Мультимедийный урок истории по теме: Огненная дуга


Овладение информационными и
телекоммуникационными технологиями и
формирование общеучебных и общекультурных
навыков работы с информацией – одна из целей
современного образовательного процесса.
Применение компьютера на уроке оправдано прежде
всего при большой индивидуализации работы
учащихся. Любая форма работы над исторической
темой с использованием персонального компьютера
на рабочем столе ученика имеет преимущества
перед традиционными формами уроков уже потому,
что обладает гораздо большими возможностями
предъявления ученикам наглядных, документальных
и справочных материалов.

Урок рассчитан на 1 час изучения материала в 9
классе общеобразовательной школы .

Цели урока.

  • Образовательная:
  • сформировать знания о
    завершении коренного перелома в Великой
    Отечественной войне. Познакомить с основными
    событиями Курской битвы, показать военное
    искусство советского командования, героизм
    солдат. Определить значение Курской битвы.

  • Развивающая:
  • формировать умения
    анализировать, делать выводы, сравнивать,
    работать с источником; формировать навык
    самостоятельно добывать информацию, используя
    компьютер;

  • Воспитательная:
  • воспитывать чувства
    патриотизма, гордость за свой народ.

Эпиграф:

В привычных сумерках суровых
Полночным залпом торжества,
Рукоплеща победе новой,
Внимала матушка-Москва.

А. Твардовский

1. Вводное слово.

Мы продолжаем изучать один
из самых тяжелых периодов в истории нашей
страны– Великую Отечественную войну. На прошлом
уроке разобрали Сталинградскую битву, которая
положила начало коренному перелому в ходе войны.
Сегодня мы прочтем еще одну страницу в истории
Великой Отечественной войны. Предметом
сегодняшнего разговора является Курская битва.
Цель данного урока – рассмотреть завершение
коренного перелома, познакомиться с основными
событиями Курской битвы, определить значение. Но
прежде я позволю себе вернуться несколько назад,
в 1942 год. (Слайд1,2)

2. Проверка домашнего задания.

Вопрос:

Чем он был знаменателен?

Ответ:

Произошла Сталинградская битва,
окончившаяся блестящей победой Советской Армии.
Померк миф о непобедимости германского оружия.

Вопрос:



Назовите дату ВОВ.

Ответ:

22 июня 1941 – 9 мая 1945.

Вопрос:

Назовите этапы войны.

Ответ:

22 июня 1941 г. – 18 ноября 1942 г. –
начальный этап; 19 ноября 1942 г. – конец 1943 г. –
период коренного перелома; 1944 г. – 9 мая 1945 г. –
завершающий этап.

Вопрос:

Назовите основные события начального
этапа.

Ответ:

Стратегическая инициатива у немцев,
отступление советских войск, немцы заняли
Белоруссию, Прибалтику, Украину. Битва за Москву.
Начало обороны Сталинграда.

Вопрос:

Что такое коренной перелом в ходе
войны?

Ответ:

Переход стратегической инициативы от
немецкой армии к советской.

Вопрос:

Какие битвы явились результатом
коренного перелома?

Ответ:

Сталинградская и Курская битвы.

3. Изучение нового материала

(Рассказ ведется с использованием карты)
Попробуйте определить, где могли начать
наступление немцы, где более предпочтительно
главное наступление 1943 года, на которое
поставлено так много в судьбе войны.

(Учащиеся называют цифры, которыми отмечена
вся протяженность линии фронта, и определяют, что
очень “соблазнителен” участок Советской Армии
у Курска, который далеко вдается в расположение
немецких войск).



Вопрос: Что надеялись получить немцы? На что
рассчитывали?

Ответ: — укрепить дух немецкого народа;
прибавить немецкому солдату веру в победу; взять
реванш за проигрыш под Сталинградом.

Немцы операцию назвали “Цитадель”, что
означает “крепость”. И это придумано, верно: нет
стен, зубцов башен, рвов, но то, что ждало русских
на этом участке – действительно напоминало
крепость. Важность данной операции для Гитлера
подтверждается и тем, что к 1943 году немецкая
промышленность дала армии новую технику:
самолеты, танки, пушки. Противник старался
сохранить в тайне свои планы. Но советская
разведка узнала о планах наступления заранее –
сведения были полные. Но что делать? Начать
наступление и сорвать удар или ждать пока враг
соберет силы? Маршал Г.К.Жуков предложил
организовать жесткую оборону, сосредоточив
противотанковую самоходную артиллерию, авиацию
против танковых клиньев фашистов, выбить их, а
после этого перейти в решительное наступление.
(Слайд 3) Была создана глубоко эшелонированная
оборона: минные поля, окопы, траншеи. В подготовке
к предстоящим сражениям принимало участие и
население прифронтовых областей .(Проецируются
кадры “Население роет траншеи”,
слайд 4)

Если я на поле ратном,
Испустив предсмертный стон,
Упаду в огне закатном
Вражьей пулею сражен,
Если ворон, словно в песне.
Надо мною круг замкнет,-
Я хочу, чтоб мой ровесник
Через труп шагнул вперед.
Пусть ускорит он походку
Среди выжженной травы,
Пропотевшую пилотку
Не снимая с головы.
И, зажав винтовку твердо,
Отомстит за смерть мою,
За страдания народа
И за Родину свою!

(К. Симонов)

В 2 часа 20 минут 5 июля 1943 года Советская
Армия открыла огонь.

Это произошло внезапно для немецкого
командования, поэтому в их частях царила
растерянность, неспособность к быстрому
реагированию. Немецкая армия сразу понесла
большие потери в артиллерии. Через 2 часа немцы
упорядочили войска. В 5 ч. 30 мин. немецкая пехота и
танки двинулись на наши позиции.

Огненная дуга! Битва, не имеющая себе равных в
истории. Битва, развернувшаяся на громадной
территории- Орел, Курск, Белград. Здесь мы
превзошли врага не только в героизме, но и в
технике. Не помогли гитлеровцам ни “тигры”, ни
“фердинанды”, ни “пантеры”. Героизм проявлял
каждый советский солдат. (Слайд 5)

Если я на поле ратном, Испустив предсмертный
стон, Упаду в огне закатном Вражьей пулею сражен,
Если ворон, словно в песне. Надо мною круг
замкнет,- Я хочу, чтоб мой ровесник Через труп
шагнул вперед. Пусть ускорит он походку Среди
выжженной травы, Пропотевшую пилотку Не снимая с
головы. И, зажав винтовку твердо, Отомстит за
смерть мою, За страдания народа И за Родину свою!

Автор этих строк не профессиональный поэт, а
воин, лейтенант Владимир Чугунов. В одном из боев
Курского сражения 5 июля 1943 года, поднимая бойцов
в атаку, он погиб смертью храбрых. (Слайд 6)

Лейтенант И.Кожедуб – сбил 6 самолетов.

Старший лейтенант А.Горовец – в одном бою сбил 9
юнкеров, ни до него ни после него никто этого
не делал. Горовец совершил то, что в авиации
теоретически считалось невыполнимым и
невозможным.

Теперь обратим свое внимание на карту военных
действий. Наступление немцев на наши позиции с
севера в районе Понырей вклинилось на глубину 10-12
км, с юга – в районе Прохоровки от 30 до 35 км.
Советскими войсками командовали генерал Попов,
маршалы Баграмян, Рокоссовский, Ватутин,
Малиновский.

Немецкие войска возглавили г-фм Клюге (нем. –
“умный”), Людель, Манштейн (нем. “человек –
камень”), Гудерман – т.е. цвет немецкого
командования.

В деревне Прохоровка сошлись с обеих сторон 1200
танков. (Слайд 7)

“Итак, утром 12 июля две лавины танков
встретились и прошли в боевом порядке одна в одну
как проходят в промежутки зубья двух гребней.
Сравнение с гребнями, однако, не дает
представления о той страшной энергии, с которой
встретились противники. Все вокруг, на многие
километры – закрутилось вихрем. Ревели моторы,
скрежетали гусеницы, били пушки, взрывались
снаряды и кипели ненавистью сердца. Столкновение
танков, наверное, правильнее было сравнить со
столкновением двух клубков картечи, посланных с
огромных пушек навстречу друг другу. Два клубка
слились в один, чрезвычайно большой, и до самой
ночи этот огромный клубок крутился, обжигая
землю, сжигая самого себя. Сначала с обеих сторон
танкам помогали артиллерия и авиация. Но вскоре
пушки и самолеты вышли из дела: снарядом, бомбой
можно было попасть в свой танк, так перемешались
советские и немецкие машины. Артиллерия и
авиация теперь действовали на флангах битвы,
нанося удары по резервам, которые спешили к бою.
Танки то сходились на близкие дистанции, то
расходились, намереваясь попасть один одному в
борт. Когда выходила из строя танковая пушка или
кончались снаряды, танкисты шли на таран.
Стальные машины сталкивались с неимоверным
грохотом. С зияющими пробоинами в броне с
сорванными гусеницами и башнями горели сотни
танков. Поднимались столбы густого дыма и
постепенно разливались в воздухе. Боеприпасы,
которые были внутри охваченных пламенем танков
взрывались, и огромные языки пламени, тысячи искр
летели во все стороны. Башни с грохотом падали на
землю. Об отступлении, о выходе из боя никто не
думал: ни наши, ни гитлеровцы. Враг бился жестко,
умело, свирепо”.

Битва на рельсах.

Особенностью Курской битвы было участие
партизан, хотя они и находились далеко в лесах
под Брянском (раньше его называли Дебрянск, т.е.
дебри, глушь). Партизаны пускали эшелоны с
немецкой техникой под откосы. Из-за этого немцы
вынуждены были перебрасывать свою технику и
живую силу только днем, пуская вперед дрезину.
“Рельсовой войной” — так называли в штабе
действия партизан.



(На экране кадр “Первый салют в Москве”, слайды
9,10)

Из приказа Верховного Главнокомандующего ( в
чтении диктора Юрия Левитана в фонозаписи):

Сегодня, 5 августа, войска Брянского фронта
при содействии с флангов войск Западного и
Центрального фронтов в результате ожесточенных
боев овладели городом Орел. Войска Степного и
Воронежского фронтов сломили сопротивление
противника и овладели городом Белгород. Тем
самым разоблачена легенда немцев о том, что будто
бы советские войска не в состоянии вести летом
успешное наступление. Сегодня, 5 августа, в 24 часа
столица нашей Родины Москва будет салютовать
нашим доблестным войскам, освободившим Орел и
Белгород, 12 артиллерийскими залпами из 120
орудий… Вечная слава героям, павшим в борьбе за
свободу нашей Родины!

Смерть немецким оккупантам! Верховный
Главнокомандующий Маршал Советского Союза
И.Сталин. 5 августа 1943 года.

Среди участников в боях на Курской дуге был и
уроженец деревни Белое Озеро, учитель ветеран
Белоозерской школы — Холоднов Василий Степанович
(воспоминания ветерана фронтовика), (слайд 8).

Родился в 1918 году, член КПСС с 1951 года.
Участвовал в Великой Отечественной войне в 1942-1943
гг., в боях на Курской дуге. Работал директором
Белоозерской восьмилетней школы в 1972–1979 годах.
Окончил заочно Чувашский государственный
пединститут в 1952 году.

Итак, битва выиграна. Каково же значение этого
события? Значение Курской битвы. (Ответы
учащихся…Советская армия еще в середине России,
еще много отделяет ее от Германии, но уже
произошел в ходе второй мировой войны коренной
переворот. Последняя попытка Германии наступать
– закончилась провалом. Вырос авторитет СССР
среди стран-союзниц. Победа под Курском
способствовала освобождению левобережной
Украины в начале ноября. ) Английский
премьер-министр Черчилль до самой смерти не
уставал подчеркивать, что он первый враг
коммунизма, но как политик он в те дни сказал:
“Три великие битвы за Курск, Орел, Харьков, все
проведенные на протяжении трех месяцев,
ознаменовали крах немецких армий на Восточном
фронте”.

4. Закрепление материала Что такое коренной
перелом в ходе войны? Почему считается, что
коренной перелом в ходе войны окончательно
произошел после Курской битвы? В чем заключается
значение и каковы последствия Курской битвы для
обеих сторон? Решение тестов

1. Важнейшей причиной срыва плана немецкого
наступления в Курской битве является:

1) предупреждающий удар советской артиллерии;
2) вступление в бой резервных сибирских дивизий;
3) окружение основной массы немецких войск;
4) удар партизанских соединений в тыл немцев.

2. В ходе какой битвы произошло крупнейшее
танковое сражение Великой Отечественной войны:

1) Битвы за Москву;
2) Сталинградской битвы;
3) Курской битвы;
4) Битвы за Берлин.

3. Курская битва завершила коренной перелом в
ходе Великой Отечественной войны, так как:

1) стратегическая инициатива окончательно
перешла в руки Красной Армии;
2) гитлеровцы вывели свои войска из Прибалтики;
3) фашистская Германия потерпела первое крупное
поражение;
4) весной 1943 г. был открыт Второй фронт.

5. Домашнее задание:

продолжить заполнение
таблицы “Основные военные операции Великой
Отечественной войны”.

Дуга огненная.ppt




Следующий: