Мультимедийный урок на тему Стихийные природные явления в литосфере и их влияние на жизнь человека 8-й класс

Цели:

  • Знакомство с видами стихийных явлений
    литосферы и причинами их возникновения на
    территории России, а также в Татарстане.
  • Формирование умения работы с демонстрационным
    комплексом, электронными наглядными пособиями, с
    Интернет-ресурсами.
  • Воспитание бережного отношения к своему
    здоровью через знакомство с мерами
    предосторожности во время стихийных явлений.
  • Средства обучения:

    интерактивная доска,
    Интернет-ресурсы, материалы «Библиотеки
    электронных наглядных пособий», буклеты с
    видами природных явлений, атласы, контурные
    карты, индивидуальные карты, учебник «География
    России. Природа», автор И.И.Баринова; выставка
    книг и печатных изданий «Природа и мы».

    Ход урока

    I. Организация класса к уроку.

    Здоровьесберегающий элемент.

    - Здравствуйте ребята, уважаемые гости. Мы
    продолжаем изучение рельефа России.

    (Тема и цели уpокa написаны на доске)

    Мы сегодня на уроке:

  • Познакомимся с видами стихийных явлений
    литосферы и причинами их возникновения на
    территории России, а также в Татарстане.
  • Будем учиться работать с демонстрационным
    комплексом, с Интернетресурсами.
  • Запомним меры предосторожности во время
    стихийных явлений, чтобы сохранить и сберечь
    своё здоровье и жизнь.
  • II. Актуализация знаний.

    - Мы с вами изучили рельеф и геологическое
    строение России. Прежде чем приступим к изучению
    новой темы, нужно вспомнить материал прошлых
    уроков, для чего вы сейчас выполните тестовые
    задания. Подпишите листочки. (1 ученик работает у
    доски.)

    1 задание. Тест.

    (Задания написаны на листочках и на
    интерактивной доске, ответы и нормы оценок
    «зашторены». По окончании работы проводится
    взаимопроверка, выставляются оценки на
    диагностических картах)

    2 задание.

    Практическое задание на контурной карте.

    (Один ученик работает на доске, остальные на
    местах.)

    Листочки собираются и передаются консультанту
    для проверки контурных карт.

    III. Изучение нового материала.

    Электронная экскурсия по буклетам с

    видами
    гор и равнин.

    Учитель: -Природа не поскупилась на богатую
    палитру гор и равнин. Особым очарованием
    обладают даже старые горы, у которых вместо
    снежных шапок и пиков пологие склоны. Горы — мир
    загадочный, и до сих пор мало познанный,
    неповторимо красивый и полный опасностей. А
    сколько красоты на равнинах!

    Величие равнин незаметно: бескрайние леса;
    реки, лениво текущие по велению рельефа; овраги и
    болота; дороги, пролегающие прямо, как стрела, без
    крутых подъёмов и спусков.

    Работа с картой.

    -Назовите и покажите горы России.

    -Какие из них молодые, какие старые?

    -По каким признакам определяется возраст гор?

    Сопоставление физической и тектонической карт.

    Вывод: Молодые горы находятся в сейсмически
    активных зонах, на границах литосферных плит.

    - Какие явления происходят на границах
    литосферных плит?

    Формирование понятия.

    Учитель: -Большинство склонов и гор, и равнин
    могут показаться совершенно неподвижными: об
    этом говорит покрывающая их растительность. Но
    всё это — обманчиво. Мгновение — и всё поползёт,
    двигая за собой вековые деревья. Любуясь
    живописным пейзажем, человек не задумывается о
    трагедии. Его внимание привлекают причудливые
    изгибы вершин, зубчатый профиль гребня, гладь
    равнин, при этом отвлекая от самого прекрасного -
    собственной жизни. Вот нарастает гул, рыбки
    мечутся в аквариуме, беспокойно озираются по
    сторонам животные. Вот уже маленькие камни
    стёрты при огромном движении. По швам трещит
    одеяния гор: друг — друга давя, обгоняя, глыбы
    устремляются вниз, не щадя ничего и никого на
    своём пути. И всё это так внезапно, так
    неожиданно!

    - Почему они опасны?

    - Как называют явления, которые происходят
    мгновенно, внезапно, неожиданно?

    - Прочитайте определение.

    - Под стихийными понимаются разрушительные
    природные явления, в результате которых может
    возникнуть или возникает угроза жизни и здоровью
    людей, происходит разрушение или уничтожение
    материальных ценностей и элементов окружающей
    природной среды.

    Учитель: — К стихийным явлениям обычно
    относятся землетрясения, наводнения, селевые
    потоки, оползни, снежные заносы, извержения
    вулканов, засухи. К таким бедствиям в ряде
    случаев могут быть отнесены также пожары,
    особенно массовые лесные и торфяные. А сегодня мы
    с вами поговорим о стихийных явлениях, которые
    происходят в литосфере.

    Опережающие задания

    - сообщения учеников
    сопровождаются видеосюжетом.
    Учащиеся
    работают на к/к, один ученик -у доски.

    а) землетрясения.

    - Сейчас мы познакомимся с географией
    землетрясений. Послушаем сообщение (Ф. И ученика).
    Внимательно слушайте и смотрите видеозапись.
    После прослушивания сообщения, районы
    распространения землетрясений отметим на
    контурной карте.

    Ученик: — Землетрясения — колебания Земли,
    вызванные внезапными изменениями в состоянии
    недр планеты. Эти колебания представляют собой

    упругие волны, распространяющиеся с высокой
    скоростью в толще горных пород. Наиболее сильные
    землетрясения иногда ощущаются на расстояниях
    более 1500 км от очага и могут быть
    зарегистрированы сейсмографами.

    Землетрясения относятся к опаснейшим
    стихийным явлениям, следствием которых является
    появление разломов в земной коре, смещение
    пластов горных пород, изменение русел рек,
    разрушение зданий и сооружений. В ресурсе
    приведены изображения последствий
    землетрясений в районе Кавказа, Алтая и на
    Сахалине.



    б) вулканы.

    -Где в нашей стране встречаются вулканы, про это
    нам расскажет (Ф. И ученика).

    Ученик: — Вулкан — это проявление внутреннего
    тепла Земли. Вулканы причиняют огромный ущерб,
    особенно тогда, когда извержение происходит
    внезапно и не остается времени предостеречь и
    эвакуировать население. Раскаленная лава
    уничтожает все, что встречается на ее пути,
    вызывая пожары. Ядовитые газы распространяются
    на большие расстояния. А пепел покрывает
    огромные пространства. 20 см вулканического пепла
    достаточно, чтобы разрушить крышу дома.
    Действующие вулканы в России находятся на
    Камчатке и на Курильских островах. Самый высокий
    из них — Ключевская Сопка.

    Офтальмотренинг.

    в) оползни — самое грандиозное и чаще всего
    катастрофическое проявление гравитации на
    склонах.

    Ученик: — Оползни — это скользящие смещения масс
    горных пород вниз по склону, возникающие из-за
    нарушения равновесия, вызываемого различными
    причинами. Оползни могут быть на всех склонах с
    крутизной 20° и более и в любое время года. Они
    различаются не только скоростью смещения пород,
    но и своими масштабами. Скорость медленных
    смещений пород составляет несколько десятков
    сантиметров в год, средних — несколько метров в
    час или в сутки и быстрых — десятки километров в
    час и более. К быстрым смещениям относятся
    оползни-потоки, когда твердый материал
    смешивается с водой, а также снежные и
    снежно-каменные лавины. Следует подчеркнуть, что
    только быстрые оползни могут стать причиной
    катастроф с человеческими жертвами.

    Наиболее действенной защитой от оползней
    является их предупреждение. Из комплекса
    предупредительных мероприятий следует отметить
    собирание и отведение поверхностных вод,
    искусственное преобразование рельефа, фиксацию
    склона с помощью свай и строительства подпорных
    стенок.

    г) сели.

    - Еще в горах образуются грязекаменные потоки -
    сели. Причины их образования могут быть разные.
    Про них расскажет (Ф. и ученика).

    д) лавины — самый маленький толчок Земли может
    стать причиной катастрофической силы, которая,
    устремляясь вниз, набирает такую мощь, что
    способна даже перевернуть и оставить под собой
    огромный движущийся поезд.

    Ученик: — Лавина — масса снега, падающая или
    соскальзывающая с крутых склонов гор, аналогично
    обвалу. Скорость движения в среднем 20-30 м/с.
    Падение лавины сопровождается образованием
    воздушной предлавинной волны, производящей
    наибольшие разрушения. В горных районах, где
    снежные лавины возникают ежегодно, созданы
    специальные службы, своевременно
    предупреждающие население о грозящей опасности.
    Осуществляется искусственный сброс лавин путем
    их обстрела, отвод лавин дамбами и лавинорезами,
    проводится укрепление склонов опорными
    сооружениями.

    Лавины часто встречаются не только в горных
    районах России, а также и на равнинах.

    - Какие из этих явлений встречаются на равнинах?

    -Ребята, встречаются ли в нашей республике
    стихийные явления литосферы?

    -Да (примеры учащихся)

    (Один ученик ищет в Интернете нужный материал.)

    Учитель: — Люди во все времена считали, что
    землетрясения — это стихия, абсолютно не
    связанная с их деятельностью. В древности,
    вероятно, так и было. Но современный человек,
    добывая из — под земли нефть, газ, закачивая туда
    загрязнённую воду, влияет на процессы,
    происходящие глубоко в её недрах. Поэтому, в
    районах нефте- и газодобычи всё чаще происходят
    подземные толчки. У нас в республике с 1986 года по
    1989 год зарегистрировано 198 землетрясений. Мы их
    называем техногенные.

    Ответ легко можно найти: мы можем обратиться в
    Интернет.

    (Один ученик работает

    с Интернет-ресурсами).

    IV. 3акрепление знаний.

    Учитель: — Ребята, стихийные явления литосферы
    причиняют не только большой вред человеку, но и
    огромное горе. Чтобы уберечь себя и окружающих от
    опасности, нужно знать, как себя вести в подобных
    ситуациях. Используя полученные на уроке знания,
    попробуйте составить памятки по поведению людей
    во время катастрофических явлений.

    Работа в группах.

    I группа — вулканы

    П группа — землетрясения

    ПI группа — сели

    (Учащиеся читают свои памятки. После этого
    диагностические карты передают консультанту.)

    Выводы:

    1. Мы сформировали новые понятия: землетрясения,
      вулканы, оползни, сели, лавины. Закрепляем
      понятия на интерактивной доске путем подбора их
      к иллюстрациям.
    2. Мы узнали и выявили причины возникновения
      стихийных явлений: эндогенные и экзогенные
      процессы.
    3. Наши знания мы должны уметь применять в жизни.
      Поэтому нами разработаны памятки для
      практического применения.

    V. Итог урока: обобщение.

    - Мы сегодня познакомились со стихийными
    явлениями литосферы и мерами предосторожности в
    таких ситуациях.

    (Работа по выставке книг и печатных изданий.)

    Оценки за урок.

    Домашнее задание:

    Творческое задание: рисунок или макет вулкана,
    стих о горах, синквейн о стихийных явлениях. (1 вид
    по желанию).

    Здоровьесберегающая технология.

    Упражнение на расслабление, пожелание добра.

    Приложение.




    Следующий: