Мультимедийный урок по химии Многоатомные спирты


Приложение 1

Цели урока: (слайд2)

  • Закрепить полученные знания об одноатомных
    спиртах.
  • Познать новое (многоатомные спирты) в
    сравнении с одноатомными, найти в общем частное,
    в частном общее.
  • Сформировать представления учащихся о
    многоатомных спиртах
  • Познакомить с особенностями свойств многоатомных
    и одноатомных спиртов
  • Подчеркнуть связь количественных изменений с
    качественными
  • Закрепить знания общих свойств и способов
    получения спиртов
  • Задачи урока:

    • Способствовать развитию мобильности мышления
      через применение в конкретных ситуациях знаний
      из различных курсов органической химии.
    • Развивать умение участвовать в проблемном
      диалоге.
    • Содействовать развитию познавательного
      интереса учащихся.

    Реактивы:

    растворы гидроксида меди (II),
    гидроксида натрия, глицерин, этиленгликоль,
    этанол, натрий, (р) соляной кислоты, жевательная
    резинка “Дирол”.

    Оборудование:

    компьютер, интерактивная
    доска, модели молекул спиртов, пробирки, колба,
    презентация

    Тип урока:

    комбинированный.

    План урока

    1 этап – Организационно-мотивационный

    Ход урока

    1 этап – Организационно-мотивационный

    (слайд3)

    Повторение предыдущей темы:

    Устный опрос

    • Какие вещества называются спиртами? (слайд 4,
      5)

    • Как классифицируют спирты по числу ОН-групп, и
      по Rad? (слайд 6-8)
    • Номенклатура спиртов? (слайд 9, 10)

    Работа на местах (слайд 11)

    • Написать формулы:
      2-метил бутанола
      2-метил-2-бутанола
    • Осуществить превращение:

    На слайде12, показано, как идет
    образование кратной связи в молекуле
    одноатомных спиртов.

    • Дать название следующим веществам: (слайд 13)

    Характерные химические свойства спиртов?

    (слайд14)

    Демонстрация видеоопыта “Горение одноатомных
    спиртов” (слайд15,16)

    Где используются спирты?

    (слайды 17-21)

    Сообщение учащегося “О вреде алкоголя
    на организм человека”

    (слайды 22-31)

    2 этап – Мотивация к восприятию нового
    материала:

    (слайд 32)

  • Что вы знаете о многоатомных спиртах?
    Используем ли их в повседневной жизни?
  • Как вы думаете, что представляет собой глицерин?
  • Что вы знаете о незамерзающих жидкостях?
  • Давайте сегодня поговорим о них
  • Учитель:

    Оказывается, существуют ещё и
    другие спирты – многоатомные. Да, действительно,
    есть спирты, которые имеют две, три, шесть
    гидроксильных групп. Представители многоатомных
    спиртов: (слайд 33)

  • Этиленгликоль
  • Глицерин
  • Ксилит
  • Сорбит
  • Задание 1:

    Найдите модели спиртов, молекулы
    которых содержат две гидроксильные группы (учащиеся
    находят модель этиленгликоля)
    . Это
    двухатомные спирты – диолы, гликоли.
    Трехатомные спирты имеют три гидроксогруппы –
    триолы, глицерины. Известные спирты и большей
    атомности, например, ксилит, сорбит:

    СН2ОН – СНОН – СНОН – СНОН – СНОН
    – СН2ОН.

    сорбит

    ОН – СН2 – (СНОН)3 – СН2 – ОН

    ксилит

    Учитель демонстрирует рекламный ролик о
    жевательной резинке “Дирол”.

    Задание 2:

    “Evry time you eat… Каждый раз,
    когда вы едите…” – эту фразу давно выучили
    наизусть даже те, кто раньше ни слова не знал
    по-английски. А следом за ней на экране
    появляется график изменения рН в полости рта –
    впечатляющая кривая, призванная убедить нас в
    необходимости немедленно приобрести
    жевательную резинку “Дирол без сахара”

    Прочитайте “состав” жевательной
    резинки “Дирол” и скажите, какие многоатомные
    спирты в нее входят? Какую функцию они выполняют.
    Попробуйте оценить с позиций химии, насколько
    справедливы слова стоматолога “Evry time…”,
    реально ли именно такое изменение рН в полости
    рта и насколько эффективен “Дирол”.

    Учитель: По программе мы изучаем
    двух- и трехатомные спирты.
    Формулы многоатомных спиртов, как и одноатомных,
    можно вывести из формул соответствующих
    углеводородов, заменяя в них атомы водорода
    гидроксильными группами.
    Если, например, в формуле молекулы этана
    гидроксильными группами заместить два атома
    водорода (у каждого атома углерода по одному), то
    получится формула молекулы двухатомного спирта:

    СН2ОН – СН2ОН

    этиленгликоль, по
    систематической номенклатуре этандиол – 1,2.

    В названиях многоатомных спиртов перед
    суффиксом – ОЛ ставят числительное, указывающее
    количество гидроксильных групп.

    Задание 3: Из формулы молекулы
    пропана вывести формулу молекулы трехатомного
    спирта глицерина и дать название по
    систематической номенклатуре.

    Ученик выполняет задание на доске, а учащиеся в
    тетрадях.

    СН3 – СН2 – СН3 ––> СН2 ОН – СНОН
    – СН2 ОН

    глицерин или пропантриол – 1, 2, 3.

    Вывод

    : К названиям предельных
    углеводородов добавляем суффикс – триол,
    цифрами указываем положение гидроксильных
    групп.

    • Строение и физические свойства многоатомных
      спиртов (слайд 34-37)

    Учитель. П

    еред вами пробирка с глицерином.
    Рассмотрите, что представляет собой это
    вещество.

    Лабораторный опыт:

    Растворимость
    глицерина в воде.

    К 1 мл воды в пробирке прилили равный объем
    глицерина и взболтали смесь. Затем добавили еще
    столько же глицерина. Что можно сказать о
    растворимости его в воде? Опишите свойства,
    которые вы наблюдаете.

    Глицерин – бесцветная, сиропообразная
    жидкость сладковатого вкуса, хорошо растворимая
    в воде.

    Учитель.

    Добавлю, что эти физические
    свойства присущи и другим многоатомным спиртам,
    в том числе и этиленгликолю. Надо помнить!
    Этиленгликоль очень ядовитое вещество!

    Задание 4:



    Сравните физические свойства
    многоатомных и одноатомных спиртов. На
    интерактивной доске проецируем эти сведения:

    Учитель:

    Подумайте о причине различия
    физических свойств одноатомных и многоатомных
    спиртов?
    Каковы изменения в относительных молекулярных
    массах спиртов?
    Каковы причины резкого различия температуры
    кипения?

    Ответы учащихся:

    Изменения в относительной
    массе одноатомных и многоатомных спиртов
    незначительные.

    Резкие изменения температуры кипения спиртов
    объясняются числом гидроксильных групп.

    Вывод:

    Число гидроксильных групп в спирте
    оказывает влияние на их физические свойства (за
    счет водородных связей).

    • Химические свойства многоатомных спиртов

    а) сходство с одноатомными спиртами:

    Взаимодействие со щелочными металлами.
    Демонстрация видеоопыта “Взаимодействие с
    натрием” (слайд 37)



    Учитель.

    Какие еще химические свойства
    характерны для одноатомных спиртов?

    Учащиеся перечисляют свойства: реакция
    горения, реакция обмена всей гидроксогруппы на
    галоген (с галогеноводородными кислотами и
    другие).

    Учитель.

    Запишите в тетрадях уравнения
    реакции взаимодействия:

    1. Глицерина с натрием;
    2. Глицерина с НCl.

    Ученики выполняет записи этих уравнений на
    доске.

    Вывод: М

    ногоатомные спирты имеют сходные
    свойства с одноатомными спиртами.

    б) качественная реакция на многоатомные спирты.

    Как вы знаете, в жевательной резинке “Дирол”
    содержится ксилит – пятиатомный спирт. Давайте
    убедимся в этом, проделав качественную реакцию
    на многоатомные спирты.

    Лабораторный опыт:

    Обнаружение
    многоатомного спирта в жевательной резинке.

    (Обсуждение результатов опыта, формулировка
    вывода о наличии в жевательной резинке
    многоатомного спирта)

    Применение многоатомных спиртов.

    Учитель.

    Рассмотрим вопрос о применении.
    Глицерин применяется для получения смазочных
    материалов, как умягчитель кожи и тканей, в
    парфюмерной фармацевтической и пищевой
    промышленности.
    Водные растворы этиленгликоля и глицерина
    замерзают при низких температурах, поэтому их
    используют в качестве антифризов – жидкостей с
    низкой температурой замерзания, применяемых для
    охлаждения двигателей внутреннего сгорания.

    Учитель демонстрирует лекарственный препарат
    – нитроглицерин и задает следующие вопросы:

    1. За счет, какого изобретения у Нобеля
    образовался приличный капитал? (динамит)
    2. Как объяснить следующее четверостишье



    Я пью его в мельчайших дозах,
    На сахар капаю раствор
    А он способен бросить в воздух
    Любую из ближайших гор.

    3. О каком веществе идет речь?

    4. Что является основой данного вещества?

    5. Почему вы так решили?

    Ученик делает сообщение о
    нитроглицерине

    Производство нитроглицерина
    разработал русский ученый Николай Николаевич
    Зинин
    в 1853 году. Но предложения о строительстве
    промышленных предприятий по производству
    снарядов и мин не заинтересовали ни царское
    правительство, ни артиллерийское ведомство.
    Только в 1863 году нитроглицерин начали успешно
    применять для подземных и подводных взрывов.
    Ученик Зинина – Альфред Нобель – продолжил
    работы своего учителя и в 1867 году запатентовал
    способ производства динамита. Будучи членом
    семьи знаменитых и богатых промышленников он
    стал организатором и совладельцем многих
    предприятий по производству взрывчатых веществ
    в разных странах мира. За год до смерти Нобель
    сам, без помощи адвокатов, составил завещание. Он
    считал, что унаследованное богатство плодит
    бездельников, поэтому друзьям и родственникам
    завещал немного. “Капитал мои душеприказчики
    должны перевести в ценные бумаги, создав фонд,
    проценты с которого будут выдаваться в виде
    премии тем, кто в течение предшествующего года
    принес большую пользу человечеству” Это
    вещество пробовали применять в военных целях.
    Однако такая взрывчатка часто взрывалась раньше,
    чем требовалось: при транспортировке, от
    сотрясения и удара. Решение проблемы предложил
    шведский инженер-химик, изобретатель пи
    промышленник Альфред Нобель, который
    значительную часть жизни прожил в России. Именно
    здесь он работал директором завода по
    производству нитроглицерина. Частые несчастные
    случаи на заводе побудили Нобеля к поиску
    методов безопасного обращения с этим веществом.
    В 1866 году ученый обнаружил, что пропитанная
    нитроглицерином инфузорная земля (кизельгур
    – нем.-рыхлая, легкая, пористая) безопасна при
    хранении и транспортировке, но сохраняет свои
    взрывчатые свойства. так был изобретен динамит
    – его разрушительную силу используют при
    прокладке туннелей, поиске и добыче полезных
    ископаемых, в строительстве и военном деле.

    Но … нитроглицерин не только убивает
    … и лечит:

    1% раствор

    сосудорасширяющее
    средство (кардиологическое средство) не обладает
    взрывчатами свойствами.

    Человечество вспоминает с
    благодарностью о Нобеле как и об основателе
    знаменитой премии.


    III. Закрепление

    С целью контроля знаний учащимся
    предлагается индивидуальная работа за
    компьютерами: выполнение упражнений по теме
    “Спирты”.

    Используемое пособие: СD-диск
    “репетитор по химии” из серии “Виртуальная
    школа Кирилла и Мефодия”.

    Компьютерная программа позволяет
    учащимся выставить себе оценки за выполнение
    работы.


    IV. Рефлексия.

    Итак, давайте подведем итоги нашего урока.

    1. Знания, полученные сегодня на уроке, мне
    пригодятся в жизни.

    2. На уроке меня заинтересовал вопрос о …

    3. Мне хотелось бы выяснить следующее …


    V. Подведение итогов урока.

    Оценивание ответов учеников и работы на уроке,
    выставление отметок.


    VI. Домашнее задание.

    § 8.4, вопросы № 1 – 8 на стр. 176, сообщения о
    многоатомных спиртах.




    Следующий: