Как
      называется карта?
    • На какие регионы разделена территория Европы?
    • Какой регион занимает самую большую площадь?
    • Какая существует особенность в названии
      регионов?

    Каждый регион имеет свои отличия в
    природных условиях, в использовании природных
    богатств, в жизни и деятельности людей. Эти
    отличия нам и предстоит выяснить.

    Все записи сегодня на уроке мы будем
    вести на контурной карте “Страны Зарубежной
    Европы”, пишем тему урока “Страны Северной
    Европы”

    (на экране интерактивной
    доски появляется тема и учебные задачи урока,
    учитель проговаривает УЗ).

    Учебные задачи:

  • На основе характеристики природы и населения
    выделить особенности стран Северной Европы.
  • Познакомиться с географическим понятием
    “фьорд”.
  • Научиться определять географическое положение
    региона.
  • 2. Решение учебных задач (25 минут):

    А) определение
    географического положения региона “Северная
    Европа”

    (Учитель запускает “Интерактивный
    режим” доски, открывает белый лист, “входит” в
    галерею, “вытаскивает” контурную карту Европы,
    уменьшает её, копирует карту на три страницы и
    предлагает учащимся выполнить задания на доске
    электронным маркером)

    Учитель:

    • Назовите страны Северной Европы, подпишите их
      на карте; (первая страница).
    • Мы умеем определять географическое положение
      материка – используя это умение, определите
      географическое положение Северной Европы.

    (Учащиеся называют
    элементы географического положения, обозначают
    и подписывают их на индивидуальных контурных
    картах, а также электронным маркером на второй
    странице контурной карты доски: начальный
    меридиан, северный полярный круг, Атлантический
    и Северный Ледовитый океаны, Западную и
    Восточную Европу; если учащиеся не назовут, то
    учитель на третьей странице карты делает
    добавления, используя виртуальную клавиатуру:
    Скандинавский п-ов, о-в Исландия, п-ов Ютландия,
    Северное и Балтийское моря)

    • Какую особенность географического положения
      стран региона вы можете назвать?

    Ученик:

    Все страны региона имеют
    выход к морям.

    Учитель:

    Верно! Особенностью
    стран Северной Европы является их
    приморское положение.

  • Какими видами хозяйственной деятельности в
    связи с этим может заниматься население?
  • Ученик:

    Можно заниматься
    рыболовством.

    Ученик:

    Можно добывать полезные
    ископаемые со дна океана.

    Ученик:

    Можно использовать океан
    как транспортный путь для кораблей.

    (На карте доски учитель рисует
    условные знаки этих видов деятельности: Исландия
    – “рыба”, Норвегия – “морской корабль”,
    Северное море- “нефть”. Учащиеся повторяют эти
    действия на своих контурных картах. Из галереи
    “Флаги мира” учитель “вытаскивает” флаги
    стран Северной Европы, прикрепляет их к
    территориям стран.)

    Б) характеристика природы и населения,
    выделение особенностей стран региона:

    Учитель:

    Посмотрите на флаги стран
    Северной Европы. Вы не замечаете их некоторого
    сходства?

    Ученик:

    Флаги разных цветов, но у
    них одинаковый по форме и местоположению крест.

    Учитель:

    Сходство в изображении
    флагов стран Северной Европы не случайно, это
    связано с общим историческим путём становления
    государств. В 6 классе на уроках истории вы
    изучали формирование европейских государств.
    Коротко вспомним об этом и узнаем ещё одну
    особенность стран региона. “Учитель
    “сохраняет” записи и “выходит” из
    интерактивного режима доски).

    (Двое учащихся класса подготовили
    фильм-слайд о викингах и предлагают посмотреть
    его на экране интерактивной доски.)

    Ученик:

    У жителей стран
    Северной Европы общие предки. В первом
    тысячелетии до н.э. сюда из более южных районов
    Европы пришли германские племена и освоили эти
    земли. Потомки этих племён, викинги или норманны,
    вошли в историю как участники пиратских
    грабительских набегов на чужие земли. IX-XI века
    историки называют расцветом эпохи викингов.

    Ученик:

    Перенесёмся на
    тысячу лет назад, в то время, которое называют
    средневековьем. Почти по всей Европе люди жили в
    бедности и невежестве. Были забыты представления
    о том, что Земля шар, что мир велик и разнообразен.
    На дорогах было много разбойников, соседи часто
    воевали друг с другом. Европейцы, за исключением
    викингов, мало путешествовали.

    Викинги были смелыми мореплавателями,
    отважными воинами, дерзкими и жестокими людьми.
    Суровые природные условия, голод и нужда толкали
    их на грабежи и убийства. На своих небольших
    кораблях, с вырезанной из дерева головой дракона
    на носу, под прямым парусом и с вёслами они
    плавали вдоль берегов всей Европы, уходили
    далеко в Атлантический океан.



    Викинги были великими мореплавателями
    Средневековья и открывателями новых земель.

    Ученик:

    В IX веке в
    Северной Атлантике викинги открыли остров
    Исландию, который называют “страной огня и
    льда”. На острове много вулканов, из-под земли
    вытекают источники с горячей водой и гейзеры, а
    совсем рядом лежат ледники. Викинги поселились
    на острове. Они разводили овец, ловили рыбу в
    море.

    Ученик:

    В X веке
    изгнанный из Исландии Эрик Рыжий и его спутники
    поплыли на кораблях на запад. Викинги открыли
    самый большой в мире остров и назвали его
    Гренландией – “зелёной землёй”

    В начале XI века викинги плавали и к
    берегам Северной Америки, но они не знали, что это
    новый материк, неизвестный европейцам.

    Учитель:

    Назовите историческую
    особенность жителей Северной Европы.

    Ученик:

    Особенностью
    населения стран Северной Европы являются их
    общие предки – германские племена – викинги.

    В) знакомство с понятием “фьорд”

    Учитель:

    Откроем учебники на стр.303
    и ещё раз обратимся к карте “Зарубежная Европа”.
    Внимательно приглядитесь, ребята, к береговой
    линии Исландии и Норвегии. Что вы можете о ней
    сказать?

    Ученик:

    береговая линия этих стран
    сильно изрезана.

    Учитель:

    Верно. Это характерная особенность природы стран региона –
    наличие фьордов
    . Посмотрите на рисунок и
    попробуйте описать что вы видите.

    (На экране доски появляется рисунок
    Норвежского фьорда, учащиеся пытаются дать его
    описание: вода, берег, высокий и обрывистый берег,
    там глубоко – стоит большой корабль, узкая
    полоска воды, морской воды, длинная полоса воды и
    др.)

    Учитель:

    Я попросила подготовить
    небольшое сообщение о фьордах Европы, Катя,
    пожалуйста, что ты узнала об этих географических
    объектах?

    Ученик: Фьорд – в
    переводе с норвежского языка – морской залив,
    это узкие длинные затопленные водой ущелья с
    крутыми обрывистыми берегами. В геологическом
    отношении фьорды очень молоды, они

    образовались когда ледник сползал по
    тектоническим трещинам. Самый крупный в Европе
    фьорд находится в Норвегии – это фьорд Согне, его
    ширина 5 км., длина 187 км., Почти на всём протяжении
    окружающие горы нависают над водой и там царят
    вечные сумерки. Глубина фьорда 1308 метров.

    Учитель: Мы
    услышали из сообщения, что в геологическом
    отношении фьорды молоды и на их образование
    повлиял древний ледник. Когда было последнее
    оледенение Земли и что ещё оставил после себя
    ледник, отступая на север?

    (Ответ на этот вопрос подготовил один
    из учеников, на экране доски появляется рисунок
    древнего оледенения)

    Ученик:
    Как мы видим на рисунке, ледник последнего
    оледенения Земли (10 тыс. лет назад) покрывал
    территорию всех стран Северной Европы, за
    исключением Исландии. Отступая на север, ледник
    оставил после себя ледниковые наносы – морену.
    На территории Северной Европы много озёр
    ледникового происхождения, особенно в Финляндии
    и Швеции
    . Наличие большого
    количества озёр – ещё одна особенность природы
    стран Северной Европы.

    Учитель:

    • Какую природную зону вы видите на рисунках? (ответ учащихся – тайга)

    Северная Европа – это край лесов из сосны и ели,


    свободные площади от озёр заняты тайгой. Это ещё
    одна характерная особенность природы региона.

    • Каким видом хозяйственной деятельности может
      заниматься в связи с этим население?
      (ответ учащихся – лесозаготовкой)

    3.Подведение итогов решения учебных
    задач (5мин.):

    Учитель:

    подходит к концу наш
    урок, необходимо подвести его итоги. Все ли
    учебные задачи мы выполнили? Зачитайте мне из
    ваших тетрадей особенности природы и населения
    стран Северной Европы.

    Ученики:

    Приморское положение стран

  • Общие предки – германские племена, викинги
  • Деятельность древнего ледника – береговые
    фьорды и большое количество озёр
  • Край лесов – тайга
  • Учитель:

    что такое фьорд?

    Ученик: фьорд – это морской
    залив особой формы, узкий, глубокий и далеко
    проникающий в берег.

    4. Проверка и закрепление
    изученного материала (5 мин.):

    (Учитель включает видеоролик, где
    учащиеся параллельного класса, у которых прошёл
    ранее урок по данной теме, задают свои вопросы по
    теме урока, учащиеся сразу дают ответы)

  • В регион Северная Европа входят пять и шесть
    стран?
  • Атлантический океан омывает Северную Европу с
    севера или запада?
  • Самая большая по величине территории страна
    региона Финляндия или Швеция?
  • 0 меридиан пересекает Северную Европу?
  • Балтийское море омывает Финляндию или Норвегию?
  • Викингов на Руси называли варягами или
    норманнами?
  • Викинги открыли Исландию или Ирландию?
  • Жители Исландии занимаются рыболовством или
    животноводством?
  • Самый большой фьорд Европы – Согне – имеет
    глубину больше или меньше 1 км?
  • Фьорд – это морской или речной залив особой
    формы?
  • Последнее оледенение Европы было 10 или 20 тысяч
    лет назад?
  • Северная Европа – это край лесов или озёр?
  • Жители Северной Европы относятся к германской
    языковой группе или романской?
  • 5.Подведение итогов урока, выставление
    оценок.

    Учитель:

    Северная Европа – это
    небольшая, но своеобразная часть природы нашей
    планеты. 40 минут урока недостаточно, чтобы
    познакомиться с её особенностями и
    достопримечательностями. Для этого у нас есть
    самый доступный способ – телепередачи “Вокруг
    света”, “Непутёвые заметки Д.Крылова”, канал BBC
    “Телепутешествия” и другие средства
    информации. Если вам интересно и захочется
    узнать большего, то перед вами есть выбор:
    читайте, смотрите, и тем самым вам откроются
    многие тайны природы нашей уникальной планеты
    Земля. Планеты, которую чтобы сохранить надо
    знать.

    Спасибо всем, кто подготовил устные
    сообщения, и кто активно работал на уроке.
    Оценки…




    Следующий: