Мультимедийный урок по теме Обобщение опыта работы военно-патриотического клуба «Родина»


Цель:



Обобщение знаний о
военно-патриотической работе кабинета истории.

Задачи:

  • развитие творческих способностей учащихся, их
    умений анализировать исторические факты,
    связывать их с современностью;
  • развитие навыков учебно-исследовательской
    деятельности (поиск и сбор информации);
  • расширение кругозора обучающихся в области
    краеведческих знаний;
  • воспитание патриотических чувств и гражданских
    качеств у учащихся.

Ход урока

I. Организационный момент



II. Вводная часть

Учитель: Более 17 лет работает в СОШ №27
историко-краеведческий центр “Родина”. В его
работе можно выделить четыре основных
направления: поисковая работа, оформительская,
лекционно-экскурсионная и
военно-конструкторская.

Поисковая секция военно-патриотического клуба
“Родина” работает по двум основным
направлениям: военно-краеведческая и поисковая.
В работе военно-краеведческой группы клуба
задействованы все классы среднего и старшего
звена. В результате планомерной работы был
собран огромный библиографический материал о
наших знаменитых земляках – участниках Великой
Отечественной Войны. Биографии некоторых из них
прозвучат на сегодняшнем уроке.

III. Основная часть

Учитель:

Последние несколько лет ученики
средней школы № 27 ведут работу по сбору
информации о балаковцах, участниках Великой
Отечественной Войны. В частности, на сегодняшнем
уроке мы заслушаем рассказы о трех выдающихся
уроженцах нашей области – Полынине Федоре
Петровиче, Ерошкине Валентине Кирилловиче,
Воробчуке Викторе Ипатьевиче. И мы предлагаем
вашему вниманию небольшую информацию, собранную
учениками нашей школы о судьбах этих людей.

Учитель:

К доске приглашаются ….. с
материалами о Полынине Федоре Петровиче.

Ученики:

Родился в семье крестьянина. Детство
провел в деревне Самарке Алтайского края, куда
переехал перед I-й Мировой войной вместе с
родителями, тремя братьями и двумя сестрами.
Окончил три класса сельской школы. В 1921 г.
вернулся в Сухой Отрог. В 1924 г. уехал в Самару.
Работал дворником и одновременно учился школе
для взрослых. С осени 1924 г. работал на табачной
фабрике “Экспресс”, затем чернорабочим на
фабрике “Пищевик”. Член ВКП(б) с 1927 г. Был членом
бюро комсомола фабрики.

Участвовал в Великой Отечественной войне.
Командовал 13-й бад Западного фронта.

В первый день войны дивизия нанесла по
наступающим частям противника бомбовые удары.
Особенно отличились пилоты 24-го сбап.

С 16.08.41 г. по 10.11.41 г. генерал-майор авиации
Полынин был командующим ВВС Брянского фронта
(11-я, 60-я, 61-я сад). Войска фронта проводили
Орловско-Брянскую операцию, участвовали в
Московскою битве.

24.12.41 г., после короткого перерыва, он был вновь
назначен командующим ВВС Брянского фронта и
оставался в этой должности до февраля 1942 г.
Войска фронта действовали на болховском,
орловском, тульском направлениях.

8.02.42 г. на базе 61-й сад было сформировано
Управление ВВС 13-й армии, которое возглавил
Полынин. В мае 1942 г. на базе Управления ВВС 13-й
армии была сформирована 205-я иад, а Полынин был
назначен заместителем командующего 2-й ВА. В
сентябре 1942 г. он был назначен заместителем, а в
январе 1943 г. — командующим 6-й ВА. 28.05.43 г. ему было
присвоено воинское звание генерал-лейтенант
авиации.

В октябре 1944 г. генерал-лейтенант авиации
Полынин был назначен командующим ВВС Войска
Польского. Их основу составили управление 6-й ВА и
несколько ее авиационных частей. В районе
Харькова велось формирование 1-го польского
смешанного авиационного корпуса в составе 1-й
бомбардировочной, 2-й штурмовой и 3-й
истребительной авиационных дивизий. Командиром
корпуса был назначен командир 9-й гвардейской
штурмовой авиадивизии генерал-майор авиации
Агальцов.

В ноябре 1944 г. на базе 6-й школы первоначального
обучения летчиков началось формирование
польского объединенного училища и 15-го запасного
авиаполка.

До 1947 г. генерал-лейтенант авиации Полынин
командовал ВВС Войска Польского, а затем
продолжил службу в советских ВВС. В 1955 г. окончил
Военную академию Генштаба. В 1959-71 гг. был
начальником тыла ВВС. С 1971 г. генерал-полковник
авиации Полынин — в запасе.

Работал в Центральном Доме авиации и
космонавтики. Жил в Москве. Автор книги “Боевые
маршруты”. Похоронен в Москве, на Кунцевском
кладбище.

Приложение №1, часть 1

Учитель:

С рассказом о выдающемся герое
отечественной войны – Ерошкине Валентине
Кирилловиче выступит…..

Ученик: Валентин Кириллович Ерошкин

, гвардии
старший сержант, сапер-разведчик 100-го
гвардейского стрелкового полка (35-я гвардейская
стрелковая Лозовская Краснознаменная орденов
Суворова и Богдана Хмельницкого дивизия, 8-я
гвардейская армия, 1-й Белорусский фронт). Родился
13 февраля 1925 года в с. Озинки Духовницкого района
Саратовской области. Русский. После окончания 8
классов Солянской средней школы работал
трактористом в зерносовхозе.

В июле 1941 года добровольцем ушел в Красную
Армию. С первых дней военной службу до победы над
Германией в Великой Отечественной войне
сражался на Западном, Сталинградском,
Юго-Западном, 3-м Украинском и 1-м Белорусском
фронтах. Принимал участие в оборонительных боях
под Смоленском, в Сталинградской битве,
освобождении Украины, Польши, разгроме врага на
территории Германии. Трижды ранен, дважды
контужен. За боевые отличия и безупречную службу
в Советской Армии награжден орденами Красной
Звезды (1956), Славы 3-й степени (1944), двумя медалями
«За отвагу» (1942, 1943), медалями «За боевые
заслуги» (1951), «За оборону Сталинграда»,
«За взятие Берлина», «За освобождение
Варшавы» и шестью другими медалями. Звание
Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина
и медали «Золотая Звезда» Валентину
Кирилловичу Ерошкину присвоено 24 марта 1945 года
за отвагу и мужестве, проявленные при
форсировании Вислы, захвате и удержании
плацдарма на западном берегу реки. 24 июня 1945 года
В.К. Ерошкин участвовал в Параде Победы в Москве.
До 1961 года служил в Советской Армии. Майор в
отставке, жил и работал г. Балакове редактором
газеты ‘Вечерний Балаково’.

Приложение №1, часть 2

Учитель:

Огромная роль в работе поисковой
секции клуба отводится подготовке учащихся
старших классов к службе в рядах Вооруженных Сил,
отсюда тесная связь со вторым отделом городского
военного комиссариата. Несколько лет подряд мы
приглашаем к нам школу бойцов балаковского
ОМОНа, солдат и офицеров, служивших в различных
“горячих точках”, ветеранов Великой
Отечественной войны. Среди них первый командир и
фактически создатель Балаковского ОМОНа Сергей
Викторович Хальметов, воевавший в Чечне, сержант
запаса Виктор Иванович Бабакин, выполнявший свой
интернациональный долг в Афганистане, защитница
саратовского неба в годы Великой Отечественной
войны Александра Федоровна Новикова и многие
другие.

Более четырех лет ученики старших классов
работают в городском поисковом центре “Набат”.
В течение трех лет восемь ребят были в шести
экспедициях по розыску и подъему солдат,
погибших в годы Великой Отечественной войны в
районе города Кириши Ленинградской области, где
сражалась 2 ударная армия генерала А.А. Власова,
набранная в основном из уроженцев Саратовской и
Пензенской областей.



Более подробно о работе поисковых групп нам
расскажет сегодня ….

Приложение №2

Ученик:

Поиск. Поисковик. Два простых русских
слова, которые ничего не говорят обычным людям,
непосвященным в тонкости этой работы, но очень
много значат для специалистов. В начале 90-х годов
бывшие воины-афганцы создали поисковые клубы по
всей стране. Такой клуб создан и у нас в городе. 4
года в его состав входят ученики нашей школы.
География поисков проста — места боев Великой
Отечественной войны. Труд поисковиков очень
опасен и сложен. 10 месяцев тренировок ради двух,
трех вахт. А в ходе вахты – хождение по минам,
снарядам. Жизнь без человеческих удобств, часто
под отрытым небом и в палатках.

Они стоят у Вечного огня
Над Волгой, у Мамаева кургана.
Они и за тебя, и за меня
Сражались, умирая слишком рано.
Они стоят у Бреста, под Москвой,
На их груди застыли автоматы, —
Они стоят, на лицах их покой, —
Надежные советские солдаты.
Их омывают ветры и дожди,
Их опаляет солнце летним зноем.
И никуда с поста им не уйти,
Ни каменным, ни бронзовым героям.

Более четырех лет ученики старших классов
работают в городском поисковом центре “Набат”.
В течение трех лет восемь ребят были в шести
экспедициях по розыску и подъему солдат,
погибших в годы Великой Отечественной войны в
районе города Кириши Ленинградской области, где
сражалась 2 ударная армия генерала А.А. Власова,
набранная в основном из уроженцев Саратовской и
Пензенской областей.

Только в двух последних экспедициях было
поднято 139 останков советских солдат, часть из
которых 9 мая 2003 года были перезахоронены на
Пискаревском кладбище в Санкт-Петербурге. Было
найдено восемь “смертных” медальонов, и в марте
2003 в течение недели 2 ученика работали в
Центральном архиве Министерства Обороны в
Подольске, разыскивая адреса этих солдат. Двое из
них оказались жителями Саратовской области.
Также был собран богатейший материал по истории
создания различного стрелкового оружия времен
Второй Мировой войны, бронетехники всех стран
мира и многое другое (например, история создания
спецподразделений войск СС, спецподразделений
итальянских ВМФ и др.). На сегодняшний день
кабинет имеет более 50 различных моделей и один
макет “Штурм Сапун — горы советскими войсками 9
мая 1944 года”, созданный руками учеников 9-х и 10-х
классов. Оформительский центр клуба плодотворно
занимается сбором и оформлением материалов к
различным военно-историческим датам и событиям.
Их руками оформлены планшеты и стенды в самом
кабинете.

Приложение №3, часть 1

Учитель:

Но если участие в поисковой работе
требует усиленной физической подготовки и
выносливости, то военно-конструкторская работа
этого не требует, зато привлекает мальчишек всех
возрастов своей возможностью окунуться в мир
крепких, мужественных и выносливых мужчин через
изучение и конструирование моделей оружия и
военной техники. На сегодняшний день кабинет
имеет более 50 различных моделей и один макет
“Штурм Сапун — горы советскими войсками 9 мая 1944
года”, созданный руками учеников 9-х и 10-х
классов. О кропотливой работе в данной секции
расскажут Волковский Михаил, Иванов Максим.

После одного из поисков нам в руки попал
предмет, который нас очень заинтересовал -
приклад от противотанкового ружья системы
Дегтярева. Мы начали искать все, что можно было
найти об этом ружье — чертежи, рисунки, рассказы о
его применении

И в ходе поисков возникла идея создать макет
этого ружья своими руками. Мы потратили четыре
месяца труда, чтобы создать точную копию этого
ружья. Вот это ружье перед вами, и вы можете
убедиться, что оно соответствует оригиналу.

Общая длина ПТРД составляла 2000 мм, калибр
патрона 14,5 мм, заряжался с казенной части 1
патроном скорострельность 8-10 выстрелов в минуту,
прицельная дальность 600 м, масса -17,3 кг.
Пробиваемость – на расстоянии 100 м броню
толщиной 40 мм.

Приложение №3, часть 2

Ружье Дегтярева оказалось весьма
технологичным. В 1941 году удалось выпустить 600
ружей, а в 1942 году — уже 184 000. Это позволило не
только удовлетворить потребность войск в легких
противотанковых средствах, но и создать
некоторый резерв. Кроме борьбы с бронированными
машинами противника ПТРД применялись для
стрельбы по бетонным укреплениям (дотам) и
орудиям. Использовалось как снайперская
винтовка на дальние расстояния, а также для
борьбы с низколетящими воздушными целями.

Эффективность, простота и неприхотливость
конструкции обеспечили широкое применение ПТРД
в течение всей войны.

Учитель:

С момента создания клуба в кабинете
проводятся лекции и беседы с разновозрастными
классами и группами учащихся. В старших классах
лекции проводит сам учитель, а в среднем и
младшем звене – ученики 9-11 классов,
подготовленные по определенному разделу
экспозиции. Сейчас уже можно сказать и о
некоторых результатах этой работы — выпускники
стремятся все больше и больше поступать в
военные училища, высшие школы и училища МВД. 10
человек в настоящее время являются курсантами
различных военных училищ и военных академий.
Среди тех, кто принимает участие в работе клуба,
нет ни находящихся на учете в ОППН, ни
неуспевающих. Эти ребята гордятся своей Родиной
и имеют свою жизненную позицию, основанную на
глубочайшем уважении к славе своих отцов, дедов и
прадедов.

А самое главное, что несет наша работа — это
осознание детьми того, что историей русского
народа стоит гордиться, что наш народ всегда
готов героически отстаивать любимую Родину вне
зависимости от политики и экономики в стране.




Следующий: